6.1. Предварительные наблюдения и их значение. Полевой дневник
Важным моментом в начале полевых этнографических исследований является фиксация первых впечатлений. Иногда первое впечатление дает наиболее точные сведения об особенностях культуры данного региона. Во всяком случае, первые впечатления наиболее – сильные и яркие, они, безусловно, накладывают отпечаток на дальнейший ход исследований. Это имеет как свои положительные, так и отрицательные стороны.
Как правило, первые впечатления фиксируют отличия регионального варианта этнической культуры. Разработанные направления исследований по первым впечатлениям часто оказываются весьма перспективными. Негативным моментом является то, что эти впечатления могут увести от главной темы исследования, которая может быть скрыта под напластованиями второстепенных, несущественных, поверхностных явлений. А это значит, что исследования, основанные на первых впечатлениях, будут напоминать блуждание на случайные огоньки в поисках одного направления, которое и является целью. Поэтому при всей ценности первых впечатлений нужно относиться к ним критически.
Наиболее ценны такие впечатления в определении географических условий, ландшафта, в которых живет данная группа этноса, в определении особенностей характера населения: общительность, или, наоборот, замкнутость, склонность к юмору или угрюмость, гостеприимство или склонность к изоляции, доброжелательность по отношению к «чужакам» или настороженность, а то и враждебность, а также множество других черт. Нужно только постоянно иметь в виду, что исследователь невольно сравнивает характер исследуемого населения с характером своего стереотипа поведения либо со стереотипом поведения людей, с которыми приходится общаться. Поэтому нет оснований считать первоначальные наблюдения абсолютными. При дальнейших наблюдениях может оказаться, что, например, замкнутость оказывается просто проявлением стыдливости и стеснительности, а общительность может оказаться элементарной развязностью. Нужно помнить, что первое впечатление всегда относительно, и поэтому его ценность тоже относительна. Значительную ценность личные впечатления представляют для фиксации особенностей быта. Они как раз первыми и бросаются в глаза. Но и в этом случае нужно помнить, что отмеченные особенности могут оказаться трансформацией или вариантом уже хорошо известных. Сказанное полностью относится и к чертам поведения, т.к. они обусловлены особенностями характера и бытовым укладом.
Как правило, первоначальные личные наблюдения этнографа ограничиваются тем, что удалось увидеть или услышать более или менее случайно. Желательно такие наблюдения дублировать как одним исследователем (он проводит наблюдения несколько раз), так и другими исследователями, восприятие которых будет несколько иным. Такое дублирование также не может заменить фундаментальных исследований, но оно может скорректировать их направления. В этом и состоит их основная ценность. Конечно, это не исключает того, что первоначальные впечатления, наблюдения и выводы, сделанные на их основе, могут оказаться верными.
Среди личных наблюдений этнографа особое место занимают случайные разговоры. Часто не только тема, но и сама интонация собеседника несет столько информации, что ее анализ может дать самые неожиданные результаты. Вспоминается по этому поводу случайный разговор с крестьянкой из деревни Александровка Наровлянского района Гомельской области. Говорили мы по поводу праздника Ивана Купалы как раз в этот праздник, было много интересных сведений, в частности о том, что через костер можно было прыгать только девственникам и девственницам. По молодости я задал наивнейший вопрос: «А как же знали, кто девственница, кто девственник? Не проверяли же их специально?» – «И-и, сынок, тож сэло! Тут всэ про всих видають!» – сказала женщина с таким удивлением в голосе, что мне стало стыдно: оказывается, я не понимаю совершенно очевидных вещей. В данном случае интонация дала мне едва ли не больше информации, чем факт, который я узнал из разговора. Поэтому такими случайными разговорами ни в коем случае нельзя пренебрегать.
Первоначальные впечатления, личные наблюдения и содержание случайных разговоров необходимо фиксировать в Полевом дневнике. Записи нужно вести при первой возможности и стремиться делать это ежедневно, так как откладывание неизбежно ведет к потускнению впечатления, к утере деталей, к наслаиванию фактов и впечатлений, разделить которые потом практически невозможно. Кроме того, как отметил Г. Громов в своей книге, систематическое ведение дневника приучает начинающего этнографа к постоянному фиксированию явлений и событий, развивает наблюдательность и дисциплинирует.
Нужно помнить, что Полевой дневник (в дальнейшем – ПД) является официальным документом экспедиции. Поэтому необходимо заносить туда все наблюдения и впечатления. В ПД фиксируются также предварительные выводы и гипотезы.
В качестве ПД лучше всего использовать общую тетрадь большого формата. На титуле обязательно указывается название экспедиции и год ее проведения. Далее номер дневника. Затем идут фамилия, имя, отчество исследователя и даты начала и окончания дневника. Обязательно указывается адрес учреждения и домашний адрес исследователя с просьбой выслать дневник по одному из указанных адресов в случае его утери. Листы дневника должны быть пронумерованы, запись ведется на одной стороне листа с полем. Вторая сторона остаётся чистой: так удобнее делать пометки при обработке материалов экспедиции.
