logo
Полевая этнография

5.1.3. Проблема публикации, хранения и использования краеведческих материалов

Разумеется, в организации краеведческой работы встанет проблема введения в научный оборот новых этнографических материалов. Помимо сборников материалов различных конференций, семинаров, которые выходят незначительными тиражами, нужно иметь и постоянные краеведческие сборники и альманахи. Такая работа уже начинается. В Бресте была попытка издания краеведческого альманаха. Более успешные попытки были реализованы в Гродно. Краеведческие, в основном этнографического содержания, альманахи и ежеквартальники выходили в многих городах Беларуси. Однако этот процесс был пресечен административными усилиями. Краеведческие материалы публиковались не только в Беларуси. В Москве вышел альманах «Отечество», в Луцке печатается сборник «Поліська дома». Брестский университет издал уже несколько сборников научных работ студентов-историков «Моладзь Берасцейшчыны». Есть и другие издания. Нужно только, чтобы такие альманахи и сборники избежали двух крайностей: во-первых, чтобы они не превратились в очередные листажные издания кабинетных ученых (в Московском альманахе такая тенденция просматривается), во-вторых, чтобы они сохранили достаточно высокий научный уровень при публикации исследований краеведов. Это вполне достижимо при деятельном участии в подготовке материалов к публикации квалифицированных этнографов. Поскольку такие сборники неизбежно будут региональными, то и в этом случае большая ответственность ложится на университетские и институтские кафедры.

Однако сборники и альманахи проблему решить не могут. Видимо, нужно обратиться к опыту «Губернских ведомостей» – издание которых стали в своё время центрами краеведческой работы и весьма активно публиковали исследования краеведов. Через «Губернские ведомости» краеведы получали опросники и анкеты, там печатались программы исследований, отчеты, очерки, статьи и т.д. Видимо, и в наши дни официозы могли бы стать такими же проводниками и популяризаторами краеведческой работы. Но, к сожалению, редакции к этому не готовы. Там нет соответствующих специалистов и отделов. Да и официальные власти, политические и социальные институты, экономические структуры как государственной, так и частной формы собственности в этом не заинтересованы, - они до настоящего времени наивно полагают, что это лишняя трата средств и сил, которой следует отдавать должное только в рамках общепринятых в Европе канонов.

Существует много изданий различных культурно-просветительских и национально-культурных объединений, которые заняты в основном выяснением отношений. Хорошо бы им повернуться к проблемам культуры этносов, интересы которых они претендуют представлять. Для поддержки таких изданий необходимо выделять средства из центрального и местных бюджетов. Отказаться от поддержки изданий, которые, так или иначе, укладываются в рамки ложа официальной идеологии, для успешного развития краеведения просто необходимо. Могли же это делать «при проклятом царизме».

Вероятно, в недалеком будущем станет престижным и для предпринимателей участвовать в издании краеведческих материалов. Поэтому уже сейчас необходимо думать о структурных связях между экономикой, политикой, наукой, журналистикой. Еще раз обращаем внимание, что такой опыт уже существует.

Важной проблемой является хранение краеведческих материалов. Часть их, несомненно, должна пополнить фонды краеведческих музеев. Однако вобрать в себя все коллекции музеи не смогут. Поэтому целесообразно хранение коллекций в школах, училищах, при предприятиях и т.д. Кроме того, некоторые коллекции, видимо, будут храниться у самих собирателей. В любом случае все коллекции должны быть описаны, зарегистрированы, взяты на учет и под охрану. Механизм должен быть отработан и введен в действие как можно скорее. В отношении к собирателям, которые держат коллекции у себя, должны быть обеспечены условия для размещения материалов и оговорены условия работы с коллекциями других исследователей. Коллекционер должен иметь свободу приобретения, обмена предметов коллекции и ее продажи на условиях, оговоренных законодательством по охране и использованию памятников истории и культуры, а также законодательством по охране авторских прав и интеллектуальной собственности.

К сожалению, раздел об организации краеведческой работы носит характер пожеланий, т.к. эта работа пока только разворачивается. В будущем в этот раздел неизбежно должны быть внесены коррективы и поправки. И от этого, пока чисто умозрительного раздела, перейдем к методам организации этнографических экспедиций как формы полевых исследований, которая должна дополнять и уточнять данные, полученные стационарным методом.

Для запоминания:

1. Полевые этнографические исследования могут проводиться методом стационарных наблюдений и экспедиционным методом.

2. В настоящее время реальной базой стационарных этнографических исследований может быть широкая краеведческая сеть. Опыт организации краеведческой работы в Беларуси имеет более чем столетнюю историю.

3. Реально осуществимая форма краеведения – это школьное краеведение, которое опирается на знания и опыт учителей-историков. Поэтому необходима углубленная подготовка учителей-историков по этнографии и методике полевой этнографической работы.

4. Важнейшей проблемой является публикация, хранение и использование краеведческих материалов.

Рекомендуемая литература:

Бандарчык В.К. Гісторыя беларускай этнаграфіі да канца 19 в. Мн., 1966.

Бандарчык В.К. Гісторыя беларускай этнаграфіі з канца 19в. да 1917 г. Мн.‚ 1970.

Бандарчык В.К. Гісторыя беларускай савецкай этнаграфіі. Мн.‚ 1972.

Токарев С.А. История русской этнографии. М.: Наука, 1966.

Пилипенко М.Ф. Этнография Белоруссии. Мн., 1982.

Энцыклапедыя гшсторыі Беларусі: У 6 Т. – Мн.: Бел Эн, 1993 – 2003.