4. Общественные отношения
Предки народов Закавказья прошли длительный исторический путь — первобытный строй, рабовладение (на этот счет некоторые ученые высказывают сомнения), феодализм (не все этносы) и капитализм. В XIX в. у местных народов прочно сохранялись черты феодальных, а то и патриархальных отношений; в Грузии, например, существовало крепостное право. В Закавказье существовали разные формы государственной организации — царства, ханства и княжества. Было распространено феодальное землевладение. Издавна сложилось влиятельное купечество (особенно у армян).
Ремесленное производство обусловило формирование обширного слоя ремесленников, частью объединенных в цехи (в Грузии), частью входивших в местные крестьянские общины.
Крестьянские поземельные общины были характерны для всех народов Закавказья. Вместе с тем в структуры общины сложным образом вплетались семейные отношения, обширные семейные союзы (патронимии), объединявшие многолюдные родственные коллективы. Большие патриархальные семьи воспитывали твердые представления о власти старших мужчин, о священных принципах и обязанностях родственной взаимопомощи, об обязательности кровной мести (например, у абхазов).
Как и на Северном Кавказе, у народов Закавказья был распространен обычай amалычества. Этим обычаем были связаны семьи грузин (мегрелов) и абхазов. В XIX в. здесь развилась новая форма аталычества, когда 9—10-летнего ребенка на 1—2 года отдавали в семью другой национальности, в которой ребенок помогал взрослым вести хозяйство и попутно овладевал другим языком. В конце XIX в. мегрелы отдавали своих детей в русские семьи для изучения русского языка. Посредством обычая куначества (побратимства) и через межнациональные браки в XIX —XX вв. в регионе шел процесс интеграции культур. Этому способствовало также почти двухвековое отсутствие границ между государствами. Но в конце 1980-х гг. межэтнические браки, например, в Армении и Азербайджане имели уже довольно низкие показатели (от 4 до 8% всех заключенных браков). Это был симптом нарастающего напряжения в армяно-азербайджанских отношениях.
Семья воспитывала у молодежи точное знание правил поведения, формировала принципиально различные социальные роли мужчин и женщин, обязанность строго следовать обычаю.
Свадебные и погребальные ритуалы, обряды, связанные с рождением и наречением ребенка, также регулировались. Обычно свадьбы устраивались по сватовству (однако не исключались и похищения не-
вест, особенно при желании избежать больших расходов на свадьбу). Бытовали (в частности, среди азербайджанцев) случаи люлечного обручения: мальчик и де-Еочка с рождения признавались их родителями женихом и невестой. Брачный возраст у азербайджанцев для голо дых людей устанавливался около 18 — 20 лет, для двушек — 14—18 лет; среди грузин представители обоих полов обычно вступали в брак в возрасте 19 — 25 лет. У большинства армян брачный возраст колебался гоимерно в тех же пределах, но бывали случаи и очень ршних браков. Христианские народы придерживались юногамии, мусульманам разрешалось иметь до четырех жен. В действительности, особенно среди простого народа, случаи многоженства встречались редко.
Свадебный обряд представлял собой многодневное, южное по структуре и числу участников действо. Е'/ководителем свадьбы у грузин служило особое лицо— эджиби. У азербайджанцев сторона жениха вносила плату за невесту (башлыг), что оговаривалось брачном договоре (кебин).
Свадьбы, а также религиозные и другие праздни-ш обычно становились событиями общественного значения. В них принимали участие не только родствен-ики и соседи, но и значительная часть общины, жители всего поселения или городского квартала.
- Глава 1
- Наука о народах
- Из истории этнологии
- Способы классификации этносов
- Из истории освоения ойкумены
- Как этнологи изучают народы
- Глава 2
- Аборигены
- Судьба аборигенов и их культуры в XIX-XX вв.
