logo
Полевая этнография

9.5. Промыслы и ремесла

Все сказанное относится не только к земледелию и животноводству, но и к ремеслам и промыслам. Но здесь есть и некоторые специфические интересы для исследователя. Например, рыболовство. Сейчас распространено мнение, что рыба исчезла в результате хищнического лова. Изучая рыболовный промысел, с удивлением обнаруживаешь, что не только электроток, химия и динамит, но и традиционные методы лова вполне подпадают под разряд браконьерских. Рыбы в старые времена вылавливалось очень много. Рыбой с Полесья торговали на рынках Польши, Латвии, Украины, России. Сушеные вьюны–мелочь заготавливались в больших количествах на корм свиньям.

Всё это не оказывало заметного влияния на количестве рыбы в водоемах. Заметное ее уменьшение связано с нарушением экосистем – мелиорацией, вырубкой лесов либо химизацией и т.д. Хозяйственной деятельностью человек всегда вмешивался в экосистемы, но за тысячелетия люди научились нейтрализовать либо компенсировать свое вмешательство. Вот в этом направлении – как человек нейтрализовал либо компенсировал свое вмешательство в экосистему – и должны проводиться исследования рыболовства, охоты, собирательства, пчеловодства, бортничества и т.д. Другими словами, внимание должно уделяться не только и не столько инструментам и технологиям, хотя и это крайне важно, сколько способам взаимодействия с природной средой, тем ограничениям, которые обусловлены обычаями и обрядами, связанными с промыслами. Это значит, что обычай и обряд должны иметь равноправное значение при изучении промыслов, наряду с технологиями и орудиями труда.

При изучении промыслов нужно особое внимание уделить еще одному малоизученному аспекту: методам переработки, хранения и употребления продуктов промыслов. Это особенно важно для Полесья, где эти продукты составляли до 40% рациона питания полешуков.

Ремесла для Полесья являются также одним из самых распространенных занятий. Не все они изучены достаточно тщательно и разносторонне. Например, при изучении гончарства больше внимания уделяется формованию изделий, инструментам и приспособлениям, которые применяются при формовании, сушке, обжигу, глазурованию или задымлению и т.д. Достаточно полно изучены формы гончарных изделий, их орнамент, хотя и здесь, конечно же, возможны и нетрадиционные подходы, и неожиданные открытия. Но вот на заготовку сырья, его первичную обработку, подготовку к формованию этнографам следует обратить особое внимание. Здесь возможны не только интересные наблюдения, но и открытия, которые будут полезны при разработке новых технологий. Уже упоминалось о «джинсовой ткани», и это как нельзя лучше подтверждает необходимость более тщательного изучения ремесленных технологий.

При изучении ремесленного производства также нужно обращать внимание на проникновение новых инструментов и приспособлений, новых видов сырья и полуфабрикатов. Нужно учитывать, что в кризисные времена традиционные ремесленные технологии приобретают не только научное, но и практическое значение. Спад производства вынужденно ведет к росту удельного веса продукции ремесленников и кустарей. Более того, ремесленные изделия все более проникают на рынок. Однако возрождение ремесла и промыслов наталкивается на то, что настоящих мастеров и знатоков осталось мало.

Среди промыслов особое место должно занять изучение пчеловодства. (Возрождения бортничества, видимо, ожидать уже не приходится.) Соответствующие разделы зоотехнии слабо связаны с местными условиями, возрождение пчеловодства будет сильно затруднено без соответствующих этнографических исследований. То же можно сказать и о других промыслах и ремеслах. Думается, что возникновение новых технологий в настоящее время возможно не только на основе научных открытий, но и на соединении их с традиционными ремесленными технологиями.

Наряду с изучением «традиционных ремесел и промыслов (их в книге «Промыслы і рамёствы Беларусі» приведено 19, и список этот неполный) необходимо развернуть изучение ремесел и промыслов, которые возникают в результате проникновения в этническую культуру новых технологий, их переработки и усвоения этой культурой. Сюда следует отнести изготовление мелких металлических изделий для бытовых нужд не ковальским, а слесарным способом. Такой промысел бытует преимущественно в пригородном поясе, местечках, городах, что еще раз подтверждает необходимость их изучения.

