4.3.2. Обычай как реализация традиции
В повседневной жизни поведение человека регулируется многочисленными правилами, значение которых чаще всего не осознается и истолкование которых обычно не требуется. Таковы, например, обычаи здороваться, снимать шапку в помещении, уступать место старшему и женщине и т.д. Они и составляют стереотип поведения человека, а мы знаем, что такие стереотипы носят также и этнический характер. Следовательно, обычай есть реализация этнической традиции в повседневной жизни. Поэтому очень важно фиксировать такие нормы поведения со всей тщательностью и как можно в большем количестве вариантов. И только при их сравнении можно будет вычленить обычаи, характерные только для данного этноса или субэтноса.
Некоторые обычаи получают религиозное или идеологическое обоснование и толкование и становятся обязательными в определенных ситуациях. Они становятся ритуалами и чаще всего входят в обряд (о котором мы будем говорить ниже).
В этнографической, философской, культурологической, политологической, социологической литературе можно встретить множество других толкований как понятия «ритуал», так и понятий «обычай», «обряд», «традиция». Чаще всего они определяются в зависимости от принадлежности исследователя к тому или иному направлению научного знания, той или иной школе, а часто такие определения продиктованы той или иной идеологической установкой, принимаемой автором априорно. Существуют явно ошибочные определения перечисленных явлений через понятия «пережитки», «суеверия», «психологические стереотипы» и т.д., другие же отражают подход науки или научного направления (например, социологии, советской школы этнографии и другие), и степень разработанности проблемы. Поэтому исследователю полезно познакомиться с этими определениями, хотя это часто довольно неблагодарное занятие.
Определения, которые предлагаются в данной работе, вытекают из предложенного понятия этноса и культуры. Они получены через анализ и вычленение их из понятия этнической культуры. К сказанному можно только добавить, что предложенные определения понятий «традиция», «обычай», «ритуал», «обряд» не противоречат результатам наблюдений над этими явлениями, поэтому рассматриваются как факт.
Почти всегда ритуал выходит из повседневного употребления, поэтому ритуалы оказываются иногда очень древними обрядами, которые несут громадную информацию об этнической культуре на более ранних этапах этногенеза. Отсюда ясно значение изучения ритуалов. Это давно замечено по отношению к ритуалам, связанным с обрядом посвящения в рыцари, и некоторым другим. Для этнографа любые ритуалы, будь то сопровождающие обряд крещения либо приема в пионеры, должны быть предметом самого пристального внимания. Важно отметить связь этнического, социального и политического в обычаях и ритуалах. Обычай и есть тот узел, который связывает этнос, социум и политическую организацию. Причем эта связь реально осуществляется на человеке и через человека и ни на чем другом концентрироваться не может.
Как норма поведения обычай естественно является материализацией нравственности, морали. Поэтому важно выяснить механизм возникновения и становления обычая в филогенезе и в онтогенезе. Следовательно, этнографу нужно обратить внимание на закрепление обычаев у детей, равно как и на значение обычаев на разных этапах жизни человека.
Несмотря на то, что обычай играет роль связи между этническим, политическим и социальным, «поставщиком» обычая является этическая культура. В этой связи весьма важным представляется изучение обычаев у разных групп населения, объединенных по профессиональному, религиозному, корпоративному, сословному и иным принципам.
Поскольку обычай – материализация нравственности, то нужно иметь в виду следующее. Стереотип поведения в этногенезе меняется со сменой фазы этногенеза (что хорошо показал Л.Н. Гумилев), как и нравственный идеал. Следовательно, и обычай будет трансформироваться. Он может потерять первоначальный смысл и, оставаясь по форме тем же, нести другую информацию, совершенно отличную от первоначальной. Возьмем, например, обычай крестить хлеб ножом перед тем, как его разрезать. Церковь первоначально яростно обличала этот обычай как языческий. Вероятно, первоначальным значением его было посвящение либо благодарность богу солнца – Дажьбогу как покровителю круглого хлеба. Крест – солярный символ. Хлеб испечен из злаков – растений, связанных с Дажьбогом. Теперь понятно возмущение церкви. Но сегодня уже никто не воспринимает этот обычай описанным способом, а традиция связывает его с Христом, в связи с чем и церковь уже никак не реагирует на него в повседневной приктике.
Кроме того, в процессе этногенеза одни обычаи могут исчезать, – другие появляться. Особо сокращается «арсенал обычаев» в кризисные для этногенеза периоды. Поэтому полевая фиксация обычая имеет и очень большое практическое значение, так как позволяет выяснять фазы этногенеза и прогнозировать этнические процессы. А такое знание, как показали события последнего десятилетия, необходимо. Но без постоянных полевых этнографических исследований оно невозможно.
