9.5. Промыслы и ремесла
Все сказанное относится не только к земледелию и животноводству, но и к ремеслам и промыслам. Но здесь есть и некоторые специфические интересы для исследователя. Например, рыболовство. Сейчас распространено мнение, что рыба исчезла в результате хищнического лова. Изучая рыболовный промысел, с удивлением обнаруживаешь, что не только электроток, химия и динамит, но и традиционные методы лова вполне подпадают под разряд браконьерских. Рыбы в старые времена вылавливалось очень много. Рыбой с Полесья торговали на рынках Польши, Латвии, Украины, России. Сушеные вьюны–мелочь заготавливались в больших количествах на корм свиньям.
Всё это не оказывало заметного влияния на количестве рыбы в водоемах. Заметное ее уменьшение связано с нарушением экосистем – мелиорацией, вырубкой лесов либо химизацией и т.д. Хозяйственной деятельностью человек всегда вмешивался в экосистемы, но за тысячелетия люди научились нейтрализовать либо компенсировать свое вмешательство. Вот в этом направлении – как человек нейтрализовал либо компенсировал свое вмешательство в экосистему – и должны проводиться исследования рыболовства, охоты, собирательства, пчеловодства, бортничества и т.д. Другими словами, внимание должно уделяться не только и не столько инструментам и технологиям, хотя и это крайне важно, сколько способам взаимодействия с природной средой, тем ограничениям, которые обусловлены обычаями и обрядами, связанными с промыслами. Это значит, что обычай и обряд должны иметь равноправное значение при изучении промыслов, наряду с технологиями и орудиями труда.
При изучении промыслов нужно особое внимание уделить еще одному малоизученному аспекту: методам переработки, хранения и употребления продуктов промыслов. Это особенно важно для Полесья, где эти продукты составляли до 40% рациона питания полешуков.
Ремесла для Полесья являются также одним из самых распространенных занятий. Не все они изучены достаточно тщательно и разносторонне. Например, при изучении гончарства больше внимания уделяется формованию изделий, инструментам и приспособлениям, которые применяются при формовании, сушке, обжигу, глазурованию или задымлению и т.д. Достаточно полно изучены формы гончарных изделий, их орнамент, хотя и здесь, конечно же, возможны и нетрадиционные подходы, и неожиданные открытия. Но вот на заготовку сырья, его первичную обработку, подготовку к формованию этнографам следует обратить особое внимание. Здесь возможны не только интересные наблюдения, но и открытия, которые будут полезны при разработке новых технологий. Уже упоминалось о «джинсовой ткани», и это как нельзя лучше подтверждает необходимость более тщательного изучения ремесленных технологий.
При изучении ремесленного производства также нужно обращать внимание на проникновение новых инструментов и приспособлений, новых видов сырья и полуфабрикатов. Нужно учитывать, что в кризисные времена традиционные ремесленные технологии приобретают не только научное, но и практическое значение. Спад производства вынужденно ведет к росту удельного веса продукции ремесленников и кустарей. Более того, ремесленные изделия все более проникают на рынок. Однако возрождение ремесла и промыслов наталкивается на то, что настоящих мастеров и знатоков осталось мало.
Среди промыслов особое место должно занять изучение пчеловодства. (Возрождения бортничества, видимо, ожидать уже не приходится.) Соответствующие разделы зоотехнии слабо связаны с местными условиями, возрождение пчеловодства будет сильно затруднено без соответствующих этнографических исследований. То же можно сказать и о других промыслах и ремеслах. Думается, что возникновение новых технологий в настоящее время возможно не только на основе научных открытий, но и на соединении их с традиционными ремесленными технологиями.
Наряду с изучением «традиционных ремесел и промыслов (их в книге «Промыслы і рамёствы Беларусі» приведено 19, и список этот неполный) необходимо развернуть изучение ремесел и промыслов, которые возникают в результате проникновения в этническую культуру новых технологий, их переработки и усвоения этой культурой. Сюда следует отнести изготовление мелких металлических изделий для бытовых нужд не ковальским, а слесарным способом. Такой промысел бытует преимущественно в пригородном поясе, местечках, городах, что еще раз подтверждает необходимость их изучения.
