logo search
Этнология_Под ред

3. Хозяйство

Традиционно в Средней Азии для XIX — нач. XX в. иыделяют три хозяйственно-культурных типа, границы которых не совпадают с этническими границами. Это оседлые земледельцы — таджики, большинство узбеков и туркмен, уйгуры, группы каракалпаков и киргизов, подвижные скотоводы (кочевники) степей и полупустынь — казахи, киргизы, часть узбеков и туркгген и полуоседлые в недалеком прошлом земледельцы-скотоводы, жившие на окраинах оазисов — каракалпаки, часть узбеков и туркмен, группы казахов и шргизов.

Орошаемое (поливное) земледелие. Средняя Азия гринадлежит к аридной (то есть сухой, засушливой) зоне. Климатические условия не позволяют в равнинной части региона выращивать растения без искусственного орошения. Для этого необходимы ирригационные системы — сооружения для доставки необходимой для полива воды на поля. Земледелие в этой части Азии известно с V тысячелетия до н. э. К середине I тысяче •«тия н. э. были освоены почти все пригодные для обработки площади. Земледелие основывалось на искусственном орошении. Вода подавалась на поля при

помощи каналов и арыков (отводов от магистрального, достигающего десятки километров в длину канала), и величина урожая зависела от количества поступающей на поля влаги. Многие большие каналы были построены очень давно — возможно, в Античную эпоху или в Средние века. Самые крупные оросительные каналы, в Средней Азии сооружены при советской власти. Это Большой Ферганский канал (длиной в 345км) в южной части Ферганской долины и Каракумский канал (длина более 1 тыс. км), давшие жизнь миллионам гектаров ранее безводных земель. Основа местного земледелия — оросительная система — всегда требовала большого приложения труда не только во время ее сооружения, но и при эксплуатации. В горных и предгорных районах оросительные системы значительно меньше по размерам, хотя и на их постройку тратится много сил. Здесь больше полей, на которых сеют «под дождь», то есть без искусственного орошения.

Земледельцы в Средней Азии выращивают самые разные сельскохозяйственные культуры, главной из которых в XX в. стал хлопчатник. В последние годы площади, занятые под хлопчатником, несколько сократились. Далеко за пределами Средней Азии известны фрукты, возделываемые в садах, — абрикосы, персики, гранаты и др. Например, выращиваемый в Туркмении виноград считается самым сладким, а хорезмские дыни в Средние века (при тогдашнем-то транспорте!) доставлялись к столу Багдадского халифа.

Главной сельскохозяйственной культурой — до «хлопкового» XX в. — всегда считалась пшеница. В Средней Азии эта культура была одомашнена в глубокой древности. В конце XIX — начале XX в. хлопчатник оттеснил все остальные сельскохозяйственные культуры на вторые роли. Часто можно слышать, что многие беды населения Средней Азии связаны с преобладанием монокультуры хлопка в сельском хозяйстве. Доля истины в этом есть. Хлопчатник очень трудоемкое растение, требует большого количества воды для полива и строгого соблюдения агротехники. В то же время очень высокая цена на хлопок на мировом рынке делает его наиболее доходной и выгодной культу-

рой. В современных условиях Средней Азии этой культуре пока что нет альтернативы.

До установления колхозного строя сельскохозяйственные орудия были примитивны и малопроизводительны. Основным пахотным орудием служила деревянная соха с железным или чугунным наконечником. Вспашку производили несколько раз — вдоль и поперек поля. Землю боронили деревянной доской с закрепленными в ней каменными, а позднее железными зубьями. Тягловыми животными были быки, лошади, а в отдельных районах верблюды. Сеяли вручную. Урожай собирали серпами. Очень важным земледельческим орудием, помимо лопаты, была своеобразная мотыга — кетмень. За исключением вспашки и боронования кетменем и лопатой производили все земляные работы. Трудовые затраты при орошаемом земледелии — сооружение и чистка магистральных каналов и арыков, полив и промывка почвы от соли, двух и трех разовая вспашка — в шесть раз превышали затраты на единицу продукции при богарном («под дождь») земледелии в благоприятных природных условиях.

Подвижное скотоводство. Второй распространенный в Средней Азии вид хозяйственной деятельности — подвижное (часто употребляется не совсем точный термин — кочевое) скотоводство. Как тип хозяйственной деятельности оно сложилось в степях и полупустынях. Подвижным скотоводством занимались казахи, киргизы, часть туркмен и узбеков, обитавших на обширных пространствах степей, полупустынь и гор. Под подвижным скотоводством («кочевничеством») понимается такой вид скотоводческого хозяйства, когда в основе существования какого-либо народа или части народа лежит экстенсивное скотоводство в условиях сезонных перекочевок.