Для запоминания:
1. Обычай – это реализация традиции в повседневной жизни людей.
2. Ритуал связан с обычаем и обрядом. Это обычай, следование которому обязательно в определенных ситуациях.
3. Обычай не является застывшим феноменом. Он меняется и по форме, и по содержанию. Изучение динамики обычая позволяет прогнозировать этнические процессы.
Рекомендуемая литература:
Суханов И.В. Обычаи, традиции и переемственность поколений. М.:ИПЛ, 1976.
Тайлор Э.Б. Первобытная культура. М.: ИПЛ, 1989.
Сахаров И.П. Сказания русского народа. М.: Наука, 1989.
Сержпутоўскі А.К. Прымхі і забабоны беларусаў-палешукоў.
- С.П. Жлоба, и.С. Чернякевич
- Полевая этнография
- (Теория и практика полевых этнографических исследований)
- Издание второе, исправленное и дополненное
- Предисловие ко второму изданию
- Необходимые предварительные замечания
- Этнография, этнология, культурная антропология, теория и практика полевых этнографических исследований в системе наук о человеке
- 4.1. Структура культуры
- 4.2. Изучение интеллектуальной деятельности
- 4.2.1. Труд
- 4.2.2. Рациональные знания
- 4.2.3. Эмоциональное познание
- 4.3. Изучение этики этноса
- 4.3.1. Этическая традиция в мифологии
- 4.3.2. Обычай как реализация традиции
- 4.3.3. Обряды как реализация традиции
- 4.3.4. Передача элементов культуры от поколения к поколению
- 4.3.4.1. Рождение ребенка и его положение в обществе
- 4.3.4.2. Семья в системе передачи элементов культуры этноса
- 4.3.4.3. Система родства и свойства
- 4.3.4.4. Воспитание и обучение
- 5. Организация полевых исследований
- 5.1. Краеведы как база стационарных полевых исследований
- 5.1.1. Формы организации краеведческой работы
- 5.1.2. Проблема подготовки краеведов.
- 5.1.3. Проблема публикации, хранения и использования краеведческих материалов
- 5.2. Этнографические экспедиции
- 5.2.1. Определение задачи экспедиции
- 5.2.2. Выбор формы экспедиции
- 5.2.3. Выбор методов (маршрутный, кустовой, комбинированный)
- 5.2.4. Научная подготовка экспедиции
- 5.2.5. Разработка программы экспедиции, определение состава и распределение обязанностей
- 5.2.6. Материальное обеспечение
- 6. Методы полевых исследований
- 6.1. Предварительные наблюдения и их значение. Полевой дневник
- 6.2. Работа с информаторами
- 6.2.1. Метод опроса
- 6.2.2. Ведение Полевой тетради
- 6.2.3. Фиксация вещественных материалов
- 6.2.4. Методы отбора респондентов
- 6.2.5. Дублирование информации, полученной от респондентов
- 6.3. Сбор этнографических коллекций
- 6.3.1. Виды коллекций
- 6.3.2. Уникальность и типичность экспонатов
- 6.3.3. Легенда вещи
- 6.3.4. Первичная обработка экспонатов в полевых условиях
- 7.Ведение учета и хранение полевых этнографических материалов
- 7.1. Полевые тетради
- 7.2. Полевые дневники
- 7.3. Анкеты и опросники
- 7.4. Графические материалы
- 7.5. Фотоматериалы
- 7.6. Фонограммы
- 7.7.Киноматериалы
- 7.8. Видеозаписи
- 8. Современные научные достижения в полевых этнографических исследованиях
- 8. 1. Комптютер и компьютерное моделирование
- 8.2. Компьютер как инструмент обработки полевых этнографических материалов
- 8.3. Базы данных
- Некоторые особенности полевой работы по отдельным разделам полевых этнографических исследований
- 9.1. Календарные обряды
- 9.2. Система родства и родственные отношения
- 93. Семейные обряды
- 9.4. Организация труда, хозяйство и технологические приемы
- 9.5. Промыслы и ремесла
- 9.6. Одежда
- 9.7. Пища и способы ее производства
- 9.8. Народная медицина
- Картография элементов культуры
- 10.1. Общие сведения о картах и планах
- 10.2. Задачи этнографического картографирования
- 10.3. Принципы и приемы картографирования
- Заключение
- Приложения
- Производными от них являются отношения:
- Населенные пункты, постройки и сооружения
- Железные дороги: одно-, двух- и трехпутные
- Автодороги с покрытием
- Мосты Мосты пешеходные на полевых и лесных дорогах
- Некоторые сокращения для подписей на топографических картах
- Содержание
- Жлоба Сафроний Павлович Чернякевич Ирина Сафроньевна