logo search
Этнология_Под ред

Этнические процессы в сибири в наши дни

Современное развитие народов России, расселившихся к востоку от Уральского хребта, вступило в новый и отнюдь не простой период. Если раньше многим казалось, что решение всех проблем сибирских народов возможно на пути простого приобщения их к европейской культуре, гигиене и современному образованию, то в настоящее время выяснилось, что этого определенно недостаточно. Воспитание детей в школах-интернатах отлучало их от привычной в прошлом работы оленеводов, рыболовов, охотников и т. п., лишало прежних трудовых навыков. А их новые знания и профессии оказывались излишними в местных условиях обитания и хозяйствования.

Это, однако, не единственная трудность, какую предстоит преодолеть. Среда обитания малочисленных пародов Севера и Сибири — тундровые и таежные пространства — очень уязвима по отношению к современной хозяйственной деятельности (промышленность, добыча минерального сырья и др.) и терпит все боль-

ший урон (разрушение оленьих пастбищ в тундре, лесных угодий охотников и т. п.) от добычи нефти, газа и других полезных ископаемых крупными государственными и частными компаниями. Материальные компенсации, выплачиваемые за эксплуатацию территорий, не восполняют ущерба, который испытывают ханты, манси, ненцы, нганасаны и другие этносы от разрушения среды их обитания.

Эти и подобные им трудности служат поводом для усиления национальных претензий и требований. Одним из них становится требование защиты этнических языков, чего стремятся достичь принятием законов о придании местным национальным языкам статуса государственных. Из числа языков сибирских народов местными органами законодательной власти таковыми признаны (наряду с русским) алтайский, бурятский, тувинский, хакасский и якутский языки. Около двадцати языков малочисленных народов находятся в состоянии ассимиляции и нуждаются в поддержке различными гуманитарными средствами.

Малочисленные народы дали миру талантливых писателей: Ю. Рытхэу (чукча), Ю. Шесталов (манси), С. Курилов (юкагир), собирателей фольклора — А. Платонов (эвенк) и т. д.

В 1999 г. парламент России принял закон «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации», затем важные законы «Об оленеводстве» и «О территориях традиционного природопользования», которые призваны значительно улучшить правовую ситуацию вокруг тех представителей народов Севера, которые по-прежнему стремятся вести традиционный образ жизни, заниматься традиционными видами хозяйства. Тем не менее ясно, что законодательная основа должна подкрепляться усилиями со стороны государственных органов и общественных сил.

В.В. Карлов