На рассматриваемой территории выделяется три способа кочевания: меридиональное, вертикальное и стационарное. Последний способ кочевания часто называют «пустынным скотоводством». Вид кочевания в скотоводческих обществах определяется социальными факторами (количество скота в хозяйстве скотово-

да) и географическими условиями, в которых находилась та или иная группа населения. Среда обитания порой имела решающее значение для определения вида кочевания. В этой связи и выделение типов кочевания весьма условно. Очень часто сочетание природных факторов заставляет скотоводов вносить весьма заметные коррективы в системы выпаса скота.

Суть меридионального кочевания состояла в том, что зимние кочевья скотоводов располагались в самых южных районах той области, где они обитали. С наступлением весны скотоводы начинали движение на север, вслед за теплом. Лето стада проводили на северных пастбищах, а с приближением осени скотоводы начинали продвижение на юг, на зимовки. Больше всего у скотоводов ценились зимние пастбища, на которых скот проводил самое трудное время года. Маршруты перекочевок регулировались расположением водных источников. Самые длинные перекочевки бывали у казахов. Зиму скотоводы проводили на юге Казахстана, а с наступлением весны, после появления у скота молодняка, начинали движение со своими стадами на север. Соотношение различных видов скота — в основном лошадей, овец и верблюдов — устанавливалось многовековым опытом. Зимой овцам надо добывать корм из-под снега, а лошади разбивают своими копытами снежную корку и разрыхляют снег. Одна лошадь разрыхляет снег на площади, где могут прокормиться не более шести овец.

Вертикальное кочевание применялось скотоводами в горной местности. Зиму скотоводы проводили в горных долинах, защищенных от ветров, и где скот мог доставать корм из-под снега. Вместе с теплом скотоводы поднимались на альпийские пастбища, где и проводили теплое время года. С наступлением холодов скот возвращался на зимовки в долины. Жители высокогорного Памира, практикующие такой вид кочевания, разводят преимущественно яков. Верблюдов в горах обычно не держат.

Стационарное кочевание больше всего было распространено в наиболее засушливых районах — в Туркмении, на юге Узбекистана; на полуострове Мангышлак.

При этом способе кочевания стада наименее подвижны. Зиму скотоводы проводили в песках или в горных долинах, где почти не бывает снежного покрова и скот обеспечен кормом, а люди топливом. Летом стада паслись на расстоянии одного дневного перегона от поселений и их пригоняли на водопой черен 1—2 дня. Предметом особой заботы и гордости туркмен-скотоводов являются лошади. Широко за пределами Туркмении известна ахалтекинская порода этих животных. Менее известна другая порода туркменских лошадей — юмугская.

Комплексное хозяйство. Комплексное, или полуоседлое, хозяйство вели жители на окраинах больших оазисов и по берегам озер и морей. Здесь подвижное скотоводство сочеталось с земледелием или рыболов-твом.

Населению Средней Азии известен и другой, бо-лзе производительный, вид комплексного хозяйства — тгонное скотоводство. Суть его состоит в том, что тасть оседлого земледельческого населения — как правило, предгорных оазисов — занимается специали-мрованным скотоводством, в основном овцеводством. На лето часть населения отправляется со скотом на мрные пастбища, а другая часть — остается в селении и занимается земледелием. Зимой скот находится ыизу, около селений и пасется на окрестных полях. Отгонное скотоводство характеризуется тем, что при нем необходимо заготавливать корма на зиму, так как осоло поселений земледельцев в оазисах нет таких обширных зимних пастбищ, как в степи или в пустыне.

Домашние промыслы и ремесло. Одной из важней-иих составных частей производственной деятельности населения Средней Азии, наряду с земледелием и ютоводством, были домашние промыслы и ремесло. Втоpoe крупное и исторически важное разделение груда — отделение ремесла от земледелия — произошло здесь уже в эпоху бронзы. Ремесленное производило сосредоточивалось в оазисах — в городских и крупных сельских поселениях, где хотя бы раз в неде-

лю собирались большие базары. В городах ремесленники каждой профессии селились по своим кварталам. Были кварталы ткачей, кузнецов, портных, сапожников, столяров, медников и других профессий. Ремесленники тех специальностей, что по нынешней терминологии относятся к экологически опасным профессиям (литейщики, кожевники и им подобные), селились подальше от жилых городских кварталов — на окраинах больших городов, по соседству со своими мастерскими. Во избежание пожаров в плотнозаселенных городских кварталах металлурги и гончары, чье ремесло связано с «большим огнем», селились обычно на удалении от них; последние часто обосновывались в крупных сельских поселениях.

