5.1.1. Формы организации краеведческой работы
До настоящего времени основной формой краеведческой работы может быть только школьное краеведение, во главе которого могут стать опытные, хорошо подготовленные учителя. Именно на них и ложится основная нагрузка организаторов и методистов на местах. Именно их находки и открытия могут быть той базой, на которой возможно развёртывание полевых исследований и их обобщение. Опыт показывает, что в развертывании такой работы необходимо, чтобы в этом деле заинтересовано было государство, если оно действительно представляет интересы народа. Нужно, чтобы учитель-краевед имел время и возможность всерьёз заниматься своим делом, прививая вкус к нему у учащихся. А это значит, что его материальное положение должно позволять ему уделять время краеведению. Поэтому без государственной помощи, без помощи экономических структур, в том числе и без предпринимателей, не обойтись. Но к этому времени должно произойти изменение в ценностных ориентациях экономических структур. Кстати, как ни ругают колхозы, но наиболее дальновидные их руководители финансируют и создание музеев, и проведение краеведческих исследований, организацию научных конференций, финансирование краеведческих организаций и т.д..
Школьное краеведение формально существует давно, однако главным направлением его работы было военно-патриотическое воспитание. И только сейчас наметилась тенденция к повороту в работе к этнографическим темам. При этом школьное краеведение столкнулось с рядом проблем. Едва ли не самая существенная – отсутствие организационных систем. Такая система начинает складываться в значительной степени стихийно. В Беларуси краеведы начинают группироваться вокруг детских турбаз. Последние имеют пока возможность организовать туристскую работу, сочетая ее с поиском и фиксацией этнографического материала. Например, Брестская областная детская турбаза очень быстро нашла выход на кафедры университета. Кафедры оказывают помощь в разработке программ исследований, участвуют в проведении семинаров, олимпиад, смотров-конкурсов. Такой тандем «кафедры-турбаза» оказался весьма удачным. Взяв на себя техническую сторону организации краеведческой работы, турбаза привлекла кафедры для решения научных и методических задач. Это позволило кафедрам непосредственно включиться в работу краеведов, более конкретно узнать их нужды и проблемы, внести коррективы в свою работу. В дальнейшем кафедры университетов и пединститутов должны стать научными и методическими центрами этнографического краеведения, объединив силы музеев, общества охраны памятников истории и культуры, Фонда культуры и т.д. Организационными центрами краеведческой работы вполне могут стать детские турбазы и бывшие Дворцы пионеров и школьников. Это естественное в настоящее время ядро организации краеведческой работы. На местах тоже необходимо использовать существующие структуры: те же Дома пионеров, местные краеведческие музеи. В стране роль центра краеведческой этнографической работы должен играть Институт искусствоведения, этнографии и фольклора (ИИЭФ), в секторе этнографии которого целесообразно выделить специальный отдел.
Такой видится структура организации краеведческой работы на данное время. Разумеется, здесь еще много вопросов, и главнейший из них – форма связи краеведов с центрами. Эта сеть краеведов должна изначально быть приоритетом, а работа оцениваться только по результатам, полученным краеведами. Это могут быть смотры-семинары, выставки, конкурсы, которые могут проводиться несколько раз в году. Смотры-семинары должны сочетаться с учебой, обменом опытом. Результаты полевых исследований должны стекаться на кафедры университетов и пединститутов, для чего необходимо открытие при кафедрах краеведческих лабораторий. Кафедры должны разрабатывать программы и методику исследований, составлять опросники и анкеты. Именно кафедры в состоянии обеспечить включение результатов полевых исследований в научный оборот.
Интересный опыт есть в Могилевской области, где центром краеведческой работы стал Институт усовершенствования учителей, вокруг которого и группируются краеведы области. Поскольку ИУУ имеют очень тесные контакты со школьными учителями истории, которые и составляют основную массу краеведов, то полезность такой организации краеведческой работы сомнения не вызывает, тем более, что уже видны существенные достижения. Правда, в последние годы перестройка и реорганизация системы образования в значительной степени дезорганизовала работу и системы переподготовки и стажировки учителей. Это сказалось в первую очередь на краеведческой работе, которую пытаются окончательно заформализовать, втиснуть в рамки изобретаемых идеологических схем, сделать придатком политических и экономических интересов определенных групп и организаций. При этом просматривается явная тенденция монополизации краеведческого движения, в первую очередь этнографических исследований. Это характерно не только для Беларуси, но в еще большей степени для Украины, России, Прибалтики и других регионов.
