logo
Полевая этнография

4.2.2. Рациональные знания

В процессе жизнедеятельности этнос накапливает громадное количество рациональных знаний, которые зачастую пропадают с завершением этногенеза, становятся загадками истории, иногда вновь приобретаются с большими потерями. В значительной степени человек тратит свою энергию на постоянное «изобретение велосипеда», т.е. на восстановление тех знаний, которые утрачены. Поэтому одной из важнейших задач этнографии, возможно, в настоящее время самой важной, является фиксация запаса знаний всех этносов о человеке, об окружающей среде, о строении и свойствах вещества и приемах его использования. Эту задачу полевые исследователи могут решить только в комплексе с исследованиями труда, о чем уже говорилось в предыдущем разделе.

Первоначально преобладающей формой хранения этих знаний в этнической культуре были приметы, особенности применения технологических приемов в разных обстоятельствах, приемы определения годности или негодности сырья для промыслов, методы его обнаружения, знания о повадках животных и их использование, закономерности атмосферных процессов в предсказаниях погоды и методы прогнозов, поиск воды и определение ее качества, знания о свойствах растений, способы и сроки их заготовки и использования и множество других специальных знаний, зафиксированных в разнообразных формах.

Особо нужно обратить внимание на знания по психологии и зоопсихологии. В этой связи большой интерес представляет изучение приемов знахарей, колдунов, магов. Их деятельность обставлена множеством запретов, табу, ограничений, и они с очень большой неохотой посвящают посторонних в секреты своего ремесла. Поэтому здесь наиболее приемлем метод наблюдения, при посещении, например, знахаря в качестве пациента. При этом не нужно забывать, что многие из них настолько проницательны, что скрыть цель посещения зачастую бывает просто невозможно. Лучше всего либо идти с действительной, очевидной бедой, либо откровенно сказать о цели своего прихода. Вообще при работе с респондентами необходимо держаться правила – быть предельно откровенным, не идти на добывание информации через обман. Обязательно любому информатору объяснять цели разговора. Если в процессе полевой работы выясняются какие-то обстоятельства или подробности жизни человека, которые не подлежат разглашению, то тайна должна храниться строже тайны исповеди.

Система рациональных знаний давно стала интернациональной. Многие традиционные приемы познания и хранения информации исчезают и исчезли. Безусловно, это обедняет науку, поэтому весьма актуально выяснение взаимоотношений между традиционными знаниями этноса и знаниями, формализованными в науку. Нужно помнить, что в разные периоды существования этносов эти взаимоотношения были различными – от полного неприятия формализованной наукой традиционной системы знаний до некритического включения их в систему наук. Выяснение закономерностей изменения отношения к традиционным знаниям со стороны науки на разных фазах ее развития, а также зависимости такого отношения от фаз этногенеза представляет собой совершенно не разработанную область знаний и является очень важной задачей этнографических наук, равно как и выяснение обратных отношений.

В этой связи очень важно выяснять отношения в этнической среде к разным отраслям знания, их авторитет, включение научных приемов познания в традицию и т.д. В качестве примера можно привести пословицу «Два дождика в мае – и агрономы не нужны» – выражение, правда, несколько ослаблено, но суть сохранена. Это отношение крестьянина в 50-60-е годы. к официальной агрономической науке и практике. В конце 80-х – 90-х годах происходит процесс трансформации сельскохозяйственного и промышленного производства. Это требует углубления и расширения рациональных знаний, что также должно быть предметом пристального внимания этнографа.

Известно, что в систему народных знаний включено множество достижений физики, химии, математики, и, например, многие математические задачи, авторы которых хорошо известны, воспринимаются как народные задачи, загадки, головоломки. Восприимчивость этнической культуры к такого рода включениям – тоже важная задача для полевого исследователя.

В последнее время, в связи с интенсивным проникновением и освоением новой бытовой техники, широким распространением автомобилей, компютеров, новых инструментов, рациональные знания, безусловно, меняют свой вектор и содержание, что также необходимо фиксировать.

Как видим, исследование рациональных знаний – задача непростая, но от этого не менее важная. И еще одна особенность: рациональные знания практически неотделимы от искусства, от художественного творчества, которое составляет область эмоционального познания. Эти два вида познания невозможно рассматривать по отдельности, их разделение чисто условно.

Для запоминания:

  1. Изучение рациональных знаний в этнической культуре неотрывно от изучения труда и эмоционального познания. Такое изучение позволяет избежать утраты знаний и необходимости время от времени повторять открытия.

  2. Народные приметы, способы поиска воды, выбора места для строительства, знание и использование повадок животных и свойств растений и т.д.—важнейший источник изучения рациональных знаний в этнической культуре.

3. Изучение практики знахарей, костоправов, травников и т.д.—важнейший источник для изучения этномедицины и этнопсихологии.

4. Необходимо изучение формализованных знаний (науки) и рациональных знаний, зафиксированных в этнической культуре в виде примет, обычаев, технологий и т.д.

Рекомендуемая литература:

Пилипенко М.Ф. Этнография Белоруссии. Мн.,1982.

Этнаграфія Беларусі: Энцыклапедыя. Мн.,1989.

Земляробчы каляндар. Мн., 1990.

Сказания русского народа, собранные И.П. Сахаровым. М., 1989.