Многочисленные промыслы связаны с бытовым обслуживанием населения – от пошива суконных, на вате «бурок» (теплой мягкой обуви) и склеивания непромокаемых «бахил» из вышедших из строя автомобильных камер, до ремонта и настройки сложной бытовой техники – магнитофонов, телевизоров, даже компьютеров. Традиция возвращать к жизни вышедшие из строя вещи у многих народов бытует очень давно. Только развитие индустрии и удешевление продукции свело эту отрасль человеческой деятельности в отдельных странах на нет. Однако в кризисные времена эта деятельность неизбежно возрождается. В дальнейшем, в связи с истощением и удорожанием ресурсов, неизбежностью свертывания экологически вредных производств, возвращение к жизни вещей вновь станет очень важным ремеслом. Но, в отличие от специалистов по оплетению проволокой треснувших керамических изделий, точильщиков ножей, лудильщиков и паяльщиков, это уже будет восстановление более сложной техники и приспособлений. Видимо, на определенных этапах этногенеза возрождение и развитие таких ремесел и промыслов является закономерным. Это значит, что изучение их приобретает не только практический, но и научно–теоретический и методологический смысл.

При этом нужно обращать внимание не только на технологии, инструменты, но и на организацию труда, приобретение профессиональных навыков, отношения между специалистами и т.д. Замечено, что инструменты и технологии, попадая в руки «народных умельцев», часто претерпевают такие изменения и усовершенствования, что мы вправе говорить о возникновении новых направлений в развитии технологий. Например, применение в плетении синтетических материалов дало новое направление этому ремеслу, а сочетание в ткачестве льняных и синтетических, шерстяных и синтетических нитей дало материалы, свойства которых позволяют говорить о новых технологиях. Такова, например, мешковина, о которой говорилось выше (из расплетенных шпагатов для тюкования соломы в качестве утка и грубой льняной пряжи в качестве основы).

Очень важно проследить источники сырья и их подготовку, а также способы и области применения изделий и их реализации.

Все сказанное выше требует значительного пересмотра подходов к изучению ремесел и промыслов. Такой пример. В г.п. Приборово Брестского района пришлось наблюдать возникновение новой технологии изготовления украшений. Берется обыкновенная пластмассовая банка из-под стиральной пасты, из нее делается декоративная корзинка, в которую помещаются искусственные цветы. Мы не говорим о художественных достоинствах изделия, а только фиксируем возникновение новой технологии. Ведь и профессиональные художники в своих поисках используют и новые материалы, и новые технологии так же, как и, скажем, африканцы и австралийцы, которые никогда не использовали металлы в своих произведениях искусства, но с началом колонизации широко начали применять металлы в изготовлении предметов культа и произведений прикладного искусства. Это уже давно стало предметом изучения для этнографов за рубежом.

Для запоминания:

  1. В исследованиях ремесел и промыслов целесообразно сместить акценты на организацию производства, подготовку сырья, нейтрализацию и компенсацию вмешательства человека в экосистемы в результате промысловой деятельности.

  2. Нужно развернуть этнографическое изучение ремесла и промыслов в городах, местечках и пригородном поясе.

  3. Необходимо изучение ремесел и промыслов, которые возникают в результате проникновения в этническую культуру новых технологий.

  4. Плодотворным является изучение взаимопроникновения техники профессионального художественного творчества и традиционных художественных промыслов.

Рекомендуемая литература:

Помнікі этнаграфіі. Мн. 1981.

Промыслы і рамёствы Беларусі. Мн., 1983.

Беларусы. Народныя рамёствы и промыслы. Мн., 1996.

Пилипенко М.Ф. Этнография Белоруссии. Мн., 1982.

Типология основных элементов традиционной культуры. М., 1984.

Титов А.С. Историко-этнографическое районирование материальной культуры белорусов. Мн., 1983.

Народы севера Сибири в коллекциях Омского государственного объединенного исторического и литературного музея. Томск, 1986.

Миклухо-Маклай Н.Н. Собр. соч. в 6–и томах. М., 1990–1995.

Богораз В.Г. Материальная культура чукчей. М., 1991.

Дэвидсон Б. Африканцы. Введение в историю культуры. М., 1975.

Аверкиева Ю.П. Индейцы Северной Америки. М., 1974.

Роуз Ф. Аборигены Австралии. М., 1989.

Пяткевіч Ч. Рэчыцкае Палессе. Мн.: “Беларускі кнігазбор”, 2004.