8. 1. Комптютер и компьютерное моделирование
Собственно эта возможность компьютера и делает его чрезвычайно важным инструментом исследователя. Тем более, что моделирование в этнографии единственно приемлемый путь познания. Однако моделирование этнических процессов пока почти не практикуется. Здесь встают проблемы, пока не разрешимые. В первую очередь это программное обеспечение, которое полностью зависит от людей, имеющих свои взгляды, идеи, которые неизбежно будут отражены в программном продукте. Т.е., создать чисто объективную программу компьютерного моделирования даже труднее, чем добиться объективности при использовании традиционных методов исследования. Дело в том, что программист не только должен будет использовать в качестве алгоритма положения той или иной школы или направления этнографических наук, но привнесет в программу свои личные математические, мировоззренческие, даже чисто житейские пристрастия. Последние, при использовании традиционных методов исследования, в той или иной степени преодолеваются за счет компромиссов исследователя с другими взглядами на предмет исследования. Иногда это приводит к появлению новых школ и направлений.
Компьютер, делая модель по строго заданной программе, способен выдать только строго определенный результат или несколько вариантов в рамках программы, при этом создается иллюзия строгой объективности. Нужно признать, что до адекватного моделирования этнических процессов компьютером пока еще чрезвычайно далеко. Видимо это практически невозможно в двоичной системе оппозиций, которая лежит в основе функционирования современной компьютерной техники. Однако это возможно в системе тройственных оппозиций, которые лежат в основе человеческого мышления. Создание такого компьютера равнозначно, т.о. сотворению человека. А к этому способен, слава Богу, только один Господь.
Это, однако, не значит, что моделирование этнических процессов с той или иной степенью вероятности приближения к реальным процессам, принципиально невозможно. Однако этому препятствуют не только вышеозначенные обстоятельства, но и уровень развития математики, аппарат которой не только не способен предложить решение сложнейших уравнений с множеством неизвестных, но и задать их. А именно этого требует генетическая антропология, которая признает этногенезы и этнические культуры генетическими системами.
Несмотря на очевидное бессилие современной компьютерной техники решить задачу моделирования этнических процессов, тем не менее, компьютер уже сейчас может решать частные задачи этнографических исследований. Он может предоставить возможность ускорить на порядки процесс обработки и включения в научный оборот этнографических материалов. Разумеется, это уже не мало.
- С.П. Жлоба, и.С. Чернякевич
- Полевая этнография
- (Теория и практика полевых этнографических исследований)
- Издание второе, исправленное и дополненное
- Предисловие ко второму изданию
- Необходимые предварительные замечания
- Этнография, этнология, культурная антропология, теория и практика полевых этнографических исследований в системе наук о человеке
- 4.1. Структура культуры
- 4.2. Изучение интеллектуальной деятельности
- 4.2.1. Труд
- 4.2.2. Рациональные знания
- 4.2.3. Эмоциональное познание
- 4.3. Изучение этики этноса
- 4.3.1. Этическая традиция в мифологии
- 4.3.2. Обычай как реализация традиции
- 4.3.3. Обряды как реализация традиции
- 4.3.4. Передача элементов культуры от поколения к поколению
- 4.3.4.1. Рождение ребенка и его положение в обществе
- 4.3.4.2. Семья в системе передачи элементов культуры этноса
- 4.3.4.3. Система родства и свойства
- 4.3.4.4. Воспитание и обучение
- 5. Организация полевых исследований
- 5.1. Краеведы как база стационарных полевых исследований
- 5.1.1. Формы организации краеведческой работы
- 5.1.2. Проблема подготовки краеведов.
- 5.1.3. Проблема публикации, хранения и использования краеведческих материалов
- 5.2. Этнографические экспедиции
- 5.2.1. Определение задачи экспедиции
- 5.2.2. Выбор формы экспедиции
- 5.2.3. Выбор методов (маршрутный, кустовой, комбинированный)
- 5.2.4. Научная подготовка экспедиции
- 5.2.5. Разработка программы экспедиции, определение состава и распределение обязанностей
- 5.2.6. Материальное обеспечение
- 6. Методы полевых исследований
- 6.1. Предварительные наблюдения и их значение. Полевой дневник
- 6.2. Работа с информаторами
- 6.2.1. Метод опроса
- 6.2.2. Ведение Полевой тетради
- 6.2.3. Фиксация вещественных материалов
- 6.2.4. Методы отбора респондентов
- 6.2.5. Дублирование информации, полученной от респондентов
- 6.3. Сбор этнографических коллекций
- 6.3.1. Виды коллекций
- 6.3.2. Уникальность и типичность экспонатов
- 6.3.3. Легенда вещи
- 6.3.4. Первичная обработка экспонатов в полевых условиях
- 7.Ведение учета и хранение полевых этнографических материалов
- 7.1. Полевые тетради
- 7.2. Полевые дневники
- 7.3. Анкеты и опросники
- 7.4. Графические материалы
- 7.5. Фотоматериалы
- 7.6. Фонограммы
- 7.7.Киноматериалы
- 7.8. Видеозаписи
- 8. Современные научные достижения в полевых этнографических исследованиях
- 8. 1. Комптютер и компьютерное моделирование
- 8.2. Компьютер как инструмент обработки полевых этнографических материалов
- 8.3. Базы данных
- Некоторые особенности полевой работы по отдельным разделам полевых этнографических исследований
- 9.1. Календарные обряды
- 9.2. Система родства и родственные отношения
- 93. Семейные обряды
- 9.4. Организация труда, хозяйство и технологические приемы
- 9.5. Промыслы и ремесла
- 9.6. Одежда
- 9.7. Пища и способы ее производства
- 9.8. Народная медицина
- Картография элементов культуры
- 10.1. Общие сведения о картах и планах
- 10.2. Задачи этнографического картографирования
- 10.3. Принципы и приемы картографирования
- Заключение
- Приложения
- Производными от них являются отношения:
- Населенные пункты, постройки и сооружения
- Железные дороги: одно-, двух- и трехпутные
- Автодороги с покрытием
- Мосты Мосты пешеходные на полевых и лесных дорогах
- Некоторые сокращения для подписей на топографических картах
- Содержание
- Жлоба Сафроний Павлович Чернякевич Ирина Сафроньевна