logo search
Этнология_Под ред

2. Этническая история

Азербайджанцы (самоназвание азербайджанлылар). Ъшадлежность азербайджанского языка к тюркской лыковой семье и близость его к турецкому языку порождает иллюзию простоты происхождения и формирования азербайджанского этноса. На самом деле эта густота лишь кажущаяся. В далеком прошлом территория современного Азербайджана делилась на две части. Та, что находилась к северу от реки Куры, началась Албанией. Это была довольно пестрая в этническом отношении территория. Языки ее населения (азанов, утиев-удин, легов-лезгин и других — всего более двадцати шести племен) относились к кавказской семье. Из населявших ее в глубокой древности племен заслуживают упоминания каспии, которые, хотя среднее и слились с другими народами, оставили о себе пчять в названии Каспийского моря. В I в. до н. э. — начале н.э. эта область стала объектом экспансии Рима Парфии. Позднее в Албании возникло местное государство. В его западной части в IV в. утвердилось христианство. В начале V в. здесь появилась письменность.

Области к югу от Куры, в том числе расположенные и за пределами современной Республики Азербайджан, в древности именовались Атропатеной. В III в. Атропатену, а затем и Албанию подчинила себе Персия. Желая укрепить свои позиции в регионе, персы переселили сюда значительную группу ираноязычного населения, позже получившего название таты (тюркское слово, означающее оседлое нетюркское население). Древние персы называли эту страну Адер-бадаган, древние армяне — Атрпатакан, арабы — Адербайд-жан или Азербайджан, т. е. «Страна огня». На этой-то территории и формировались — путем слияния местных племен — основы древнеазербайджанского этноса. Язык этого этноса, получивший впоследствии название азери, входил в иранскую группу индоевропейской семьи. Полагают, что он был близок современному талышскому языку.

С началом арабского завоевания (с VII в.) на территории Закавказья началось насаждение ислама и арабской письменности. Ислам, несмотря на сопротивление, прочно здесь укоренился. В XI —XII вв. свое господство в Закавказье установили турки-сельджуки. В XII в. совместными усилиями закавказских народов они были изгнаны, но для этнического облика Азербайджана их пребывание не прошло бесследно: тюркский язык основательно вошел в обиход местного населения. Формирование азербайджанской общности и утверждение тюркского языка завершилось к XIII в. в результате вторжения и оседания в регионе новой волны тюркоязычных (огузских) племен. В составе азербайджанцев известны субэтнические группы: афшары, карапапахи, таксе вены и другие.

На территории республики живут и другие ираноязычные этносы — талыши, часть курдов, а также кавказоязычные народы — удины, будут, хиналуги и другие. По своей религиозной принадлежности современные таты делятся на три группы: мусульман, армяно-григориан и иудеев — их обычно называют горскими евреями.

Армяне (самоназвание хай) — один из древнейших зародов на земле. В процессе объединения племен Армянского нагорья, по-видимому, важную роль сыграли индоевропейские предки армян — аримы гомеровского эпоса. Территория их обитания входила в состав Хеттской державы. После того как под ударами фракийцев эта держава пала (в начале XII в. до н. э.), индоевропейские предки армян смешались с хеттами i другими племенами и дали начало новой народности, говорившей на древнеармянском языке. В том же столетии они вторглись в ассирийскую область Шуприя. На этой территории, которой новые пришельцы дали название Армина, возникло второе объединение лревнеармянских племен. Оно положило начало консолидации племен Армянского нагорья в древнюю армянскую народность.

В борьбе с Ассирией племена Армянского нагорья объединяются в союзы, на базе которых создается государство Урарту. В VIII в. до н. э. под его властью оказалась вся основная территория расселения армянских племен — область Арме-Шуприя. Урартские цари трактиковали насильственные переселения народов в частности армян — в Араратскую долину); результатом этой политики было расширение области расселения армян. В 624г. до н. э. на развалинах Урарту возникло первое армянское государство со столицей в Тушпа (Ван). Геродот и Ксенофонт (V—IV вв. до н. э.) оворят об Армении как об обширной стране. Столетие лустя после своего образования первое армянское государство было завоевано древними персами. После паления древнеперсидской державы Ахеменидов армянская государственность возрождается как рабовладельческое государство Великая Армения, возглавляемое линастией Арташесидов (189г. до н. э. — конец IV в. 1 э.). В I в. до н. э. Великая Армения стояла в ряду с силь-кйшими державами эллинистического мира. Попытки Рима установить свое господство в Армении успеха нe имели. Но эллинистическая культура, проникшая в Армению в период римской экспансии на Востоке, сказала влияние на ее культуру. Благодаря этому в Армении нашло благодатную почву христианство.

В 301г. царь Тиридат III принял крещение от архиепископа Григория Просветителя.

