4.3.4.2. Семья в системе передачи элементов культуры этноса
Семья является самой мелкой частицей, из которой состоит этнос. Именно в семье осуществляется передача этнической культуры новым поколениям. Именно в семье происходит повседневная реализация этнической культуры. Через семью человек осуществляет связь с разнообразными институтами общества, и через семью осуществляется влияние этих институтов на человека. Не случайно и государство, и религия, и разнообразные организации, объединенные по разным принципам, стремятся влиять на человека через семью. Пользуясь химической терминологией, семья – это молекула этноса, которая сохраняет все структурообразующие элементы культуры этноса. Поэтому у полевого этнографа должно быть самое пристальное внимание к семье. И здесь, безусловно, не избежать структурного анализа и моделирования. Только на этом пути мы сможем четко определить тип семьи. И только так мы сможем выявить положение детей и механизм воспитания в семье. Особо нужно обращать внимание на статус разных поколений и связи между ними. Необходимо определять, кто имеет преимущественное влияние на ребенка при научении его языку, ходьбе, пользованию телом; кто больше влияет в морально-нравственном плане, то есть через кого ребенок воспринимает мораль, нравственность. Это же полностью относится и к научению трудовым операциям.
В воспитании большую роль играет стимулирование. Поэтому необходимо выяснять, какие проявления поведения ребенка и каким образом стимулируются. По системе стимулирования можно судить о культурных ценностях и психологической направленности личности, которая формируется семьёй. Стимулирование чаще всего осуществляется в виде системы поощрений и наказаний. Поэтому нужно тщательно фиксировать, какие и за что приняты наказания и поощрения, какое соотношение наказаний и поощрений. Особо нужно отмечать, какие наказания вообще запрещены (лишение пищи, сна, возможности отправлять естественные надобности и др.). Система поощрений и наказаний, как правило, различна в разных возрастных группах.
Переход в другую возрастную группу всегда связан с определенными обрядами и действиями. Семья всегда может определить, созрел ли ребенок для перехода в следующую возрастную группу. Нужно выяснять, на основании каких критериев и как это определяется в семье.
Дети проводят своё время не только в семье. Поэтому важно обращать внимание на детские объединения и компании, насколько тесно они связаны с семьёй, насколько семья влияет на такие объединения. В детских играх часто моделируются стандартные ситуации, в том числе и на сюжеты семейного быта. Насколько эти сюжеты являются материалом для игр, во многом объясняет роль семьи в жизни ребенка. Затем весьма важно выяснить, насколько семейные отношения переносятся на отношения внутри группы и как группа влияет на отношения между семьями.
Безусловно, семейные отношения фиксированы в системе родства и свойства. Анализу этого института необходимо уделить особый раздел полевых исследований.
- С.П. Жлоба, и.С. Чернякевич
- Полевая этнография
- (Теория и практика полевых этнографических исследований)
- Издание второе, исправленное и дополненное
- Предисловие ко второму изданию
- Необходимые предварительные замечания
- Этнография, этнология, культурная антропология, теория и практика полевых этнографических исследований в системе наук о человеке
- 4.1. Структура культуры
- 4.2. Изучение интеллектуальной деятельности
- 4.2.1. Труд
- 4.2.2. Рациональные знания
- 4.2.3. Эмоциональное познание
- 4.3. Изучение этики этноса
- 4.3.1. Этическая традиция в мифологии
- 4.3.2. Обычай как реализация традиции
- 4.3.3. Обряды как реализация традиции
- 4.3.4. Передача элементов культуры от поколения к поколению
- 4.3.4.1. Рождение ребенка и его положение в обществе
- 4.3.4.2. Семья в системе передачи элементов культуры этноса
- 4.3.4.3. Система родства и свойства
- 4.3.4.4. Воспитание и обучение
- 5. Организация полевых исследований
- 5.1. Краеведы как база стационарных полевых исследований
- 5.1.1. Формы организации краеведческой работы
- 5.1.2. Проблема подготовки краеведов.
- 5.1.3. Проблема публикации, хранения и использования краеведческих материалов
- 5.2. Этнографические экспедиции
- 5.2.1. Определение задачи экспедиции
- 5.2.2. Выбор формы экспедиции
- 5.2.3. Выбор методов (маршрутный, кустовой, комбинированный)
- 5.2.4. Научная подготовка экспедиции
- 5.2.5. Разработка программы экспедиции, определение состава и распределение обязанностей
- 5.2.6. Материальное обеспечение
- 6. Методы полевых исследований
- 6.1. Предварительные наблюдения и их значение. Полевой дневник
- 6.2. Работа с информаторами
- 6.2.1. Метод опроса
- 6.2.2. Ведение Полевой тетради
- 6.2.3. Фиксация вещественных материалов
- 6.2.4. Методы отбора респондентов
- 6.2.5. Дублирование информации, полученной от респондентов
- 6.3. Сбор этнографических коллекций
- 6.3.1. Виды коллекций
- 6.3.2. Уникальность и типичность экспонатов
- 6.3.3. Легенда вещи
- 6.3.4. Первичная обработка экспонатов в полевых условиях
- 7.Ведение учета и хранение полевых этнографических материалов
- 7.1. Полевые тетради
- 7.2. Полевые дневники
- 7.3. Анкеты и опросники
- 7.4. Графические материалы
- 7.5. Фотоматериалы
- 7.6. Фонограммы
- 7.7.Киноматериалы
- 7.8. Видеозаписи
- 8. Современные научные достижения в полевых этнографических исследованиях
- 8. 1. Комптютер и компьютерное моделирование
- 8.2. Компьютер как инструмент обработки полевых этнографических материалов
- 8.3. Базы данных
- Некоторые особенности полевой работы по отдельным разделам полевых этнографических исследований
- 9.1. Календарные обряды
- 9.2. Система родства и родственные отношения
- 93. Семейные обряды
- 9.4. Организация труда, хозяйство и технологические приемы
- 9.5. Промыслы и ремесла
- 9.6. Одежда
- 9.7. Пища и способы ее производства
- 9.8. Народная медицина
- Картография элементов культуры
- 10.1. Общие сведения о картах и планах
- 10.2. Задачи этнографического картографирования
- 10.3. Принципы и приемы картографирования
- Заключение
- Приложения
- Производными от них являются отношения:
- Населенные пункты, постройки и сооружения
- Железные дороги: одно-, двух- и трехпутные
- Автодороги с покрытием
- Мосты Мосты пешеходные на полевых и лесных дорогах
- Некоторые сокращения для подписей на топографических картах
- Содержание
- Жлоба Сафроний Павлович Чернякевич Ирина Сафроньевна