Среднеазиатское ремесло отличалось очень дробной специализацией. Например, были ткачи, которые изготавливали только какой-нибудь один вид ткани, или красильщики, каждый из которых окрашивал нитки или ткань в определенный цвет. Такая .же узкая специализация существовала и у кузнецов: кто-то специализировался на выделке только подков, серпов или ножей и т. д. В соответствии с профессией, ремесленники объединялись в цехи. Во главе цеха стоял староста, руководивший всей хозяйственной жизнью цеха. Последняя регламентировалась цеховым уставом (рисоля). Ремесло передавалось по наследству от отца к сыну, который перенимал у отца все секреты производства. В наши дни ремесленные объединения потеряли былое значение.

Интересен и тот факт, что в изделиях ремесленников, по сути, отсутствовала национальная специфика. Например, керамической и металлической посудой, сделанной хо-

резмскими ремесленниками, с одинаковым успехом пользовались как оседло-земледельческие, так и скотоводческие группы узбеков, туркмен, каракалпаков и казахов. Одежду из тканей, выработанных в Самарканде, носили таджики, кочевые и оседлые группы узбеков.

Развитие ремесленного производства тормозилось отсутствием сырьевой базы — прежде всего металлических руд. Их богатые запасы были обнаружены только в годы советской власти.

Серьезный урон экологии края, от которого она не может оправиться до наших дней, нанесло средневековое керамическое производство. На рубеже первого и второго тысячелетий н. э. в строительной практике широко стал использоваться обожженный кирпич. На строительство различных зданий и сооружений требовалось громадное количество кирпичей, для обжига которых вырубались многие сотни гектаров леса. Это пагубно сказалось на экологии края. Дефицит сырья и энергоносителей сдерживал развитие ремесленного производства. Оно не вышло за рамки средневекового цехового производства и не могло подняться до уровня мануфактуры.

В обществе подвижных скотоводов собственно ремесленного производства не было. В каждой семье вырабатывались необходимые вещи — кошмы (узорчатые войлоки), шерстяные ткани. Шилась одежда и изготовлялась сбруя и т. п. предметы. У туркмен большое значение имело ковроделие. История ковроделия еще до конца не исследована. Тем не менее известно, что ковры имелись уже в культуре скифов. Этот вид домашнего промысла создал произведения большого искусства и высоко ценится во всем мире. Вероятно, ковроделие возникло у населения, жившего в предгорной полосе на границе оазисов и степи. Одним из важнейших условий возникновения и бытования ковроделия была малая подвижность скотоводческого хозяйства и достаточно многочисленное поголовье животных, дающих пригодную для ковроделия шерсть. Еще в XIX в. ковры были символами («гербами») племен. Главный элемент коврового узора — гель — у каждого племени был свой. Если одно племя подчиня-

лось или покорялось другому, то побежденный в знак признания своего подчиненного положения начинал изображать на своих коврах гель победителя.

Хозяйственное взаимодействие. Все многообразие хозяйственных занятий населения Средней Азии составляет целостный комплекс, позволяющий полнее использовать природные условия страны. Скотовод-кочевник не может жить без хлеба — продукции оседлой земледельческой части населения. Основу пищи скотоводов вопреки широко распространенному мнению составляет не мясная, а молочно-хлебная пища. В степи нет такого количества пастбищ, чтобы содержать столько скота, сколько нужно для обеспечения населению чисто мясного рациона питания.

В свою очередь, земледельческие оазисы нуждались и нуждаются в продуктах скотоводства: тягловых и мясных животных, шерсти и кожах. Реальные условия оазисов позволяют содержать только небольшое количество рабочего и молочного скота. В обмен на скот кочевники получали и получают из оазисов, помимо хлеба, металлические изделия, хлопчатобумажные ткани и другие продукты ремесленного производства. В эпоху машинной индустрии взаимоотношения между скотоводами и земледельцами претерпели, конечно, существенные изменения. Экономические рычаги, регулировавшие взаимообмен продуктами труда, отчасти заменились государственным обеспечением населения необходимыми продуктами, однако и прежние хозяйственные связи не исчезли полностью.

