7.1. Полевые тетради
О ведении Полевой тетради (ПТ) и Полевого дневника (ПД) мы говорили выше. Однако этим не заканчивается история ПТ. Полевая тетрадь поступает в то или иное хранилище. К сожалению, на этом чаще всего судьба ее теряется. За исключением полевых материалов исследователей, которые признаются выдающимися, остальные (а их подавляющее большинство), остальные тетради пылятся невостребованными в совершенно неожиданных местах. За исключением академических учреждений, где хранение и использование полевых материалов худо-бедно налажено, нигде специальных хранилищ для этих целей не предусмотрено. А такие хранилища необходимо иметь при архивах, музеях, кафедрах. И первое, что нужно сделать в таких хранилищах, это картотеку.
В правом верхнем углу карточки ставится шифр, в который входит информация об экспедиции:
С – шифр стационарных исследований.
Э – шифр экспедиционных исследований.
Имеет смысл в шифр вносить основную тематику экспедиции:
А – общего характера, ознакомительные.
Б – земледелие и земледельческие орудия труда.
В – животноводство, способы и методы животноводства, селекционная и племенная работа, орудия труда.
Г – жилище и хозяйственные постройки. Плотничное ремесло.
Д – пища.
Е – прядение и ткачество.
Ж – одежда.
З – ремесла и промыслы.
И – семейные обряды. Семья. Система родства.
К – календарные обряды.
Л – обычаи помочей и трудовые обряды.
М – этнография детства. Этнопедагогика.
Н – народные верования и демонология.
О – этническая история.
П – малые этносы и этнические группы.
На мой взгляд, такого деления достаточно. Более подробное деление нецелесообразно. Предлагаемая классификация также достаточно условна, так как содержание записей чаще всего касается разных тем. Поэтому предлагаемая классификация может отражать только доминирующее содержание ПТ.
В тот же шифр входит год экспедиции или записей стационарных исследований. В левом углу ставится сокращенное название экспедиции: Компл. – комплексная экспедиция; Полес. – экспедиция по изучению Полесья; Тат.– экспедиция по изучению татар в Беларуси и т.д. Если экспедиция состоит из отрядов, то под дробью ставится название отряда. Например, запись на карточке
-
Полес.
Д-Город.
означает «Полесская экспедиция, Давид-Городокский отряд».
Ниже на карточке фиксируется запись с указанием фамилии и инициалов респондента. В скобках указывается фамилия и инициалы исследователя, который вел запись. Далее идет указание страниц ПТ. записи при помощи принятых условных обозначений указываются темы, которых касается респондент дополнительно к заявленной в шифре.
В левом углу карточки стационарного исследователя приводится его фамилия. Из этих карточек составляются каталоги.
Желательно иметь три каталога:
по экспедициям;
по годам;
по темам исследований.
Можно составить еще каталоги по регионам, по фамилиям исследователей и респондентов и другим принципам.) Тогда карточка в общем виде выглядит так, как показано ниже.
Э– 1993 Г
-
Полес.
Д-Город.
Козакевич Д.И. (Мамайко И.А.) 3-5, Г З Л
Соколовский А.Н. (Мамайко И.А.) 6 –11, Г П И Ж
Сэган К.В. (Мамайко И.А.) 12 – 27, Г Н З П Д
Сэган В.А. (Мамайко И.А. ) 28 – 32, Г П Б
Леоновец А.Н. (Мамайко И.А.) 33 – 48, Г П Н З
Шмат А.И. (Мамайко И.А.) 49 – 57, Г Л З
Шмат Е.Н. (Мамайко И.А.) 58 – 72, Ж И К
Никончук В.К. (Мамайко И.А.) 73 – 84, Б В З
Влочко И.Н. (Мамайко И.А.) 85 – 95, Г В Д Л П
Сами Полевые тетради, видимо, целесообразно хранить либо по экспедициям, либо по годам.
