6.3.2. Уникальность и типичность экспонатов
Принцип отбора вещей для коллекции вызывает споры. Одни исследователи (Г. Громов) считают, что коллекция должна состоять из типичных вещей и этнограф не должен стремиться к приобретению вещей уникальных. Однако нужно понимать, что каждый предмет этнографической коллекции уникален уже в силу того, что сделан вручную в единственном экземпляре. Поэтому типичность вещи касается прежде всего ее функционального предназначения. Уникальность, понимаемая как особо тщательная отделка или непривычность формы, в этнографической коллекции приобретает совершенно другой смысл. Иногда именно через такую уникальность только и возможно познать особенности культуры данного этноса и данного региона. Поэтому этнограф не только не должен избегать отбора уникальных экспонатов, но и стремиться к их приобретению.
Понятие «нетипичное», которым часто подменяли понятие «уникальное», часто служило для подгонки общей направленности концепции коллекции под какую-либо идею или теорию. Очень часто «нетипичными» объявляли вещи, которые характеризовали достаточно высокий уровень жизни в доколхозной деревне или у рабочих дореволюционных времен.
Поэтому «типичность» следует понимать как функциональную характеристику экспоната. Гораздо важнее выделить черты, типичные для того или иного периода существования вещи. Например, в трудные времена чаще всего было не до украшений (если они не связаны с магией и верованиями, ибо такие украшения тоже функциональны с чисто утилитарной точки зрения). И наоборот: в благополучные периоды крестьянин часто чисто утилитарную вещь превращает в настоящее произведение искусства. Этот дает возможность проследить своеобразную «стратиграфию» пласта культуры. И тогда этнография приобретает все достоинства археологии, избегая ее основного недостатка – невозможности в ряде случаев привязать ту или иную археологическую культуру к определенному этносу с достаточной достоверностью.
Экспонат может полностью «заговорить» только в комплекте вещей, связанных с ним функционально. А это значит, что необходимо относиться ответственно к приобретению комплекта вещей. Отдельный коллекционер, который поставил своей целью собрать «берда», может удовлетворится одним из них. Для этнографа такое приобретение будет малоценным. Для понимания особенностей культуры необходимо, чтобы «бердо» было в комплексе с «набилицами», «нитом», «поножами» и всеми другими элементами ткацкого станка. И тогда, как бы уникально ни было «бердо», оно становится типичным» экспонатом.
Г. Громов рекомендует также заранее определять список вещей, которые желательно собрать, исходя из того, что таких вещей нет в ранее собранных коллекциях. Это бесспорно. Можно только добавить, что этнограф не имеет права оставлять без внимания и предметы, которых нет в списках.
Также бесспорным является требование собирать коллекцию из одного региона и избегать составлять комплекты из предметов, происходящих из разных мест.
При сборе коллекций во время экспедиции составляется коллекционная опись на стандартных бланках. Учитывая то, что не все данные могут быть известны в экспедиционных условиях, некоторые графы описи (№ по книге поступлений, № книги поступлений, № инвентарной записи, подробное наименование, в какое собрание поступила коллекция) не заполняются. На каждый предмет коллекции впоследствии составляется научный паспорт и карточка учета. Для их составления необходима легенда вещи.
- С.П. Жлоба, и.С. Чернякевич
- Полевая этнография
- (Теория и практика полевых этнографических исследований)
- Издание второе, исправленное и дополненное
- Предисловие ко второму изданию
- Необходимые предварительные замечания
- Этнография, этнология, культурная антропология, теория и практика полевых этнографических исследований в системе наук о человеке
- 4.1. Структура культуры
- 4.2. Изучение интеллектуальной деятельности
- 4.2.1. Труд
- 4.2.2. Рациональные знания
- 4.2.3. Эмоциональное познание
- 4.3. Изучение этики этноса
- 4.3.1. Этическая традиция в мифологии
- 4.3.2. Обычай как реализация традиции
- 4.3.3. Обряды как реализация традиции
- 4.3.4. Передача элементов культуры от поколения к поколению
- 4.3.4.1. Рождение ребенка и его положение в обществе
- 4.3.4.2. Семья в системе передачи элементов культуры этноса
- 4.3.4.3. Система родства и свойства
- 4.3.4.4. Воспитание и обучение
- 5. Организация полевых исследований
- 5.1. Краеведы как база стационарных полевых исследований
- 5.1.1. Формы организации краеведческой работы
- 5.1.2. Проблема подготовки краеведов.
- 5.1.3. Проблема публикации, хранения и использования краеведческих материалов
- 5.2. Этнографические экспедиции
- 5.2.1. Определение задачи экспедиции
- 5.2.2. Выбор формы экспедиции
- 5.2.3. Выбор методов (маршрутный, кустовой, комбинированный)
- 5.2.4. Научная подготовка экспедиции
- 5.2.5. Разработка программы экспедиции, определение состава и распределение обязанностей
- 5.2.6. Материальное обеспечение
- 6. Методы полевых исследований
- 6.1. Предварительные наблюдения и их значение. Полевой дневник
- 6.2. Работа с информаторами
- 6.2.1. Метод опроса
- 6.2.2. Ведение Полевой тетради
- 6.2.3. Фиксация вещественных материалов
- 6.2.4. Методы отбора респондентов
- 6.2.5. Дублирование информации, полученной от респондентов
- 6.3. Сбор этнографических коллекций
- 6.3.1. Виды коллекций
- 6.3.2. Уникальность и типичность экспонатов
- 6.3.3. Легенда вещи
- 6.3.4. Первичная обработка экспонатов в полевых условиях
- 7.Ведение учета и хранение полевых этнографических материалов
- 7.1. Полевые тетради
- 7.2. Полевые дневники
- 7.3. Анкеты и опросники
- 7.4. Графические материалы
- 7.5. Фотоматериалы
- 7.6. Фонограммы
- 7.7.Киноматериалы
- 7.8. Видеозаписи
- 8. Современные научные достижения в полевых этнографических исследованиях
- 8. 1. Комптютер и компьютерное моделирование
- 8.2. Компьютер как инструмент обработки полевых этнографических материалов
- 8.3. Базы данных
- Некоторые особенности полевой работы по отдельным разделам полевых этнографических исследований
- 9.1. Календарные обряды
- 9.2. Система родства и родственные отношения
- 93. Семейные обряды
- 9.4. Организация труда, хозяйство и технологические приемы
- 9.5. Промыслы и ремесла
- 9.6. Одежда
- 9.7. Пища и способы ее производства
- 9.8. Народная медицина
- Картография элементов культуры
- 10.1. Общие сведения о картах и планах
- 10.2. Задачи этнографического картографирования
- 10.3. Принципы и приемы картографирования
- Заключение
- Приложения
- Производными от них являются отношения:
- Населенные пункты, постройки и сооружения
- Железные дороги: одно-, двух- и трехпутные
- Автодороги с покрытием
- Мосты Мосты пешеходные на полевых и лесных дорогах
- Некоторые сокращения для подписей на топографических картах
- Содержание
- Жлоба Сафроний Павлович Чернякевич Ирина Сафроньевна