logo search
Этнология_Под ред

Папуасы

Антропологический тип и языки. Папуасами обычно называют тех коренных жителей Новой Гвинеи (примерно 85% всего населения острова), что говорят на различных языках, не относящихся к австронезийским. Их общая численность достигает 4,3 млн. человек. При этом папуасское население не едино, а делится примерно на 600 отдельных народов (племен или этносов), которые, как правило, невелики но численности— от нескольких сотен до нескольких тысяч человек. Только четыре народа превышают 100 тыс. человек: дани, энга, чимбу и хаген; все они живут на центральном нагорье о. Новая Гвинея.

По своему внешнему облику (антропологическому типу) папуасы относятся к веддо-австралоидной расе, для представителей которой характерны темная кожа, черные курчавые волосы, карие глаза, слегка выступающая вперед челюсть, широкий нос и утолщенные губы, а у мужчин — также обильно растущие борода и усы.

На большей части Новой Гвинеи и некоторых островах архипелага Бисмарка распространен своеобразный папуасский антропологический тип. Представителей этого типа отличают курчавые волосы, характерная (с крючковидным изгибом в области хряща) форма носа, сравнительно узкое лицо.

Большинство населения Папуа-Новой Гвинеи и Ириан-Джаи, а также часть населения Соломоновых островов говорят на папуасских языках. Ученые-лингвисты различают несколько семей папуасских языков, в рамках каждой из которых языки связаны хотя бы отдаленным родством. На языках самой крупной из семей — трансновогвинейской — говорит большинство народов Новой Гвинеи — около 2,8 млн. человек.

Необходимость общаться в условиях многоязычия приводит к возникновению так называемых больших языков. Довольно широко используются языки хири-моту («торговый моту») и ток-писин (язык, близкий по лексике к английскому, а по структуре — к меланезийским языкам).

Жизнь, быт и хозяйственные занятия. Главное занятие папуасов — земледелие. Важнейшие возделываемые культуры: таро, ямс, батат (клубневые), бананы, сахарный тростник, кокосовая и саговая пальмы, хлебное дерево. Хозяйство в основном натуральное и лишь изредка производит товарный продукт — кокосовые орехи, кофе, какао. Традиционные орудия — каменный топор или тесло, заостренный сажальный кол и узкая деревянная лопата. Реже встречаются мотыги. Каменные и деревянные орудия теперь почти повсеместно вытеснены железными. Но, по существу, хозяйство осталось прежним. Даже

распорядок дня в папуасской деревне мало изменился по сравнению с существовавшим до начала европейской колонизации.

Рано утром взрослое население деревни расходится но своим делам. Женщины — в лес, где расположены (обычно вдали от деревни) огороды; там они занимаются посадкой, прополкой, сбором урожая (сохраняемого «на корню» — каждый раз снимается столько клубней таро, ямса, батата или других продуктов, сколько требуется семье на сутки).

Мужчины тоже отправляются в лес, где расчищают от растительности участки для новых огородов, огораживают их от диких свиней, жгут поваленные деревья, вскапывают землю (все остальное — дело женщин). Днем деревня пуста: в ней остаются только старики и маленькие дети. К вечеру первыми возвращаются женщины. Они приносят с собой клубни, хворост для костров, бамбуковые сосуды с водой, разводят возле хижин небольшие костры и готовят обед. Затем в деревню возвращаются мужчины. После еды рабочий день продолжается: кто чинит крышу на своей хижине, кто — лодку; женщины плетут сумки, циновки. Поздно вечером деревня засыпает. Рано утром — холодный завтрак (то, что осталось от вчерашнего обеда), и все опять расходятся по своим делам.

Каждая папуасская семья имеет 5 — 6 участков в разных местах: на одном вскапывают землю, на другом производят посадку, на третьем и четвертом — прополку, на пятом выкапывают из земли клубни, а на шестой участок, откуда клубни уже выкопаны, пускают свиней; заброшенный участок скоро зарастает лесом и будет вновь расчищен через 10— 15 лет.

Животноводство у папуасов развито слабо. До прихода европейцев единственными домашними животными островитян были свинья, собака и курица. Собак и свиней держали ради мяса; кур и их яйца редко употребляли в пищу (куры жили в лесу в полудиком состоянии). В последнее время в некоторых деревнях появился крупный рогатый скот; делаются попытки увеличить его поголовье.

Рыболовством вплоть до настоящего времени занимаются лишь некоторые прибрежные племена.

Охота в Океании не играла сколько-нибудь значительной роли из-за почти повсеместного (кроме Новой Гвинеи) отсутствия крупных животных; основными объектами охоты являются дикая свинья, крупная нелетающая птица казуар, крокодил. Папуасы охотятся с помощью копья, лука и стрел. Ремесло у папуасов еще не отделилось от земледелия. Все, кроме части орудий труда, предметов одежды и украшений (покупаемых в деревенской лавочке или в городе), они делают для себя сами: сами строят себе жилища, лодки и т. п.

Папуасы селятся в хижинах — удлиненно-прямоугольных, овальных или (реже) круглых в плане легких наземных постройках. Основой их служат врытые в землю столбы, на которые опирается выстланная пальмовыми листьями кровля — обычно высокая и иногда спускающаяся чуть ли не до самой земли. На стены идут жерди, кора, стебли и листья растений; иногда для этого используют плетеные циновки. Пол в хижинах — земляной. Кое-где встречаются постройки на высоких сваях, с полом из бамбуковых стволов.

В одежде для защиты от холода жители Меланезии практически не нуждаются. Распространены набедренные повязки, пояса, передники, плащи-накидки. Вместо тканей папуасы используют тапу. Украшения — браслеты, серьги, носовые вставки — носят преимущественно мужчины. Целям украшения служат также татуировка и окраска тела.

Пища в основном растительного происхождения. Мясо употребляют редко. Пищу готовят на кострах и в широко распространенной по всей Океании земляной печи, представляющей собой яму, куда вперемежку с раскаленными на костре камнями укладывают завернутые в листья куски пищи, после чего все содержимое ямы на час или на большее время прикрывают ветвями и землей.

Общественный строй и религиозные верования. Папуасы делятся на племена. Эти племена — довольно непрочные объединения, связанные единством язы-

ка и культуры, но не имеющие особой племенной организации, племенных вождей и т. п.

Основу папуасского общества составляет род — группа совместно проживающих кровных родственников трех-четырех поколений. Роду папуасов отцовский, т. е. счет родства ведется по отцовской, а не материнской линии. Несколько родов обычно объединяются в союзы. Союз родов — самая крупная социальная организация, которая имелась у папуасов до прихода европейцев.

В настоящее время большинство населения Новой Гвинеи исповедует христианство в форме протестантизма или католицизма. Однако христианизация папуасов имеет поверхностный характер, стойко сохраняются старинные верования. В Папуа-Новой Гвинее, например, никого не удивит, если член правительства берет месячный отпуск и отбывает из столицы в родную деревню, чтобы пройти там обряд инициации; по местным понятиям, мужчина, не прошедший инициации, не может считаться полноправным членом общества. Среди папуасских племен сохраняются вера в тотемных животных, распространены магия и культ предков (в форме культа их черепов).