Иногда используются ПД формата записной книжки. Они удобны во время походов и могут использоваться как вспомогательные. ПД после обработки материалов исследователем подлежат сдаче начальнику экспедиции с последующей передачей в архив.
Для запоминания:
1. Предварительные наблюдения и первые впечатления – весьма существенный момент работы экспедиции. Они должны быть тщательно зафиксированы.
2. Первоначальные впечатления, личные наблюдения и содержание случайных разговоров необходимо фиксировать в Полевом дневнике (ПД).
Рекомендуемая литература:
Громов Г. Методика этнографических экспедиций. М., 1966.
- С.П. Жлоба, и.С. Чернякевич
- Полевая этнография
- (Теория и практика полевых этнографических исследований)
- Издание второе, исправленное и дополненное
- Предисловие ко второму изданию
- Необходимые предварительные замечания
- Этнография, этнология, культурная антропология, теория и практика полевых этнографических исследований в системе наук о человеке
- 4.1. Структура культуры
- 4.2. Изучение интеллектуальной деятельности
- 4.2.1. Труд
- 4.2.2. Рациональные знания
- 4.2.3. Эмоциональное познание
- 4.3. Изучение этики этноса
- 4.3.1. Этическая традиция в мифологии
- 4.3.2. Обычай как реализация традиции
- 4.3.3. Обряды как реализация традиции
- 4.3.4. Передача элементов культуры от поколения к поколению
- 4.3.4.1. Рождение ребенка и его положение в обществе
- 4.3.4.2. Семья в системе передачи элементов культуры этноса
- 4.3.4.3. Система родства и свойства
- 4.3.4.4. Воспитание и обучение
- 5. Организация полевых исследований
- 5.1. Краеведы как база стационарных полевых исследований
- 5.1.1. Формы организации краеведческой работы
- 5.1.2. Проблема подготовки краеведов.
- 5.1.3. Проблема публикации, хранения и использования краеведческих материалов
- 5.2. Этнографические экспедиции
- 5.2.1. Определение задачи экспедиции
- 5.2.2. Выбор формы экспедиции
- 5.2.3. Выбор методов (маршрутный, кустовой, комбинированный)
- 5.2.4. Научная подготовка экспедиции
- 5.2.5. Разработка программы экспедиции, определение состава и распределение обязанностей
- 5.2.6. Материальное обеспечение
- 6. Методы полевых исследований
- 6.1. Предварительные наблюдения и их значение. Полевой дневник
- 6.2. Работа с информаторами
- 6.2.1. Метод опроса
- 6.2.2. Ведение Полевой тетради
- 6.2.3. Фиксация вещественных материалов
- 6.2.4. Методы отбора респондентов
- 6.2.5. Дублирование информации, полученной от респондентов
- 6.3. Сбор этнографических коллекций
- 6.3.1. Виды коллекций
- 6.3.2. Уникальность и типичность экспонатов
- 6.3.3. Легенда вещи
- 6.3.4. Первичная обработка экспонатов в полевых условиях
- 7.Ведение учета и хранение полевых этнографических материалов
- 7.1. Полевые тетради
- 7.2. Полевые дневники
- 7.3. Анкеты и опросники
- 7.4. Графические материалы
- 7.5. Фотоматериалы
- 7.6. Фонограммы
- 7.7.Киноматериалы
- 7.8. Видеозаписи
- 8. Современные научные достижения в полевых этнографических исследованиях
- 8. 1. Комптютер и компьютерное моделирование
- 8.2. Компьютер как инструмент обработки полевых этнографических материалов
- 8.3. Базы данных
- Некоторые особенности полевой работы по отдельным разделам полевых этнографических исследований
- 9.1. Календарные обряды
- 9.2. Система родства и родственные отношения
- 93. Семейные обряды
- 9.4. Организация труда, хозяйство и технологические приемы
- 9.5. Промыслы и ремесла
- 9.6. Одежда
- 9.7. Пища и способы ее производства
- 9.8. Народная медицина
- Картография элементов культуры
- 10.1. Общие сведения о картах и планах
- 10.2. Задачи этнографического картографирования
- 10.3. Принципы и приемы картографирования
- Заключение
- Приложения
- Производными от них являются отношения:
- Населенные пункты, постройки и сооружения
- Железные дороги: одно-, двух- и трехпутные
- Автодороги с покрытием
- Мосты Мосты пешеходные на полевых и лесных дорогах
- Некоторые сокращения для подписей на топографических картах
- Содержание
- Жлоба Сафроний Павлович Чернякевич Ирина Сафроньевна