В 387г. Великую Армению поделили между собой Сасанидский Иран и Византия. В результате арабских завоеваний в начале VIII в. страна становится провинцией халифата. Во второй половине X в. армянскими землями завладела Византия. Ослабленная, Армения уже не могла оказать сопротивления новым завоевателям. В конце XI в. она была захвачена турками-сельджуками. В XIII в. экономический и культурный подъем Армении был вновь прерван — монгольским нашествием. Но самым тяжелым был период турецко-иранского господства, длившийся почти три столетия (с XVI в.). Тысячи армян подверглись физическому уничтожению, массы людей бежали на чужбину. Значительное число армян расселилось по всему миру, сохранив при этом свой язык, культуру и письменность.

Восточная Армения (с г. Ереваном) в 1801 — 1828 гг. была присоединена к России и стала центром притяжения всего армянского народа. В течение XIX в. многие тысячи армян, в основном крестьяне и ремесленники, переселились на ее территорию и в другие области Закавказья из Ирана и Турции. Особенностью этнического развития Армении в этот период стало то, что Западная Армения оставалась в составе Турции, усилившей национальный гнет. Это, с одной стороны, тормозило национальную консолидацию, а с другой — вызывало усиление национального самосознания.

В конце XIX и в первые десятилетия XX в. армян постигли новые трагедии, поставившие целый народ на грань гибели. В результате массовой резни, организованной турецкими властями в Западной Армении и в Стамбуле (конец XIX в.), многие тысячи армян погибли, десятки тысяч — бежали за границу. А в течение 1915—1916 гг. в результате целенаправленной политики правительства Турции было уничтожено более 1 млн. армян. Около 600 тыс. армян Турция переселила в Ирак и Сирию. Часть из них погибла, другие — бежали в Европу и Америку. Несколько сот тысяч армян подверглись отуречиванию и были обращены в ислам. Около 350 тыс. армян из турецких владений нашли убежище в Восточ-

ной Армении и других районах России, в том числе на Кавказе.

С историко-политичсской судьбой связано и появление субэтнических групп армянского народа как в России, так и за рубежом: черкесогаи (черкесские или юрские армяне), ираноязычные армяне («армяне-паты»), франт (армяне-католики), армяне-греки цаты или халкидониты, т. е. православные), новона-шчеванские (донские) армяне, амшенские армяне, эдессийцы (локальная тюркоязычная группа армян), пумбульцы (локальная группа «армян-дервишей») и др.

Абхазы (самоназвание — апсуа) принадлежат к шслу давних обитателей Кавказского региона. Одно 13 ранних упоминаний об абхазах принадлежит Плинию Секунду, который сообщает о племени апсилов. С середины I тыс. до н. э. древнеабхазские племена ходили в состав Колхидского царства. На территории IX проживания сохранились дольмены — примитивные юоружения из каменных глыб, воздвигнутые на рубеже эпох энеолита и бронзы (конец III — начало II тыс. ю н. э.), предназначение которых до сих пор остается неясным.

В первые века новой эры Абхазия была частью государства Лазика — вассала Византии, которая способствовала распространению здесь христианства. На юбережье Абхазии еще в Античную эпоху возникли реческие колонии. Одной из самых знаменитых с роли них была Диоскурия (позднее ее называли Себастополь), основателями которой считались божественные близнецы («диоскуры») Кастор и Полидевк, сыновья Зевса и Леды. Сейчас на этом месте находится столицa Абхазии г. Сухуми, которую сами абхазы называют Аква. Другим древним городом Абхазии был Питиунт совр. Пицунда), основанный как греческая колония в VI—V вв. до н. э. Полагают, что название «Пицунда» происходит от греческого слова питиус — сосна. Греческий миф повествует о том, что Пан — бог лесов, полей и стад, сын Гермеса, — обратил в сосну нимфу Питис, после того как та отвергла его любовь. С тех пор голову Пана стал украшать венок из веток сосны.

Древним населенным пунктом была и Анакопия (ныне Новый Афон) — раннесредневековый стольный город абхазских властителей. Не обошли Абхазию ирано-византийские войны, зависимость от Византии, борьба с арабскими завоевателями. А с конца XV в. начинается почти трехсотлетнее владычество султанской Турции. В этот период часть абхазского населения и принимает ислам суннитского толка.

Особенностью этнических процессов и демографической ситуации в Абхазии стала работорговля, практиковавшаяся с античных времен, но особенно широкое развитие получившая во время турецкого господства. Она коснулась не только абхазов, но и родственных им абазин, черкесов, адыгов, живших на северо-западе побережья убыхов. Объектом захвата и продажи обычно становились красивые мальчики и девушки; первые пополняли ряды янычар (султанских гвардейцев), вторые — гаремы турецких вельмож.

