4.3.4.3. Система родства и свойства
Система родства и свойства, как правило, фиксирует модель (структуру) общества на предшествующей настоящей стадии этногенеза. Поэтому изучение системы родства позволяет исследователю заглянуть в историю этноса, а значит, проследить значение различных элементов этнической культуры на разных этапах этногенеза.
Не смотря на то, что господствующей в Европейской культуре является английская система родства, тем не менее, система родства у славянских народов имеет некоторые особенности. В отличие от германских и романских народов у славян долго сохранялась община, поэтому здесь сохранилось четкое разделение на родственные и свойственные отношения, за исключением западных земель, особенно Беларуси, где община перестала существовать раньше, чем в России и Украине. Здесь деление на свойственников и родственников начинает размываться. В белорусском языке для родственников и свойственников сохранился один термин – «сваяки», хотя в быту различают еще родственников и свойственников.
Родственники и родственные связи являются тем пластом отношений, которые даются человеку априорно. Еще до рождения ребенок уже включен в эту систему. Поэтому кажется, что эти связи носят надчеловеческий, надличностный характер, и они проявляются в семье, в системе помочей, в обрядах и обычаях, а значит, являются той системой, которая связывает человека с этносом. Это, в свою очередь, значит, что они – родственные связи – играют важнейшую роль в воспроизводстве этнической культуры. Важно фиксировать права и обязанности родственников по разным линиям и разных степеней родства по отношению к ребенку и наоборот.
Особое внимание нужно уделять отношениям между поколениями: отец – сын – внук – правнук. Во многих случаях права и обязанности родственников по отношению к детям разного пола различны, поэтому необходимо фиксировать и эти различия.
У славян существует институт кумовства. Исследование этого института представляется едва ли не самым важным при исследовании родственных связей. Дело в том, что крестные представляют собой связующее звено между человеком и этносом (как правило, через «род»), причем непосредственно, не через семью. И задача этнографа – выяснить роль крестных в жизни ребенка на разных этапах его взросления. Это может дать богатейший материал по приемам народной педагогики. Права и обязанности крестных по отношению к детям и детей по отношению к крестным являются выражением этнической традиции. Отсюда очевидность необходимости исследования этого сюжета. Причем нужно фиксировать и изменение статуса крестных на разных этапах как жизни человека, так и этногенеза.
Ребенок включается в жизнь общества постепенно, полное включение означает его совершеннолетие. Поэтому важно проследить, как изменяется положение человека в системе родственных связей с возрастом.
Вообще система родства и свойства является, по общему мнению, наиболее консервативным элементом этнической культуры. Нужно помнить, что этот элемент одновременно имеет и наибольшее, по сравнению с другими элементами, количество вариантов. Поэтому необходимо тщательно фиксировать все региональные особенности родственных отношений. Особое внимание следует уделять нынешнему состоянию родственных отношений и влиянию этого состояния на этнос. Может оказаться, что состояние родственных связей является одним из индикаторов этногенеза.
Тем не менее, этническая культура воспроизводится в детях через систему воспитания и обучения.
- С.П. Жлоба, и.С. Чернякевич
- Полевая этнография
- (Теория и практика полевых этнографических исследований)
- Издание второе, исправленное и дополненное
- Предисловие ко второму изданию
- Необходимые предварительные замечания
- Этнография, этнология, культурная антропология, теория и практика полевых этнографических исследований в системе наук о человеке
- 4.1. Структура культуры
- 4.2. Изучение интеллектуальной деятельности
- 4.2.1. Труд
- 4.2.2. Рациональные знания
- 4.2.3. Эмоциональное познание
- 4.3. Изучение этики этноса
- 4.3.1. Этическая традиция в мифологии
- 4.3.2. Обычай как реализация традиции
- 4.3.3. Обряды как реализация традиции
- 4.3.4. Передача элементов культуры от поколения к поколению
- 4.3.4.1. Рождение ребенка и его положение в обществе
- 4.3.4.2. Семья в системе передачи элементов культуры этноса
- 4.3.4.3. Система родства и свойства
- 4.3.4.4. Воспитание и обучение
- 5. Организация полевых исследований
- 5.1. Краеведы как база стационарных полевых исследований
- 5.1.1. Формы организации краеведческой работы
- 5.1.2. Проблема подготовки краеведов.
- 5.1.3. Проблема публикации, хранения и использования краеведческих материалов
- 5.2. Этнографические экспедиции
- 5.2.1. Определение задачи экспедиции
- 5.2.2. Выбор формы экспедиции
- 5.2.3. Выбор методов (маршрутный, кустовой, комбинированный)
- 5.2.4. Научная подготовка экспедиции
- 5.2.5. Разработка программы экспедиции, определение состава и распределение обязанностей
- 5.2.6. Материальное обеспечение
- 6. Методы полевых исследований
- 6.1. Предварительные наблюдения и их значение. Полевой дневник
- 6.2. Работа с информаторами
- 6.2.1. Метод опроса
- 6.2.2. Ведение Полевой тетради
- 6.2.3. Фиксация вещественных материалов
- 6.2.4. Методы отбора респондентов
- 6.2.5. Дублирование информации, полученной от респондентов
- 6.3. Сбор этнографических коллекций
- 6.3.1. Виды коллекций
- 6.3.2. Уникальность и типичность экспонатов
- 6.3.3. Легенда вещи
- 6.3.4. Первичная обработка экспонатов в полевых условиях
- 7.Ведение учета и хранение полевых этнографических материалов
- 7.1. Полевые тетради
- 7.2. Полевые дневники
- 7.3. Анкеты и опросники
- 7.4. Графические материалы
- 7.5. Фотоматериалы
- 7.6. Фонограммы
- 7.7.Киноматериалы
- 7.8. Видеозаписи
- 8. Современные научные достижения в полевых этнографических исследованиях
- 8. 1. Комптютер и компьютерное моделирование
- 8.2. Компьютер как инструмент обработки полевых этнографических материалов
- 8.3. Базы данных
- Некоторые особенности полевой работы по отдельным разделам полевых этнографических исследований
- 9.1. Календарные обряды
- 9.2. Система родства и родственные отношения
- 93. Семейные обряды
- 9.4. Организация труда, хозяйство и технологические приемы
- 9.5. Промыслы и ремесла
- 9.6. Одежда
- 9.7. Пища и способы ее производства
- 9.8. Народная медицина
- Картография элементов культуры
- 10.1. Общие сведения о картах и планах
- 10.2. Задачи этнографического картографирования
- 10.3. Принципы и приемы картографирования
- Заключение
- Приложения
- Производными от них являются отношения:
- Населенные пункты, постройки и сооружения
- Железные дороги: одно-, двух- и трехпутные
- Автодороги с покрытием
- Мосты Мосты пешеходные на полевых и лесных дорогах
- Некоторые сокращения для подписей на топографических картах
- Содержание
- Жлоба Сафроний Павлович Чернякевич Ирина Сафроньевна