logo
Полевая этнография

4.3.4.3. Система родства и свойства

Система родства и свойства, как правило, фиксирует модель (структуру) общества на предшествующей настоящей стадии этногенеза. Поэтому изучение системы родства позволяет исследователю заглянуть в историю этноса, а значит, проследить значение различных элементов этнической культуры на разных этапах этногенеза.

Не смотря на то, что господствующей в Европейской культуре является английская система родства, тем не менее, система родства у славянских народов имеет некоторые особенности. В отличие от германских и романских народов у славян долго сохранялась община, поэтому здесь сохранилось четкое разделение на родственные и свойственные отношения, за исключением западных земель, особенно Беларуси, где община перестала существовать раньше, чем в России и Украине. Здесь деление на свойственников и родственников начинает размываться. В белорусском языке для родственников и свойственников сохранился один термин – «сваяки», хотя в быту различают еще родственников и свойственников.

Родственники и родственные связи являются тем пластом отношений, которые даются человеку априорно. Еще до рождения ребенок уже включен в эту систему. Поэтому кажется, что эти связи носят надчеловеческий, надличностный характер, и они проявляются в семье, в системе помочей, в обрядах и обычаях, а значит, являются той системой, которая связывает человека с этносом. Это, в свою очередь, значит, что они – родственные связи – играют важнейшую роль в воспроизводстве этнической культуры. Важно фиксировать права и обязанности родственников по разным линиям и разных степеней родства по отношению к ребенку и наоборот.

Особое внимание нужно уделять отношениям между поколениями: отец – сын – внук – правнук. Во многих случаях права и обязанности родственников по отношению к детям разного пола различны, поэтому необходимо фиксировать и эти различия.

У славян существует институт кумовства. Исследование этого института представляется едва ли не самым важным при исследовании родственных связей. Дело в том, что крестные представляют собой связующее звено между человеком и этносом (как правило, через «род»), причем непосредственно, не через семью. И задача этнографа – выяснить роль крестных в жизни ребенка на разных этапах его взросления. Это может дать богатейший материал по приемам народной педагогики. Права и обязанности крестных по отношению к детям и детей по отношению к крестным являются выражением этнической традиции. Отсюда очевидность необходимости исследования этого сюжета. Причем нужно фиксировать и изменение статуса крестных на разных этапах как жизни человека, так и этногенеза.

Ребенок включается в жизнь общества постепенно, полное включение означает его совершеннолетие. Поэтому важно проследить, как изменяется положение человека в системе родственных связей с возрастом.

Вообще система родства и свойства является, по общему мнению, наиболее консервативным элементом этнической культуры. Нужно помнить, что этот элемент одновременно имеет и наибольшее, по сравнению с другими элементами, количество вариантов. Поэтому необходимо тщательно фиксировать все региональные особенности родственных отношений. Особое внимание следует уделять нынешнему состоянию родственных отношений и влиянию этого состояния на этнос. Может оказаться, что состояние родственных связей является одним из индикаторов этногенеза.

Тем не менее, этническая культура воспроизводится в детях через систему воспитания и обучения.