7.3. Анкеты и опросники
Мы уже говорили о значении вопросников и анкет в экспедиционной работе, а также о том, что составление их является важным этапом в подготовке исследований. Весь пакет вопросников и анкет сдается с отчетом, в котором, кроме всего прочего, должны быть отзывы о достоинствах и недостатках вопросников и анкет, которые проявились в ходе полевых исследований.
Это позволит при подготовке последующих полевых исследований не изобретать каждый раз велосипед, а использовать уже имеющийся опыт, дорабатывая вопросники и анкеты применительно к задачам и условиям предстоящих исследований. Кроме того, это даст возможность сравнивать результаты аналогичных опросов, проведенных в разное время и на разных территориях.
Конечно, при этом существует опасность повторения ошибок, которые «запрограммированы» в вопросниках и анкетах и не замечены предшественниками, а также односторонности и ограниченности исследований, обусловленных «школой» исследователей, чьи вопросники и анкеты используются. Но скрупулезный критический анализ этих материалов позволит если не избежать негативных последствий, то свести их к минимуму. Кроме того, критический анализ позволит выявить ошибки и неточности в результатах проведенных исследований, которые обусловлены методикой опросников и анкет.
Опросники и анкеты имеют авторов. В отчетах исследований обязательно указание на фамилии составителей анкет, а также в какой экспедиции они использовались, кто, когда и какие вносил изменения. Анкеты и опросники составляются по различным темам, обозначения которых предложены выше. При составлении картотеки в шифр карточки в левом верхнем углу после названия экспедиции и отряда ставится Анк. (анкета) или Опр. (опросник), а дальше тема в буквенном обозначении. Например, Опр. К. означает опросники по календарным обрядам. В общем виде карточка будет иметь вид, приведенный ниже.
Анкеты и опросники можно хранить либо в фонде материалов данной экспедиции, либо в специальном разделе. Эта картотека также поддается компьютерной обработке, как это было описано выше.
- С.П. Жлоба, и.С. Чернякевич
- Полевая этнография
- (Теория и практика полевых этнографических исследований)
- Издание второе, исправленное и дополненное
- Предисловие ко второму изданию
- Необходимые предварительные замечания
- Этнография, этнология, культурная антропология, теория и практика полевых этнографических исследований в системе наук о человеке
- 4.1. Структура культуры
- 4.2. Изучение интеллектуальной деятельности
- 4.2.1. Труд
- 4.2.2. Рациональные знания
- 4.2.3. Эмоциональное познание
- 4.3. Изучение этики этноса
- 4.3.1. Этическая традиция в мифологии
- 4.3.2. Обычай как реализация традиции
- 4.3.3. Обряды как реализация традиции
- 4.3.4. Передача элементов культуры от поколения к поколению
- 4.3.4.1. Рождение ребенка и его положение в обществе
- 4.3.4.2. Семья в системе передачи элементов культуры этноса
- 4.3.4.3. Система родства и свойства
- 4.3.4.4. Воспитание и обучение
- 5. Организация полевых исследований
- 5.1. Краеведы как база стационарных полевых исследований
- 5.1.1. Формы организации краеведческой работы
- 5.1.2. Проблема подготовки краеведов.
- 5.1.3. Проблема публикации, хранения и использования краеведческих материалов
- 5.2. Этнографические экспедиции
- 5.2.1. Определение задачи экспедиции
- 5.2.2. Выбор формы экспедиции
- 5.2.3. Выбор методов (маршрутный, кустовой, комбинированный)
- 5.2.4. Научная подготовка экспедиции
- 5.2.5. Разработка программы экспедиции, определение состава и распределение обязанностей
- 5.2.6. Материальное обеспечение
- 6. Методы полевых исследований
- 6.1. Предварительные наблюдения и их значение. Полевой дневник
- 6.2. Работа с информаторами
- 6.2.1. Метод опроса
- 6.2.2. Ведение Полевой тетради
- 6.2.3. Фиксация вещественных материалов
- 6.2.4. Методы отбора респондентов
- 6.2.5. Дублирование информации, полученной от респондентов
- 6.3. Сбор этнографических коллекций
- 6.3.1. Виды коллекций
- 6.3.2. Уникальность и типичность экспонатов
- 6.3.3. Легенда вещи
- 6.3.4. Первичная обработка экспонатов в полевых условиях
- 7.Ведение учета и хранение полевых этнографических материалов
- 7.1. Полевые тетради
- 7.2. Полевые дневники
- 7.3. Анкеты и опросники
- 7.4. Графические материалы
- 7.5. Фотоматериалы
- 7.6. Фонограммы
- 7.7.Киноматериалы
- 7.8. Видеозаписи
- 8. Современные научные достижения в полевых этнографических исследованиях
- 8. 1. Комптютер и компьютерное моделирование
- 8.2. Компьютер как инструмент обработки полевых этнографических материалов
- 8.3. Базы данных
- Некоторые особенности полевой работы по отдельным разделам полевых этнографических исследований
- 9.1. Календарные обряды
- 9.2. Система родства и родственные отношения
- 93. Семейные обряды
- 9.4. Организация труда, хозяйство и технологические приемы
- 9.5. Промыслы и ремесла
- 9.6. Одежда
- 9.7. Пища и способы ее производства
- 9.8. Народная медицина
- Картография элементов культуры
- 10.1. Общие сведения о картах и планах
- 10.2. Задачи этнографического картографирования
- 10.3. Принципы и приемы картографирования
- Заключение
- Приложения
- Производными от них являются отношения:
- Населенные пункты, постройки и сооружения
- Железные дороги: одно-, двух- и трехпутные
- Автодороги с покрытием
- Мосты Мосты пешеходные на полевых и лесных дорогах
- Некоторые сокращения для подписей на топографических картах
- Содержание
- Жлоба Сафроний Павлович Чернякевич Ирина Сафроньевна