4.2.3. Эмоциональное познание
Эмоции в жизни человека играют очень важную роль. Более того, в жизни человека они несоизмеримо важнее, чем в существовании любого животного. Это одна из характерных черт, которая выделяет человека из животного мира. Эмоции напрямую функционально связаны с органами чувств, которые играют важнейшую роль в процессе познания. Учитывая то, что магистральный путь познания – конструктивный, представляющий собой построение гипотез, теорий, моделирование процессов и явлений в опытах, нужно отметить, что вычленение рациональных знаний не является единовременным актом, а длительным и медленным процессом.
В глубокой первобытности человеческий разум сталкивался с миром, который принципиально не отличался от современного. И человек строил его модель, которая по объему идентична современным научным, философским и религиозным моделям современности, ибо предмет моделирования один и тот же. Другое дело, что принципы моделирования и элементы различны, потому и форма модели – разная. Форме модели соответствует и содержание, и уже в зависимости от содержания мы различаем модели научные, философские, религиозные, мифологические, причем между ними нет непроницаемой преграды. В религиозной модели могут использоваться элементы, представленные наукой (например, креационная модель), в научной модели – элементы мифологии (например, теория флогистона и физике) и т.д. На это обратил внимание еще Дж. Дж. Фрезер, достаточно убедительно показав, что наука и магическая практика – близкие родственницы. Миф как рабочая гипотеза лежит в основе магической практики, в то же время многие рабочие гипотезы и теории, которые являются инструментом науки, чаще всего оказываются мифом. Далее мы более подробно остановимся на проблемах мифологии, сейчас только отметим, что мифология совершенно не противоречит законам мышления – логике, особенно если учесть, что существует не только логическая система «начал и концов» Аристотеля, а и другие, в основу которых положены другие принципы, например индийские логические системы, которые исследуют процессы, а не первоосновы. Близка к ним и диалектическая логика в варианте, четко изложенном Э.В.Ильенковым.2
Показательно, что генезис мифа и теории или гипотезы одинаковы, и в основе их лежат конструктивные закономерности человеческого мышления. Очевидно, что структурной оппозицией как мифу, так и теории могут быть только рациональные знания. Эта третья оппозиция предполагает наличие других, уже связанных с ней оппозиций, чем обеспечивается непрерывность структуры модели. По сути дела это тот же информационный уровень, о котором говорит С.Д. Шаш,3 однако для полевого этнографа достаточно приведенной нами интерпретации в рамках генетической антропологии.
К этому нужно добавить, что передача информации без участия эмоций в общении между людьми принципиально невозможна. Роль эмоций в формировании сознательного и бессознательного после З. Фрейда, К. Юнга и других школ и направлений психоанализа не оспаривает никто. Наличие эмоций в интеллектуальной деятельности – одно из основных отличий человека от даже самой совершенной машины, существование которой можно предположить. Поэтому создание искусственного интеллекта по существу должно означать сотворение человека. Но это в настоящее время вопросы теологии и философии, а не науки.
В нашем случае задачей науки является изучение эмоций с точки зрения их роли в познании. Эмоции у человека стали частью интеллектуальной деятельности, хотя уходят своими корнями в животный мир. Замечено, что с усложнением организмов увеличивается богатство эмоциональных переживаний и благодаря интеллектуальной деятельности достигает своей вершины у человека. Человек – единственный вид, чья деятельность может быть обусловлена только эмоциями. В известном смысле можно сказать, что через эмоции природа, биологическое начало доведены в человеке до совершенства. Эмоции – это не только то, что выделяет человека из животного мира, но и то, что связывает его с этим миром и в итоге с биосферой. Очевидно, что в моделировании недостаток элементов, которые поставляют рациональные знания, должен восполняться эмоциональными элементами.
Действительно, существует целая отрасль человеческого знания, которая базируется в основном на эмоциях. Это разнообразные отрасли, виды и жанры искусства, включая и так называемое профессиональное. При изучении искусства прежде всего следует обращать внимание на его связь с другими элементами интеллектуальной деятельности. И в этой связи функциональная сторона искусства должна быть в центре внимания. Поэтому важно выяснять, когда, где и какие виды и жанры искусства бытуют и для чего предназначены. Первостепенный интерес представляет также соединение функциональных предметов материальной культуры с искусством. Важно выявить роль искусства в обычае и обряде. По возможности нужно фиксировать толкование элементов произведения искусства, объяснение их значения и происхождения, равно как объяснение и толкование сюжетов и композиции. Особое значение имеет изучение орнамента и его элементов. Орнамент чаще всего уходит своими корнями в глубокую древность, и, как правило, его толкование невнятно. Поэтому необходимо фиксировать, когда и в каких случаях применяется тот или иной орнамент а также зону его распространения. Необходимо кроме того выяснять, какие предметы и какие части предметов чаще всего покрывались орнаментом. (Технологию фиксации явлений искусства мы рассмотрим ниже).
Важно также выяснить роль искусства в игре и сравнение этой роли с искусством в обряде и обычае.
Выяснение отношения данного этноса к различным видам и жанрам искусства тоже весьма важно. У одного народа могут преобладать изобразительные виды, у другого – музыкальные и песенные и т.д. Это во многом может объяснить особенности психологии этноса.