Многочисленные промыслы связаны с бытовым обслуживанием населения – от пошива суконных, на вате «бурок» (теплой мягкой обуви) и склеивания непромокаемых «бахил» из вышедших из строя автомобильных камер, до ремонта и настройки сложной бытовой техники – магнитофонов, телевизоров, даже компьютеров. Традиция возвращать к жизни вышедшие из строя вещи у многих народов бытует очень давно. Только развитие индустрии и удешевление продукции свело эту отрасль человеческой деятельности в отдельных странах на нет. Однако в кризисные времена эта деятельность неизбежно возрождается. В дальнейшем, в связи с истощением и удорожанием ресурсов, неизбежностью свертывания экологически вредных производств, возвращение к жизни вещей вновь станет очень важным ремеслом. Но, в отличие от специалистов по оплетению проволокой треснувших керамических изделий, точильщиков ножей, лудильщиков и паяльщиков, это уже будет восстановление более сложной техники и приспособлений. Видимо, на определенных этапах этногенеза возрождение и развитие таких ремесел и промыслов является закономерным. Это значит, что изучение их приобретает не только практический, но и научно–теоретический и методологический смысл.
При этом нужно обращать внимание не только на технологии, инструменты, но и на организацию труда, приобретение профессиональных навыков, отношения между специалистами и т.д. Замечено, что инструменты и технологии, попадая в руки «народных умельцев», часто претерпевают такие изменения и усовершенствования, что мы вправе говорить о возникновении новых направлений в развитии технологий. Например, применение в плетении синтетических материалов дало новое направление этому ремеслу, а сочетание в ткачестве льняных и синтетических, шерстяных и синтетических нитей дало материалы, свойства которых позволяют говорить о новых технологиях. Такова, например, мешковина, о которой говорилось выше (из расплетенных шпагатов для тюкования соломы в качестве утка и грубой льняной пряжи в качестве основы).
Очень важно проследить источники сырья и их подготовку, а также способы и области применения изделий и их реализации.
Все сказанное выше требует значительного пересмотра подходов к изучению ремесел и промыслов. Такой пример. В г.п. Приборово Брестского района пришлось наблюдать возникновение новой технологии изготовления украшений. Берется обыкновенная пластмассовая банка из-под стиральной пасты, из нее делается декоративная корзинка, в которую помещаются искусственные цветы. Мы не говорим о художественных достоинствах изделия, а только фиксируем возникновение новой технологии. Ведь и профессиональные художники в своих поисках используют и новые материалы, и новые технологии так же, как и, скажем, африканцы и австралийцы, которые никогда не использовали металлы в своих произведениях искусства, но с началом колонизации широко начали применять металлы в изготовлении предметов культа и произведений прикладного искусства. Это уже давно стало предметом изучения для этнографов за рубежом.
Для запоминания:
В исследованиях ремесел и промыслов целесообразно сместить акценты на организацию производства, подготовку сырья, нейтрализацию и компенсацию вмешательства человека в экосистемы в результате промысловой деятельности.
Нужно развернуть этнографическое изучение ремесла и промыслов в городах, местечках и пригородном поясе.
Необходимо изучение ремесел и промыслов, которые возникают в результате проникновения в этническую культуру новых технологий.
Плодотворным является изучение взаимопроникновения техники профессионального художественного творчества и традиционных художественных промыслов.
Рекомендуемая литература:
Помнікі этнаграфіі. Мн. 1981.
Промыслы і рамёствы Беларусі. Мн., 1983.
Беларусы. Народныя рамёствы и промыслы. Мн., 1996.
Пилипенко М.Ф. Этнография Белоруссии. Мн., 1982.
Типология основных элементов традиционной культуры. М., 1984.
Титов А.С. Историко-этнографическое районирование материальной культуры белорусов. Мн., 1983.
Народы севера Сибири в коллекциях Омского государственного объединенного исторического и литературного музея. Томск, 1986.
Миклухо-Маклай Н.Н. Собр. соч. в 6–и томах. М., 1990–1995.
Богораз В.Г. Материальная культура чукчей. М., 1991.
Дэвидсон Б. Африканцы. Введение в историю культуры. М., 1975.