Возможна и такая форма связи с краеведами: исследователь по какой-либо теме создает свою респондентскую сеть и руководит ее работой. Но в таком случае ведущий исследователь должен иметь возможность стимулировать работу своих респондентов.
На мой взгляд, нет смысла унифицировать организационные формы краеведческой работы. Всем сложившимся формам нужно дать возможность развиваться, взаимообогащаясь опытом и идеями друг друга.
Во всех случаях одной из самых больших проблем является подготовка кадров краеведов.
- С.П. Жлоба, и.С. Чернякевич
- Полевая этнография
- (Теория и практика полевых этнографических исследований)
- Издание второе, исправленное и дополненное
- Предисловие ко второму изданию
- Необходимые предварительные замечания
- Этнография, этнология, культурная антропология, теория и практика полевых этнографических исследований в системе наук о человеке
- 4.1. Структура культуры
- 4.2. Изучение интеллектуальной деятельности
- 4.2.1. Труд
- 4.2.2. Рациональные знания
- 4.2.3. Эмоциональное познание
- 4.3. Изучение этики этноса
- 4.3.1. Этическая традиция в мифологии
- 4.3.2. Обычай как реализация традиции
- 4.3.3. Обряды как реализация традиции
- 4.3.4. Передача элементов культуры от поколения к поколению
- 4.3.4.1. Рождение ребенка и его положение в обществе
- 4.3.4.2. Семья в системе передачи элементов культуры этноса
- 4.3.4.3. Система родства и свойства
- 4.3.4.4. Воспитание и обучение
- 5. Организация полевых исследований
- 5.1. Краеведы как база стационарных полевых исследований
- 5.1.1. Формы организации краеведческой работы
- 5.1.2. Проблема подготовки краеведов.
- 5.1.3. Проблема публикации, хранения и использования краеведческих материалов
- 5.2. Этнографические экспедиции
- 5.2.1. Определение задачи экспедиции
- 5.2.2. Выбор формы экспедиции
- 5.2.3. Выбор методов (маршрутный, кустовой, комбинированный)
- 5.2.4. Научная подготовка экспедиции
- 5.2.5. Разработка программы экспедиции, определение состава и распределение обязанностей
- 5.2.6. Материальное обеспечение
- 6. Методы полевых исследований
- 6.1. Предварительные наблюдения и их значение. Полевой дневник
- 6.2. Работа с информаторами
- 6.2.1. Метод опроса
- 6.2.2. Ведение Полевой тетради
- 6.2.3. Фиксация вещественных материалов
- 6.2.4. Методы отбора респондентов
- 6.2.5. Дублирование информации, полученной от респондентов
- 6.3. Сбор этнографических коллекций
- 6.3.1. Виды коллекций
- 6.3.2. Уникальность и типичность экспонатов
- 6.3.3. Легенда вещи
- 6.3.4. Первичная обработка экспонатов в полевых условиях
- 7.Ведение учета и хранение полевых этнографических материалов
- 7.1. Полевые тетради
- 7.2. Полевые дневники
- 7.3. Анкеты и опросники
- 7.4. Графические материалы
- 7.5. Фотоматериалы
- 7.6. Фонограммы
- 7.7.Киноматериалы
- 7.8. Видеозаписи
- 8. Современные научные достижения в полевых этнографических исследованиях
- 8. 1. Комптютер и компьютерное моделирование
- 8.2. Компьютер как инструмент обработки полевых этнографических материалов
- 8.3. Базы данных
- Некоторые особенности полевой работы по отдельным разделам полевых этнографических исследований
- 9.1. Календарные обряды
- 9.2. Система родства и родственные отношения
- 93. Семейные обряды
- 9.4. Организация труда, хозяйство и технологические приемы
- 9.5. Промыслы и ремесла
- 9.6. Одежда
- 9.7. Пища и способы ее производства
- 9.8. Народная медицина
- Картография элементов культуры
- 10.1. Общие сведения о картах и планах
- 10.2. Задачи этнографического картографирования
- 10.3. Принципы и приемы картографирования
- Заключение
- Приложения
- Производными от них являются отношения:
- Населенные пункты, постройки и сооружения
- Железные дороги: одно-, двух- и трехпутные
- Автодороги с покрытием
- Мосты Мосты пешеходные на полевых и лесных дорогах
- Некоторые сокращения для подписей на топографических картах
- Содержание
- Жлоба Сафроний Павлович Чернякевич Ирина Сафроньевна