Этнодемографические проблемы. Хозяйственное единообразие региона создает и одинаковые проблемы в иных областях жизни. В первую очередь это касается численности населения. Присоединение Средней Азии к России во второй половине XIX в. стабилизировало политическую жизнь, что активизировало хозяйственную деятельность. Все это способствовало нерегулируемому росту численности населения. Например, население северного Таджикистана за сто лет пребывания его в составе России и СССР увеличилось

в 11 раз. Это, в свою очередь, обострило продовольственную проблему и осложнило до критического уровня проблему поселенческую. В оазисах просто не хватает места для строительства новых жилищ и выделения участков под огороды, которые играют очень большую роль в обеспечении населения продовольствием. Численность населения оазисов увеличивается также за счет части скотоводческого населения. В степной части страны, то ость в скотоводческом хозяйстве, возможности приложения труда избыточного населения еще меньше, чем в оазисах.

Общественная организация. Разные способы добывания материальных благ, существовавшие у народов Средней Азии, определили и неодинаковый уровень развития общественных отношений. В обществе земледельцев классовые отношения зародились уже в эпоху бронзы (III тысячелетие до н. э.). Более четко выражены они были у оседлых земледельцев, нежели у кочевников-скотоводов. Жители оазисов знали частную собственность на землю, в то время как в скотоводческой степи пастбища принадлежали всем скотоводам, проживающим в данном месте. Сложность классовых отношений у земледельцев оазисов обусловливалось неопределенностью собственника-земледельца на воду для орошения полей. Формально вода считалась собственностью жителей того или иного населенного пункта, а фактически ею часто распоряжались богатеи. В городе классовые отношения были выражены значительно четче, чем на селе. В целом же социальная стратификация у населения Средней Азии была достаточно сложной и имела много региональной специфики.

Государственный строй. До присоединения Средней Азии к России социальная организация местного общества сохраняла много архаических черт. Страна была поделена между тремя ханствами — Бухарским, Хивинским и Кокандским. В этих государствах в конце XIX — начале XX в. считалось (чаще формально, чем на самом деле), что вся земля находится во владении хана или эмира. Верховный правитель был не только

светским, но и духовным правителем живущих в ханстве или эмирате мусульман. Аппарат управления состоял из множества чиновников, получавших часто плату не только деньгами, но и натурой — продукцией сельского хозяйства.

Основной социальной ячейкой среднеазиатского общества была соседская община. В земледельческом оазисе община выступала фактическим собственником земли и воды. Внутри общины земля и вода распределялись между семьями. Вода в Средней Азии ценилась ничуть не меньше, если не больше, чем земля. Здесь широко бытует пословица: «Родит не земля, а вода». Формально каждый член общины мог продать свой земельный участок и свой пай воды любому человеку. В действительности, если покупатель почему-либо не устраивал общину, ему лучше было отказаться от покупки. Ему создавались невыносимые условия жизни.

По шариату (мусульманскому праву) помимо общинной собственности существуют частнособственнические земли — мюльк. Ни городская, ни сельская общины никакого права на эту собственность не имели, и владелец мюлька свободно им распоряжался. Наконец, в оазисах существовала еще одна форма собственности на землю — вакуф. Это земли, доход от которых шел на содержание культовых зданий — мечетей, медресе и мазаров («святых мест»). Эти земельные участки считались неприкосновенными, и их статус не мог быть изменен.

Скотоводческое общество сохраняло организацию по племенному принципу. Кочевая община была основной ячейкой. Она объединяла несколько родственных семей. Общины составляли небольшие племенные подразделения, которые и формировали скотоводческие племена. Все пастбища, как и водные источники, считались собственностью племени. Племена не были стабильными социальными единицами. Они изменялись во времени. Большие и сильные в силу политических или природных (например, многолетняя засуха) катаклизмов становились малочисленными и слабыми, и, наоборот, слабые могли стать многолюдными и сильными.

В скотоводческом обществе казахов и киргизов существовало деление скотоводов на белую и черную кость. К первой относились ханы и султаны, ко второй — все остальные скотоводы. Туркмены также делились на «благородных» игов и «неблагородных» кулов. В XX в. это деление если и имело какое-либо значение, то только в выборе брачных партнеров. Кроме того, у всех народов Средней Азии, исповедующих ислам, до настоящего времени сохраняется привилегированная «конфессиональная» группа, ведущая свое происхождение (по устной генеалогии) от первых четырех «праведных» халифов. Они — эти потомки халифов — играют заметную роль в религиозной жизни среднеазиатского общества.