Аверкиева Ю.П. Индейцы Северной Америки. М., 1974.
Роуз Ф. Аборигены Австралии. М., 1989.
Пяткевіч Ч. Рэчыцкае Палессе. Мн.: “Беларускі кнігазбор”, 2004.
- С.П. Жлоба, и.С. Чернякевич
- Полевая этнография
- (Теория и практика полевых этнографических исследований)
- Издание второе, исправленное и дополненное
- Предисловие ко второму изданию
- Необходимые предварительные замечания
- Этнография, этнология, культурная антропология, теория и практика полевых этнографических исследований в системе наук о человеке
- 4.1. Структура культуры
- 4.2. Изучение интеллектуальной деятельности
- 4.2.1. Труд
- 4.2.2. Рациональные знания
- 4.2.3. Эмоциональное познание
- 4.3. Изучение этики этноса
- 4.3.1. Этическая традиция в мифологии
- 4.3.2. Обычай как реализация традиции
- 4.3.3. Обряды как реализация традиции
- 4.3.4. Передача элементов культуры от поколения к поколению
- 4.3.4.1. Рождение ребенка и его положение в обществе
- 4.3.4.2. Семья в системе передачи элементов культуры этноса
- 4.3.4.3. Система родства и свойства
- 4.3.4.4. Воспитание и обучение
- 5. Организация полевых исследований
- 5.1. Краеведы как база стационарных полевых исследований
- 5.1.1. Формы организации краеведческой работы
- 5.1.2. Проблема подготовки краеведов.
- 5.1.3. Проблема публикации, хранения и использования краеведческих материалов
- 5.2. Этнографические экспедиции
- 5.2.1. Определение задачи экспедиции
- 5.2.2. Выбор формы экспедиции
- 5.2.3. Выбор методов (маршрутный, кустовой, комбинированный)
- 5.2.4. Научная подготовка экспедиции
- 5.2.5. Разработка программы экспедиции, определение состава и распределение обязанностей
- 5.2.6. Материальное обеспечение
- 6. Методы полевых исследований
- 6.1. Предварительные наблюдения и их значение. Полевой дневник
- 6.2. Работа с информаторами
- 6.2.1. Метод опроса
- 6.2.2. Ведение Полевой тетради
- 6.2.3. Фиксация вещественных материалов
- 6.2.4. Методы отбора респондентов
- 6.2.5. Дублирование информации, полученной от респондентов
- 6.3. Сбор этнографических коллекций
- 6.3.1. Виды коллекций
- 6.3.2. Уникальность и типичность экспонатов
- 6.3.3. Легенда вещи
- 6.3.4. Первичная обработка экспонатов в полевых условиях
- 7.Ведение учета и хранение полевых этнографических материалов
- 7.1. Полевые тетради
- 7.2. Полевые дневники
- 7.3. Анкеты и опросники
- 7.4. Графические материалы
- 7.5. Фотоматериалы
- 7.6. Фонограммы
- 7.7.Киноматериалы
- 7.8. Видеозаписи
- 8. Современные научные достижения в полевых этнографических исследованиях
- 8. 1. Комптютер и компьютерное моделирование
- 8.2. Компьютер как инструмент обработки полевых этнографических материалов
- 8.3. Базы данных
- Некоторые особенности полевой работы по отдельным разделам полевых этнографических исследований
- 9.1. Календарные обряды
- 9.2. Система родства и родственные отношения
- 93. Семейные обряды
- 9.4. Организация труда, хозяйство и технологические приемы
- 9.5. Промыслы и ремесла
- 9.6. Одежда
- 9.7. Пища и способы ее производства
- 9.8. Народная медицина
- Картография элементов культуры
- 10.1. Общие сведения о картах и планах
- 10.2. Задачи этнографического картографирования
- 10.3. Принципы и приемы картографирования
- Заключение
- Приложения
- Производными от них являются отношения:
- Населенные пункты, постройки и сооружения
- Железные дороги: одно-, двух- и трехпутные
- Автодороги с покрытием
- Мосты Мосты пешеходные на полевых и лесных дорогах
- Некоторые сокращения для подписей на топографических картах
- Содержание
- Жлоба Сафроний Павлович Чернякевич Ирина Сафроньевна