93. Семейные обряды
Изучение семейных обрядов, пожалуй, одна из самых трудоемких работ полевого этнографа. В некоторых случаях приходится ограничиваться фиксацией наблюдений, не участвуя непосредственно в обряде. Семейные обряды представляют собой целые циклы ритуальных действий, развернутых в пространстве и времени. Как правило, наблюдать весь этот цикл от начала до конца этнограф не в состоянии. Поэтому необходимо дополнять личные наблюдения сведениями, полученными от респондентов.
Существенной трудностью является то обстоятельство, что исследователь, как правило, не имеет возможности вести записи во время обряда. Поэтому приходится делать записи всех элементов обряда по памяти. Желательно работать группой в 3–5 человек, распределив обязанности между исследователями. Скажем, один следит за ритуалами, связанными с женихом и невестой, тщательно их фиксирует, другой то же самое делает в отношении родителей молодых, третий фиксирует песенный репертуар и т.д. У такого метода есть свои недостатки, которые обусловлены субъективностью восприятия. Однако они в значительной степени преодолеваются тем, что наблюдения участников исследования неизбежно перекрывают друг друга, дублируют, что позволяет при подведении итогов вносить необходимые коррективы.
Записи песен, пожеланий, формул общения и т.д. можно сделать позже, предварительно договорившись с исполнителями. В этом случае исследователь имеет возможность подготовить хорошую звукозаписывающую аппаратуру и произвести запись на достаточно высоком техническом уровне.
Фотографирование, киносъемки, видеозапись можно вести только с разрешения участников обряда. Желательно заручиться таким согласием заранее и на весь цикл обрядов. Это дает возможность фиксировать события незаметно для участников, что значительно повышает ценность получаемых материалов.
В семейных обрядах есть элементы, которые вообще очень тщательно скрываются от постороннего взгляда. Это некоторые обряды, связанные с рождением ребенка, выбором имени, вообще первым годом жизни новорожденного. То же можно сказать и об элементах свадьбы. Здесь приходится полагаться почти исключительно на информацию респондентов, о работе с которыми говорилось выше.
Случается, что фиксация события и ведение записей невозможны по чисто этическим соображениям. Так, изучение обрядов погребального и поминального цикла исключает всякую возможность фиксации на месте. Здесь необходимо больше полагаться на собственную память и на умение в простом разговоре получить необходимую информацию, так как и опрос респондентов не дает нужных результатов: люди, хотя и отвечают на вопросы, делают это формально, казенно, не выходя за рамки официально признанного церковью или общественной организацией сценария обряда.
При исследовании семейных обрядов нужно особое внимание уделять роли родственников различных степеней родства. Это позволит уточнить систему родства и значение родственных отношений в изучаемом обществе. То же самое можно сказать и о женщинах и детях. Участие детей в обрядах во многом характеризует систему воспроизводства этнической культуры и степень включения детей разных возрастов в жизнь общества. В этой связи многое могут прояснить детские «праздничные игры», которые зачастую оказываются отголосками древнейших элементов обрядов. Обряды сопровождаются разнообразными действиями с элементами одежды, убранства дома, печью, красным углом и т.д. Например, снятие фаты и повязывание платка на свадьбе. Эти действия в древности имели явно магическое значение. Отголоски этого можно найти в современности, особенно в песнях и приговорах, которые сопровождают снятие фаты и повязывание платка. То же можно сказать и о костюме невесты на разных этапах свадьбы, о смене убранства дома жениха в процессе свадьбы и т.д. Излишне говорить о связи семейных обрядов с мифологией. Тщательная фиксация всех элементов обряда приобретает в этом свете еще большее значение.
Узоры вышивки, цвет и строй одежды и убранства также важны и чаще всего строго регламентированы для каждого обряда, по ним можно определить свадебные чины, родственников, их положение в родственной иерархии по отношению к жениху и невесте (в свадебном обряде). И узоры вышивки, украшения, цвет и строй одежды тоже функционально восходят к магии и мифологии. Поэтому в семейных обрядах весьма важно обращать внимание и на них.