Проблемы взаимоотношения «традиционного» и «профессионального» искусства необходимо дополнить исследованиями восприятия мировых шедевров литературы и искусства представителями данной этнической культуры, преломление их местной традицией. Кроме того, в поле зрения этнографа должны стать и творчество выдающихся писателей, художников, композиторов и т.д., которые принадлежат данной этнической культуре, процесс включения их произведений в мировой фонд культуры, восприятие этих произведений и их интерпретация представителями других этнических культур. Достойно внимания также выяснение взаимосвязей разных этнических культур через участие представителей данного этногенеза в создании произведений искусства в рамках других этнических культур. Беларусь (в особенности Полесье), Украина, Польша, Литва (в современном понимании термина), Россия представляют чрезвычайно богатое поле для таких исследований. В этих исследованиях нужно только избежать «квасного патриотизма», закостенелого в идеологии национализма, бандитской политической практики расового превосходства и философствующего надувательства под флагом облагодетельствования человечества, разумеется, в личных, шкурных интересах. В противном случае такие «исследования» ничего общего с наукой иметь не будут.
Для запоминания:
1. В связи с тем, что эмоции неразрывно связаны с органами чувств, передача информации без участия эмоций в общении между людьми принципиально невозможна.
2. Есть отрасль человеческого знания, которая полностью базируется на эмоциях, – все виды и жанры искусства. Эту отрасль мы называем эмоциональным познанием.
3. Искусство присутствует во всех видах человеческой деятельности, и выяснение его места и роли составляет одну из основных задач полевого этнографа.
Рекомендуемая литература:
Фрезер Д.Д. Золотая ветвь. М.: Политиздат, 1983.
Ильенков Э.В. Диалектическая логика. М.: Политиздат, 1984.
Ильенков Э.В. Философия и культура. М.: Политиздат, 1991.
Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2002.
Музичний фольклор з Полісся у записах Ф. Колесси та К. Мошиньского. – Київ: “Музична Україна”, 1995.
- С.П. Жлоба, и.С. Чернякевич
- Полевая этнография
- (Теория и практика полевых этнографических исследований)
- Издание второе, исправленное и дополненное
- Предисловие ко второму изданию
- Необходимые предварительные замечания
- Этнография, этнология, культурная антропология, теория и практика полевых этнографических исследований в системе наук о человеке
- 4.1. Структура культуры
- 4.2. Изучение интеллектуальной деятельности
- 4.2.1. Труд
- 4.2.2. Рациональные знания
- 4.2.3. Эмоциональное познание
- 4.3. Изучение этики этноса
- 4.3.1. Этическая традиция в мифологии
- 4.3.2. Обычай как реализация традиции
- 4.3.3. Обряды как реализация традиции
- 4.3.4. Передача элементов культуры от поколения к поколению
- 4.3.4.1. Рождение ребенка и его положение в обществе
- 4.3.4.2. Семья в системе передачи элементов культуры этноса
- 4.3.4.3. Система родства и свойства
- 4.3.4.4. Воспитание и обучение
- 5. Организация полевых исследований
- 5.1. Краеведы как база стационарных полевых исследований
- 5.1.1. Формы организации краеведческой работы
- 5.1.2. Проблема подготовки краеведов.
- 5.1.3. Проблема публикации, хранения и использования краеведческих материалов
- 5.2. Этнографические экспедиции
- 5.2.1. Определение задачи экспедиции
- 5.2.2. Выбор формы экспедиции
- 5.2.3. Выбор методов (маршрутный, кустовой, комбинированный)
- 5.2.4. Научная подготовка экспедиции
- 5.2.5. Разработка программы экспедиции, определение состава и распределение обязанностей
- 5.2.6. Материальное обеспечение
- 6. Методы полевых исследований
- 6.1. Предварительные наблюдения и их значение. Полевой дневник
- 6.2. Работа с информаторами
- 6.2.1. Метод опроса
- 6.2.2. Ведение Полевой тетради
- 6.2.3. Фиксация вещественных материалов
- 6.2.4. Методы отбора респондентов
- 6.2.5. Дублирование информации, полученной от респондентов
- 6.3. Сбор этнографических коллекций
- 6.3.1. Виды коллекций
- 6.3.2. Уникальность и типичность экспонатов
- 6.3.3. Легенда вещи
- 6.3.4. Первичная обработка экспонатов в полевых условиях
- 7.Ведение учета и хранение полевых этнографических материалов
- 7.1. Полевые тетради
- 7.2. Полевые дневники
- 7.3. Анкеты и опросники
- 7.4. Графические материалы
- 7.5. Фотоматериалы
- 7.6. Фонограммы
- 7.7.Киноматериалы
- 7.8. Видеозаписи
- 8. Современные научные достижения в полевых этнографических исследованиях
- 8. 1. Комптютер и компьютерное моделирование
- 8.2. Компьютер как инструмент обработки полевых этнографических материалов
- 8.3. Базы данных
- Некоторые особенности полевой работы по отдельным разделам полевых этнографических исследований
- 9.1. Календарные обряды
- 9.2. Система родства и родственные отношения
- 93. Семейные обряды
- 9.4. Организация труда, хозяйство и технологические приемы
- 9.5. Промыслы и ремесла
- 9.6. Одежда
- 9.7. Пища и способы ее производства
- 9.8. Народная медицина
- Картография элементов культуры
- 10.1. Общие сведения о картах и планах
- 10.2. Задачи этнографического картографирования
- 10.3. Принципы и приемы картографирования
- Заключение
- Приложения
- Производными от них являются отношения:
- Населенные пункты, постройки и сооружения
- Железные дороги: одно-, двух- и трехпутные
- Автодороги с покрытием
- Мосты Мосты пешеходные на полевых и лесных дорогах
- Некоторые сокращения для подписей на топографических картах
- Содержание
- Жлоба Сафроний Павлович Чернякевич Ирина Сафроньевна