4.2.2. Рациональные знания
В процессе жизнедеятельности этнос накапливает громадное количество рациональных знаний, которые зачастую пропадают с завершением этногенеза, становятся загадками истории, иногда вновь приобретаются с большими потерями. В значительной степени человек тратит свою энергию на постоянное «изобретение велосипеда», т.е. на восстановление тех знаний, которые утрачены. Поэтому одной из важнейших задач этнографии, возможно, в настоящее время самой важной, является фиксация запаса знаний всех этносов о человеке, об окружающей среде, о строении и свойствах вещества и приемах его использования. Эту задачу полевые исследователи могут решить только в комплексе с исследованиями труда, о чем уже говорилось в предыдущем разделе.
Первоначально преобладающей формой хранения этих знаний в этнической культуре были приметы, особенности применения технологических приемов в разных обстоятельствах, приемы определения годности или негодности сырья для промыслов, методы его обнаружения, знания о повадках животных и их использование, закономерности атмосферных процессов в предсказаниях погоды и методы прогнозов, поиск воды и определение ее качества, знания о свойствах растений, способы и сроки их заготовки и использования и множество других специальных знаний, зафиксированных в разнообразных формах.
Особо нужно обратить внимание на знания по психологии и зоопсихологии. В этой связи большой интерес представляет изучение приемов знахарей, колдунов, магов. Их деятельность обставлена множеством запретов, табу, ограничений, и они с очень большой неохотой посвящают посторонних в секреты своего ремесла. Поэтому здесь наиболее приемлем метод наблюдения, при посещении, например, знахаря в качестве пациента. При этом не нужно забывать, что многие из них настолько проницательны, что скрыть цель посещения зачастую бывает просто невозможно. Лучше всего либо идти с действительной, очевидной бедой, либо откровенно сказать о цели своего прихода. Вообще при работе с респондентами необходимо держаться правила – быть предельно откровенным, не идти на добывание информации через обман. Обязательно любому информатору объяснять цели разговора. Если в процессе полевой работы выясняются какие-то обстоятельства или подробности жизни человека, которые не подлежат разглашению, то тайна должна храниться строже тайны исповеди.
Система рациональных знаний давно стала интернациональной. Многие традиционные приемы познания и хранения информации исчезают и исчезли. Безусловно, это обедняет науку, поэтому весьма актуально выяснение взаимоотношений между традиционными знаниями этноса и знаниями, формализованными в науку. Нужно помнить, что в разные периоды существования этносов эти взаимоотношения были различными – от полного неприятия формализованной наукой традиционной системы знаний до некритического включения их в систему наук. Выяснение закономерностей изменения отношения к традиционным знаниям со стороны науки на разных фазах ее развития, а также зависимости такого отношения от фаз этногенеза представляет собой совершенно не разработанную область знаний и является очень важной задачей этнографических наук, равно как и выяснение обратных отношений.
В этой связи очень важно выяснять отношения в этнической среде к разным отраслям знания, их авторитет, включение научных приемов познания в традицию и т.д. В качестве примера можно привести пословицу «Два дождика в мае – и агрономы не нужны» – выражение, правда, несколько ослаблено, но суть сохранена. Это отношение крестьянина в 50-60-е годы. к официальной агрономической науке и практике. В конце 80-х – 90-х годах происходит процесс трансформации сельскохозяйственного и промышленного производства. Это требует углубления и расширения рациональных знаний, что также должно быть предметом пристального внимания этнографа.
Известно, что в систему народных знаний включено множество достижений физики, химии, математики, и, например, многие математические задачи, авторы которых хорошо известны, воспринимаются как народные задачи, загадки, головоломки. Восприимчивость этнической культуры к такого рода включениям – тоже важная задача для полевого исследователя.
В последнее время, в связи с интенсивным проникновением и освоением новой бытовой техники, широким распространением автомобилей, компютеров, новых инструментов, рациональные знания, безусловно, меняют свой вектор и содержание, что также необходимо фиксировать.
Как видим, исследование рациональных знаний – задача непростая, но от этого не менее важная. И еще одна особенность: рациональные знания практически неотделимы от искусства, от художественного творчества, которое составляет область эмоционального познания. Эти два вида познания невозможно рассматривать по отдельности, их разделение чисто условно.
Для запоминания:
Изучение рациональных знаний в этнической культуре неотрывно от изучения труда и эмоционального познания. Такое изучение позволяет избежать утраты знаний и необходимости время от времени повторять открытия.
Народные приметы, способы поиска воды, выбора места для строительства, знание и использование повадок животных и свойств растений и т.д.—важнейший источник изучения рациональных знаний в этнической культуре.