В наши дни политический строй среднеазиатских государств определяется как президентские республики. В разных государствах в зависимости от исторических традиций правовое соотношение законодательной и исполнительной власти не одинаково. Не одинаково во властных структурах разных республик и значение исламских и иных социальных традиций.

5. МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА

Поселения и жилища. Материальная культура народов, населяющих степи, оазисы и горы, в большей степени отражала хозяйственные занятия и региональные особенности, нежели этническую специфику. Это хорошо видно на примере поселений и жилища. Поселения разделились на городские и сельские уже в конце эпохи бронзы. Несмотря на то, что город давно выделился в самостоятельную поселенческую категорию, горожане не порывали целиком с сельским хозяйством.

Быстрый прирост населения Средней Азии в XX в. отразился и на его размещении по разным типам поселений. Очень заметно изменились среднеазиатские города. Достоверно известно, что еще 150 — 200 лет тому назад древние города Средней Азии имели на своих территориях много фруктовых садов, огородов и даже небольшие поля. В центрах многих городов, сформиро-

вавшихся до присоединения Средней Азии к России, располагались крепости, в которых размещались дворцы правителей страны или области. В непосредственной близости от крепости находился базар, главная — «пятничная» — мечеть (помещение для общественных молитв) и другие общественные здания. С ростом численности населения городская застройка уплотнилась, и к XX в. «старые» части среднеазиатских городов почти лишились своих садов. Озелененными ныне предстают новые, так называемые «русские», части древних городов. Это очень хорошо заметно на примере Бухары, Ходжента и многих других крупных городов Средней Азии.

Не менее заметные изменения произошли в сельских поселениях. Их размеры и планировка исстари определялись местными природными и хозяйственными условиями, главным из которых всегда оставалась обеспеченность водой: наличие реки, ручьев, колодцев. В Хорезмском оазисе, например, был широко распространен хуторской тип расселения: вдоль канала, на значительном расстоянии друг от друга, строились жилые усадьбы.

В большинстве областей Средней Азии села и города состоят из кварталов (махалля), населенных либо родственными группами, либо ремесленниками одной специальности. В конце XIX — начале XX в. махалля являли собой соседскую общину с очень важной функцией — регулятора и организатора общественных работ,

распределителя воды для орошения (полива) полей своих членов. С конца XIX в. в связи с быстрым ростом: населения сельские поселения стали быстро увеличиваться и размерах. Осваивались околицы поселений— как путем строительства новых жилищ, из которых формировались новые махалля, так и путем создания новых оросительных каналов и арыков для полива вновь освоенных земель. И теперь сельские поселения— например, той же Ферганской долины - нередко насчитывают но 10 и более тысяч жителей.

Имеется важное обстоятельство, которое (наряду с прочим) удерживает население на селе. Для вспашки поля, сбора и обработки урожая (кроме хлопка), требуется не так уж много рабочих рук. Наиболее же трудоемкая работа у земледельца начинается ранней весной, когда приходит пора чистки арыков и ремонта водозаборных устройств. Именно это наряду с традиционным образом жизни и затрудненностью в селе получить «городскую» профессию удерживает наиболее работоспособную часть общества в селе.

Население оазисов Средней Азии нашло выход из такой ситуации: в развитии ремесленного производства не только в городе, но и в сельской местности. Например, в очень большом селении Риштан (Ферганская долина) люди занялись кер амическим производством. Сейчас их продукция известна далеко за пределами Узбекистана. В других крупных селениях развивалось изготовление металлической посуды, столярный и другие промыслы.

В горах селения значительно меньше по размерам, хотя среди них есть и такие, что насчитывают не одну тысячу жителей. Земельный голод ощущается здесь с особой силой. К нашему времени в горных долинах свободной земли не осталось, и населению ничего не остается, как переселяться на равнины, где обстановка все же не столь напряженна. Многие горцы селятся в городах.

В степной части Средней Азии, у подвижных скотоводов, постоянных жилищ раньше не было. Но в условиях кочевания из года в год по одним и тем же маршрутам на этих путях со временем стали появлять-

ся небольшие оседлые поселения. Первые из них возникли в 50-х гг. XX в. Располагались они вблизи колодцев. В годы советской власти выходцы из скотоводческих районов чаще оседали в городах.

В Средней Азии распространены жилища двух типов: у оседлых земледельцев — глинобитные постройки, у подвижных скотоводов — войлочные разборные юрты.