- 3. Становление и развитие англо- австралийской нации
- Глава 3
- Общие сведения
- 2. Н. Н. Миклухо маклай на новой гвинее
- Микронезийцы
- Меланезийцы
- Папуасы
- Народы океании 0 XX в. И в наши дни
- Глава 4
- 1.Характерные особенности полинезийской культуры
- «Мореплаватели солнечного восхода»
- Впоискак прародины полинезийцев
- Полинезийские государства: касты, религия и мифологий
- Глава 5
- 2. Этническая история
- Глава 6
- 1. Народы черной африки
- 4. «Старые» I новые нормы душной культуры
- 5. Совремеввые этнические процессы
- Глава 7
- История передней азии
- Народы передней a3ии и иx хозяйственные занятия в наши дни
- Городи, поселения и материальная культура народов передней азии
- Семейные и общественные отношения
- Религия и духовная культура
- Глава 8
- Австралоиднве население индии
- Индоарийские народы
- Взаимодействие культур пригималайского региона
- Новое время – новые веяния
- Глава 9
- 1. Введение: географическая, языковая
- 3. Народы китайско-тибетском языковой семьи
- 4.Япония и японцы
- 5. Население кореи
- Глава 10
- 2. Жители континентальных стран
- Глава 11
- Кореше население северной америки
- Этнические процессы в северной америке
- Глава 12
- Страны и население
- Индейцы центральной и южной америки
- Образование независимых государств
- Регионы, народы, культурная специфика
- Черты духовной культуры
- Глава 13
- Формирование европейского населения. Основные этапы этнической истории европы
- Жители с8времейв0й европы
- Хозяйство и материальная культура европейских народов
- Семейный r общественный быт, духовная культура народов зарубежной европы
- Народы европы и мировая культур
- Глава 14
- Общие сведения: расселение, языки, раса и религии
- Этническая история
- Хозяйственные занятия
- Материальная культура
- 5. Семья и общество
- Глава 15
- Русские в россии и за рубежом
- Этническая история русских
- 3.Субэтнические группы русских
- 4. Хозяйство
- Материальная культура русских
- Общественные отношения и семейный быт
- Жанры и исполнители русского фольклора
- 9. Этническая тема в произведениях русских писателей
- Глава 16
- Краткий очерк истории москвы
- Национальное лицо российской столицы
- Социальный состав населения москвы
- Экономическое развитие москвы
- Семья и семейный быт
- 6. Праздники, развлечения и досуг
- 7. Городской фольклор
- 9. Религиозная жизнь
- 10. Другие города россии
- Глава 17
- Урало–поволжье как историко этнографическая область
- Языковой состав и культуры народов урало поволжья
- Духовная культура
- Калмыки нижнего поволжья
- Глава 18
- Народы и условия их жизни
- Общественная и семейная жизнь
- Устное народное творчество
- Современное развитие 3th0c0b
- Глава 19
- География и древнейшая история
- Этническая история северного кавказа
- Хозяйство
- 4. Материальная культура
- 5. Семейный n вещественный быт
- Фольклор и художественная литература
- Глава 20
- 1. Народы и культуры сибири
- 2. Население камчатки и чукотки
- 3. Жители берегов «великой рыбной реки»- амура
- Этнические процессы в сибири в наши дни
- Глава 21
- Белоруссия
- Украина
- Молдавия
- Глава 22
- Современный этнический, антропологический и религиозный состав населения юго-восточной прибалтики
- Традиционное хозяйство населения юго – восточной прибалтики
- Материальная культура населения юго- восточной прибалтики
- Семья у народов юго-восточной прибалтики
- 6. Духовная культура
- Глава 23
- 1. Этнический состав населения республик закавказья
- 2. Этническая история
- 3. Традиционная материальная культура
- 4. Общественные отношения
- 5. Верования, фольклор, профессиональная художественная культура
- 6. Обострение межэтнических отношений
- Глава 24
- 1. География и страны средней азии
- 2. Этническая история
- 3. Хозяйство
- 6. Духовная культура народов средней азии
- Глава 25
- Глава 1
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- Глава 5
- Глава 6
- Глава 7
- Глава 8
- Глава 9
- Глава 10
- Глава 11
- Глава 12
- Глава 17
- Глава 18
- Глава 19
- Глава 20
- Этнология