По завершении Кавказской войны абхазы и ряд других народов Закавказья и Северного Кавказа были вовлечены в массовую эмиграцию (мухаджирство) местного мусульманского населения в Турцию. В результате Абхазия лишилась значительной части своих жителей. Многие переселенцы погибли в пути, а перенесшие тяготы переселения пополнили собой население Турции, Иордании, Сирии, других стран Западной Азии. Значительным фактом в этнической истории Абхазии стало присоединение ее к России, завершившееся в 1877г. Это имело свои положительные стороны: стабилизировалась обстановка, стала налаживаться экономика, культура, восстанавливаться численность населения. Во второй половине XIX в. была создана абхазская письменность (русским кавказоведом П.К. Усларом), издана «Абхазская азбука». В XX в. в Абхазии на берегу Черного моря были проведены мелиоративные работы, высажены субтропические культуры, и она стала одним из популярных в СССР курортов.

Грузины называют себя картвела, а свою страну— Сакартвело. Древние грузины именовали себя

также ибери, а страну — Иберией. Соседи называют грузин по-разному: армяне— враци, иранцы— врнан (древнеперсидское) и гурдж (по-новоперсидски), арабы — джурз, сирийцы — гурзан, чеченцы — гурие, турки — турдж, осетины — гурзиаг, адыги — курдж, русские — грузины. Ряд адыгских народов называют мегрелов гау-балами — этнонимом одного из древнегрузинских племен, населявших обширную территорию в бассейнах рек Чорохи, Кизыл-Ирмака и верхнего течения Евфрата, Аракса и Куры, где некогда находился один из очагов культуры далеких предков грузин (тубалов, мусков, таохов, колхов и др.). Первое государственное образование сложилось здесь в VI в. до н. э., когда в Западной Грузии возникло Колхидское царство. Богатую Колхиду знали в Европе. Отражением контактов Колхиды с Эгейским миром стало легендарное сказание о плавании аргонавтов за золотым руном. В VI в. в Восточной Грузии возникло Иберийское (Картлийское) царство. ВIV в. его официальной религией стало христианство. В Западной Грузии к этому времени сложилось Лазское царство (Эгриси), христианство в котором было принято в VI в.

Образование основного ядра древнегрузинского этноса относят к последним векам до н. э., когда восточнокартвельские группы объединились под властью царей Иберии (III в. до н.э.), а западнокартвельские племена в Лазское царство (Лазика). В начале IV в. н. э. в Грузии распространяется христианство и создается письменность. Существуют две разновидности грузинской письменности — древняя (церковная) и более поздняя (гражданская). Последняя возникла и развилась на основе церковной.

Принятие христианства на всей территории Грузии и раннее появление письменности — важный фактор, сыгравший консолидирующую для грузинского этноса роль.

Грузины включают в себя несколько этнографических групп, отражающих особенности исторического развития этого народа. Некоторые из этих групп сохраняют особенности языка и культуры, самоназвания. Таковы картвели, маргали (население Мегрелии), шони (жители Сванетии). Внутри картвелов есть множе-

ство локальных подразделений — отражение былых политических, а возможно, и древних племенных делений. Это жители Кахетии, Картли, Месхет-Джавахети, Имерети, Лечхума, Аджарии, Гурии, горцы Тушетии, Пшави, Мтиулети, Хеви, Рачи. Такая внутренняя дробность — свидетельство того, что в политической и этнической истории Грузии объединительные и разъединительные процессы довольно часто и стремительно сменяли друг друга. За отдельными из этих групп подчас закрепились также особенности традиционно-бытовой культуры, общественных и семейных отношений; в одних обществах сохраняются традиционные и даже архаические черты, в других — они почти полностью исчезли.

Помимо уже названных относительно крупных народов в Закавказье проживают группы этносов, чьи основные области расселения находятся за пределами изучаемого историко-этнографического региона. Среди них греки, именующие себя эллинос или ромеос (последним именем называли себя греки средневековой Византии); курды (самоназвание курмандж), основные группы которых расселены в Турции, Иране, Ираке и Сирии; ассирийцы, живущие главным образом в странах Ближнего Востока, но имеющие диаспору в странах Закавказья и в России.

Для этноконтактных зон Закавказья издавна характерно дву- и многоязычие. В некоторых случаях это приводит к языковой ассимиляции ряда малочисленных народов. Так, переселенцы из Ингушетии в Грузию — бацбийцы (цова-тушины) — в течение нескольких веков были ассимилированы и лишь отчасти сохраняют память о своем происхождении и используют свой язык в быту. Факты этнической ассимиляции отмечены среди греков-урумов (район р. Цалки), говорящих на тюркском языке, и переходящих на него гре-ков-ромеев.