Принципиальная конструкция жилища оседлого земледельца для всей Средней Азии одинакова. Дома строятся из сырцового кирпича. В иных местах стены построек возводят из глины, наращивая ее слоями. В горах для строительства жилья порой применяют камень. Широко используется каркасная конструкция стен, особенно в сейсмоопасных районах.

Планировка жилища земледельца за последние 70 — 100 лет претерпела существенные изменения. Еще в конце XIX — первой трети XX в. жилье подавляющей части трудового сельского населения состояло из одной комнаты, кухни и небольшой крытой террасы (айвана). Ближе к нашему времени жилище стали увеличивать в размерах, появились дополнительные жилые комнаты. Почти во всех домах стали строить специальные помещения для гостей-мужчин (мехмонхона). Раньше такие комнаты существовали преимущественно в жилищах горожан и очень зажиточных сельских жителей. В наши дни традиционное жилище в оазисах

Средней Азии обязательно состоит как минимум из трех комнат — спальни, зимней кухни и мехмонхоны. Непременной принадлежностью жилого дома является и айван. В теплое время года на айване проходит вся жизнь семьи. Здесь работают, отдыхают, спят и т. д. Городское жилище отличалось от сельского, как правило, большими размерами и богатством декора. В северном Таджикистане, например, оно украшалось по-лихромной росписью и резьбой по ганчу (гипсу). В богатых семьях жилой дом делился на две части — мужскую и женскую. На женскую половину вход посторонним мужчинам запрещен. Жилище горожан, как и сельские жилища, отгораживались от внешнего мира довольно высокими глинобитными стенами — дувалами. Квартал-махалля представлял собой маленькую крепость, огороженную со всех сторон. Внутри квартала усадьбы отделены друг от друга менее высокими дувалами, в которых проделаны проходы, соединяющие соседские дворы.

Во второй половине XX в. в городском и сельском пригородном индивидуальном строительстве стали преобладать современные строительные и архитектурные приемы, часто не имеющие ничего общего с местной строительной традицией.

Иначе выглядит традиционное жилище скотоводов — переносная решетчато-войлочная юрта. От монгольской юрты среднеазиатская, особенно туркменская, отличается формой крыши (она более округлая) и обилием ковров в убранстве жилища.

Одежда населения Средней Азии — явление по своей сути уникальное. Трудно сказать, чего в этой части материальной культуры больше — общих черт или хозяйственной, национальной, а также региональной специфики. Конструктивно, по набору элементов, одежда земледельцев и скотоводов одинакова — как мужская, так и женская. Основу мужской одежды составляет свободного покроя рубаха и штаны с широким шагом. Женская одежда отличается от мужской некоторыми деталями кроя, длиной рубахи и ее цветом. Мужской костюм шили из белой ткани, женский —

из цветной. Национальная и региональная специфика проявлялась в деталях кроя.

Верхней одеждой повсеместно был распашной халат с длинными рукавами. Покрой и расцветка халатов имели в основном областные, а не этнические различия. В земледельческих районах преобладали ватные стеганые халаты, а у скотоводческого населения — халаты из шерстяных тканей. В холодное время года носили шубы из овчины (особенно скотоводы).

До конца XIX — первой трети XX в. национальным и региональным отличительным признаком служили головные уборы. По большой папахе можно было отличить туркмена, а по войлочному колпаку с отогнутыми полями — казаха и киргиза. Различны были и головные уборы таджиков и узбеков. Мужские тюбетейки различались формой и узором оформления. Каждый сколько-нибудь крупный оазис имел «свою» тюбетейку. Но уже к середине XX в. в оазисах восточной части Средней Азии почти безраздельное господство в качестве летнего мужского головного убора завоевала черная тюбетейка с белым, сильно стилизованным изображением птицы. Хотя ее часто называют «узбекской», происходит она из крупного таджикского селения Чуста, расположенного в Ферганской долине.

Традиционная женская одежда сохранила больше «архаических» черт, хотя покрой платьев воспринял и «европейские» элементы. Современные веяния в женской одежде больше заметны в городе. Наиболее стойкими оказались половозрастные и событийные комплексы одежды — свадебные, траурные и т. п. Большое место в праздничных комплексах женской одежды занимают ювелирные украшения. Обособленно от общего «среднеазиатского» стиля выглядят туркменские украшения. Они изготавливаются из серебра с сердоликовыми вставками и сохранили очень архаичные формы. Иначе выглядит набор женских украшений, бытующий у узбеков и таджиков. Казахские и киргизские женщины носили меньше металлических украшений, и они у них отличались от оазисных нарочитой «грубостью».