- С.П. Жлоба, и.С. Чернякевич
- Полевая этнография
- (Теория и практика полевых этнографических исследований)
- Издание второе, исправленное и дополненное
- Предисловие ко второму изданию
- Необходимые предварительные замечания
- Этнография, этнология, культурная антропология, теория и практика полевых этнографических исследований в системе наук о человеке
- 4.1. Структура культуры
- 4.2. Изучение интеллектуальной деятельности
- 4.2.1. Труд
- 4.2.2. Рациональные знания
- 4.2.3. Эмоциональное познание
- 4.3. Изучение этики этноса
- 4.3.1. Этическая традиция в мифологии
- 4.3.2. Обычай как реализация традиции
- 4.3.3. Обряды как реализация традиции
- 4.3.4. Передача элементов культуры от поколения к поколению
- 4.3.4.1. Рождение ребенка и его положение в обществе
- 4.3.4.2. Семья в системе передачи элементов культуры этноса
- 4.3.4.3. Система родства и свойства
- 4.3.4.4. Воспитание и обучение
- 5. Организация полевых исследований
- 5.1. Краеведы как база стационарных полевых исследований
- 5.1.1. Формы организации краеведческой работы
- 5.1.2. Проблема подготовки краеведов.
- 5.1.3. Проблема публикации, хранения и использования краеведческих материалов
- 5.2. Этнографические экспедиции
- 5.2.1. Определение задачи экспедиции
- 5.2.2. Выбор формы экспедиции
- 5.2.3. Выбор методов (маршрутный, кустовой, комбинированный)
- 5.2.4. Научная подготовка экспедиции
- 5.2.5. Разработка программы экспедиции, определение состава и распределение обязанностей
- 5.2.6. Материальное обеспечение
- 6. Методы полевых исследований
- 6.1. Предварительные наблюдения и их значение. Полевой дневник
- 6.2. Работа с информаторами
- 6.2.1. Метод опроса
- 6.2.2. Ведение Полевой тетради
- 6.2.3. Фиксация вещественных материалов
- 6.2.4. Методы отбора респондентов
- 6.2.5. Дублирование информации, полученной от респондентов
- 6.3. Сбор этнографических коллекций
- 6.3.1. Виды коллекций
- 6.3.2. Уникальность и типичность экспонатов
- 6.3.3. Легенда вещи
- 6.3.4. Первичная обработка экспонатов в полевых условиях
- 7.Ведение учета и хранение полевых этнографических материалов
- 7.1. Полевые тетради
- 7.2. Полевые дневники
- 7.3. Анкеты и опросники
- 7.4. Графические материалы
- 7.5. Фотоматериалы
- 7.6. Фонограммы
- 7.7.Киноматериалы
- 7.8. Видеозаписи
- 8. Современные научные достижения в полевых этнографических исследованиях
- 8. 1. Комптютер и компьютерное моделирование
- 8.2. Компьютер как инструмент обработки полевых этнографических материалов
- 8.3. Базы данных
- Некоторые особенности полевой работы по отдельным разделам полевых этнографических исследований
- 9.1. Календарные обряды
- 9.2. Система родства и родственные отношения
- 93. Семейные обряды
- 9.4. Организация труда, хозяйство и технологические приемы
- 9.5. Промыслы и ремесла
- 9.6. Одежда
- 9.7. Пища и способы ее производства
- 9.8. Народная медицина
- Картография элементов культуры
- 10.1. Общие сведения о картах и планах
- 10.2. Задачи этнографического картографирования
- 10.3. Принципы и приемы картографирования
- Заключение
- Приложения
- Производными от них являются отношения:
- Населенные пункты, постройки и сооружения
- Железные дороги: одно-, двух- и трехпутные
- Автодороги с покрытием
- Мосты Мосты пешеходные на полевых и лесных дорогах
- Некоторые сокращения для подписей на топографических картах
- Содержание
- Жлоба Сафроний Павлович Чернякевич Ирина Сафроньевна