3. Изучение практики знахарей, костоправов, травников и т.д.—важнейший источник для изучения этномедицины и этнопсихологии.
4. Необходимо изучение формализованных знаний (науки) и рациональных знаний, зафиксированных в этнической культуре в виде примет, обычаев, технологий и т.д.
Рекомендуемая литература:
Пилипенко М.Ф. Этнография Белоруссии. Мн.,1982.
Этнаграфія Беларусі: Энцыклапедыя. Мн.,1989.
Земляробчы каляндар. Мн., 1990.
Сказания русского народа, собранные И.П. Сахаровым. М., 1989.
- С.П. Жлоба, и.С. Чернякевич
- Полевая этнография
- (Теория и практика полевых этнографических исследований)
- Издание второе, исправленное и дополненное
- Предисловие ко второму изданию
- Необходимые предварительные замечания
- Этнография, этнология, культурная антропология, теория и практика полевых этнографических исследований в системе наук о человеке
- 4.1. Структура культуры
- 4.2. Изучение интеллектуальной деятельности
- 4.2.1. Труд
- 4.2.2. Рациональные знания
- 4.2.3. Эмоциональное познание
- 4.3. Изучение этики этноса
- 4.3.1. Этическая традиция в мифологии
- 4.3.2. Обычай как реализация традиции
- 4.3.3. Обряды как реализация традиции
- 4.3.4. Передача элементов культуры от поколения к поколению
- 4.3.4.1. Рождение ребенка и его положение в обществе
- 4.3.4.2. Семья в системе передачи элементов культуры этноса
- 4.3.4.3. Система родства и свойства
- 4.3.4.4. Воспитание и обучение
- 5. Организация полевых исследований
- 5.1. Краеведы как база стационарных полевых исследований
- 5.1.1. Формы организации краеведческой работы
- 5.1.2. Проблема подготовки краеведов.
- 5.1.3. Проблема публикации, хранения и использования краеведческих материалов
- 5.2. Этнографические экспедиции
- 5.2.1. Определение задачи экспедиции
- 5.2.2. Выбор формы экспедиции
- 5.2.3. Выбор методов (маршрутный, кустовой, комбинированный)
- 5.2.4. Научная подготовка экспедиции
- 5.2.5. Разработка программы экспедиции, определение состава и распределение обязанностей
- 5.2.6. Материальное обеспечение
- 6. Методы полевых исследований
- 6.1. Предварительные наблюдения и их значение. Полевой дневник
- 6.2. Работа с информаторами
- 6.2.1. Метод опроса
- 6.2.2. Ведение Полевой тетради
- 6.2.3. Фиксация вещественных материалов
- 6.2.4. Методы отбора респондентов
- 6.2.5. Дублирование информации, полученной от респондентов
- 6.3. Сбор этнографических коллекций
- 6.3.1. Виды коллекций
- 6.3.2. Уникальность и типичность экспонатов
- 6.3.3. Легенда вещи
- 6.3.4. Первичная обработка экспонатов в полевых условиях
- 7.Ведение учета и хранение полевых этнографических материалов
- 7.1. Полевые тетради
- 7.2. Полевые дневники
- 7.3. Анкеты и опросники
- 7.4. Графические материалы
- 7.5. Фотоматериалы
- 7.6. Фонограммы
- 7.7.Киноматериалы
- 7.8. Видеозаписи
- 8. Современные научные достижения в полевых этнографических исследованиях
- 8. 1. Комптютер и компьютерное моделирование
- 8.2. Компьютер как инструмент обработки полевых этнографических материалов
- 8.3. Базы данных
- Некоторые особенности полевой работы по отдельным разделам полевых этнографических исследований
- 9.1. Календарные обряды
- 9.2. Система родства и родственные отношения
- 93. Семейные обряды
- 9.4. Организация труда, хозяйство и технологические приемы
- 9.5. Промыслы и ремесла
- 9.6. Одежда
- 9.7. Пища и способы ее производства
- 9.8. Народная медицина
- Картография элементов культуры
- 10.1. Общие сведения о картах и планах
- 10.2. Задачи этнографического картографирования
- 10.3. Принципы и приемы картографирования
- Заключение
- Приложения
- Производными от них являются отношения:
- Населенные пункты, постройки и сооружения
- Железные дороги: одно-, двух- и трехпутные
- Автодороги с покрытием
- Мосты Мосты пешеходные на полевых и лесных дорогах
- Некоторые сокращения для подписей на топографических картах
- Содержание
- Жлоба Сафроний Павлович Чернякевич Ирина Сафроньевна