Семейная обрядность также претерпела изменения. Длительный период насаждения так называемой социалистической обрядности и объявление традиционных обрядов пережитками и суеверием, подкрепленное системой воспитания всех уровней, привело к частичному угасанию традиционной обрядности, вырождению ее в «общественное мероприятие», основанное на господствующей идеологии и политической практике. Кризис последних привел к попыткам возрождения традиции, к этому времени значительно утраченной и размытой. С этим связано, с одной стороны, включение в традицию чужеродных элементов, а с другой, появление людей и коллективов, которые в силу обстоятельств оказались хранителями традиционного обряда, и приглашаются в качестве своеобразных «постановщиков» окрестным населением. И включение в обряды инноваций, и деятельность приглашаемых «постановщиков», также должны тщательно фиксироваться.
Для запоминания:
1. Семейные обряды – циклы ритуальных действий, развернутых в пространстве и времени. Один исследователь наблюдать все действия, которые могут протекают одновременно в разных местах, не в состоянии. Для исследования семейных обрядов нужна хорошо подготовленная группа исследователей.
Как правило, исследователь лишен возможности фиксировать обряд во время его отправления. В некоторых случаях такая фиксация абсолютно исключается по этическим соображениям.
При исследовании семейных обрядов нужно помнить, что данные, полученные от респондентов, имеют гораздо меньшую научную ценность, чем при исследовании других сторон этнической культуры.
Рекомендуемая литература:
Пилипенко М.Ф. Этнография Белоруссии. Мн., 1982.
Федароўскі М. Люд беларускі. Вяселле. Мн. 1991.
Русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. Собр. М. Забылиным. Рига, б.г.
Брак у народов Западной и Южной Европы. М., 1989.
Брак у народов Центральной и Юго-Восточной Европы. М., 1988.
Костомаров Н.И. Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа в 16 и 17 столетиях. М., 1992.
На путях из Земли Пермской в Сибирь. Очерки этнографии северно-уральского крестьянства 17-20 вв. М., 1989.
Женщина. Брак. Семья. До начала нового времени. М., 1993.
Чуваши: современные этнокультурные процессы. М., 1988.
Беларусы. Т. 5. Сям’я. Мн., 2001.
- С.П. Жлоба, и.С. Чернякевич
- Полевая этнография
- (Теория и практика полевых этнографических исследований)
- Издание второе, исправленное и дополненное
- Предисловие ко второму изданию
- Необходимые предварительные замечания
- Этнография, этнология, культурная антропология, теория и практика полевых этнографических исследований в системе наук о человеке
- 4.1. Структура культуры
- 4.2. Изучение интеллектуальной деятельности
- 4.2.1. Труд
- 4.2.2. Рациональные знания
- 4.2.3. Эмоциональное познание
- 4.3. Изучение этики этноса
- 4.3.1. Этическая традиция в мифологии
- 4.3.2. Обычай как реализация традиции
- 4.3.3. Обряды как реализация традиции
- 4.3.4. Передача элементов культуры от поколения к поколению
- 4.3.4.1. Рождение ребенка и его положение в обществе
- 4.3.4.2. Семья в системе передачи элементов культуры этноса
- 4.3.4.3. Система родства и свойства
- 4.3.4.4. Воспитание и обучение
- 5. Организация полевых исследований
- 5.1. Краеведы как база стационарных полевых исследований
- 5.1.1. Формы организации краеведческой работы
- 5.1.2. Проблема подготовки краеведов.
- 5.1.3. Проблема публикации, хранения и использования краеведческих материалов
- 5.2. Этнографические экспедиции
- 5.2.1. Определение задачи экспедиции
- 5.2.2. Выбор формы экспедиции
- 5.2.3. Выбор методов (маршрутный, кустовой, комбинированный)
- 5.2.4. Научная подготовка экспедиции
- 5.2.5. Разработка программы экспедиции, определение состава и распределение обязанностей
- 5.2.6. Материальное обеспечение
- 6. Методы полевых исследований
- 6.1. Предварительные наблюдения и их значение. Полевой дневник
- 6.2. Работа с информаторами
- 6.2.1. Метод опроса
- 6.2.2. Ведение Полевой тетради
- 6.2.3. Фиксация вещественных материалов
- 6.2.4. Методы отбора респондентов
- 6.2.5. Дублирование информации, полученной от респондентов
- 6.3. Сбор этнографических коллекций
- 6.3.1. Виды коллекций
- 6.3.2. