6.2.4. Методы отбора респондентов
Отбор респондентов, пожалуй, самый сложный и ответственный момент в полевой этнографической работе, поскольку от подбора респондентов в конечном счете зависит результат экспедиционной работы. Как правило, уже при первом знакомстве с населенным пунктом этнограф отмечает для себя людей, с которыми впоследствии будет работать. Респондент должен обладать несколькими хорошо выраженными качествами. Во-первых, он должен быть хорошо информирован о предмете разговора. Скажем, если дело идет о бортничестве и пчеловодстве, то респондент должен разбираться в этих вопросах. Во-вторых, это должен быть человек достаточно порядочный, чтобы не иметь мотивов вводить в заблуждение исследователя. Случается так, что первыми на контакт выходят люди, которые стремятся получить какую-то выгоду – то ли пристроиться на «лёгкую» работу при экспедиции, то ли попросту получить угощение. К сожалению, таких встречается не так уж и мало. Разумеется, они готовы давать Вам «информацию», но ценность ее чаще всего весьма сомнительна. Имея соответствующую репутацию в деревне, они зачастую напрямую препятствуют контактам с другими респондентами. Кроме того и работа с такими «респондентами» сильно подрывает авторитет экспедиции. Серьёзные люди с большой неохотой идут на контакт с этнографом после работы с таким «респондентом». Это вполне психологически объяснимо. Но, пожалуй, еще хуже, если «респондент» идет на контакт исключительно с целью ввести в заблуждение. Чаще всего это делается с единственной целью – посмеяться и показать, какие эти городские олухи. Такие «злоумышленники» – тоже нередкое явление. В-третьих, респондент должен быть достаточно контактным.
Как видим, подбор респондентов ставит свои задачи, преимущественно психологического плана. Поэтому при первом знакомстве с деревней целесообразно как можно чаще вступать в разговоры с местными жителями, ни в коем случае не преследуя цель немедленно получить информацию по темам исследования, а выяснить, кто мог бы об этом рассказать. Анализируя потом результаты разговоров, Исследователь обязательно выйдете на нужных людей. Как правило, хорошо ориентируются в том, кто наиболее знающий и авторитетный в деревне человек, сельские учителя. Поэтому после первоначального знакомства с деревней полезно поговорить с учителями. В последнее время краеведение входит в моду, и часто сельские власти хорошо ориентируются в вопросах подбора респондентов. Нужно выбрать время и побеседовать с представителями властей, что вообще сделать необходимо для успешной организации работы экспедиции.
Только после анализа сведений, полученных из разных источников, о людях деревни, можно отобрать необходимое количество респондентов. Идя на первые встречи с респондентами, нужно осознавать, что, возможно, еще не отобраны основные, с которыми необходимо будет встретиться несколько раз. Поэтому должен быть проведен тщательный анализ первых бесед с респондентами и только тогда отбор «основных», от которых и будет получна интересующая исследователя информация.
- С.П. Жлоба, и.С. Чернякевич
- Полевая этнография
- (Теория и практика полевых этнографических исследований)
- Издание второе, исправленное и дополненное
- Предисловие ко второму изданию
- Необходимые предварительные замечания
- Этнография, этнология, культурная антропология, теория и практика полевых этнографических исследований в системе наук о человеке
- 4.1. Структура культуры
- 4.2. Изучение интеллектуальной деятельности
- 4.2.1. Труд
- 4.2.2. Рациональные знания
- 4.2.3. Эмоциональное познание
- 4.3. Изучение этики этноса
- 4.3.1. Этическая традиция в мифологии
- 4.3.2. Обычай как реализация традиции
- 4.3.3. Обряды как реализация традиции
- 4.3.4. Передача элементов культуры от поколения к поколению
- 4.3.4.1. Рождение ребенка и его положение в обществе
- 4.3.4.2. Семья в системе передачи элементов культуры этноса
- 4.3.4.3. Система родства и свойства
- 4.3.4.4. Воспитание и обучение
- 5. Организация полевых исследований
- 5.1. Краеведы как база стационарных полевых исследований
- 5.1.1. Формы организации краеведческой работы
- 5.1.2. Проблема подготовки краеведов.
- 5.1.3. Проблема публикации, хранения и использования краеведческих материалов
- 5.2. Этнографические экспедиции
- 5.2.1. Определение задачи экспедиции
- 5.2.2. Выбор формы экспедиции
- 5.2.3. Выбор методов (маршрутный, кустовой, комбинированный)
- 5.2.4. Научная подготовка экспедиции
- 5.2.5. Разработка программы экспедиции, определение состава и распределение обязанностей
- 5.2.6. Материальное обеспечение
- 6. Методы полевых исследований
- 6.1. Предварительные наблюдения и их значение. Полевой дневник
- 6.2. Работа с информаторами
- 6.2.1. Метод опроса
- 6.2.2. Ведение Полевой тетради
- 6.2.3. Фиксация вещественных материалов
- 6.2.4. Методы отбора респондентов
- 6.2.5. Дублирование информации, полученной от респондентов
- 6.3. Сбор этнографических коллекций
- 6.3.1. Виды коллекций
- 6.3.2. Уникальность и типичность экспонатов
- 6.3.3. Легенда вещи
- 6.3.4. Первичная обработка экспонатов в полевых условиях
- 7.Ведение учета и хранение полевых этнографических материалов
- 7.1. Полевые тетради
- 7.2. Полевые дневники
- 7.3. Анкеты и опросники
- 7.4. Графические материалы
- 7.5. Фотоматериалы
- 7.6. Фонограммы
- 7.7.Киноматериалы
- 7.8. Видеозаписи
- 8. Современные научные достижения в полевых этнографических исследованиях
- 8. 1. Комптютер и компьютерное моделирование
- 8.2. Компьютер как инструмент обработки полевых этнографических материалов
- 8.3. Базы данных
- Некоторые особенности полевой работы по отдельным разделам полевых этнографических исследований
- 9.1. Календарные обряды
- 9.2. Система родства и родственные отношения
- 93. Семейные обряды
- 9.4. Организация труда, хозяйство и технологические приемы
- 9.5. Промыслы и ремесла
- 9.6. Одежда
- 9.7. Пища и способы ее производства
- 9.8. Народная медицина
- Картография элементов культуры
- 10.1. Общие сведения о картах и планах
- 10.2. Задачи этнографического картографирования
- 10.3. Принципы и приемы картографирования
- Заключение
- Приложения
- Производными от них являются отношения:
- Населенные пункты, постройки и сооружения
- Железные дороги: одно-, двух- и трехпутные
- Автодороги с покрытием
- Мосты Мосты пешеходные на полевых и лесных дорогах
- Некоторые сокращения для подписей на топографических картах
- Содержание
- Жлоба Сафроний Павлович Чернякевич Ирина Сафроньевна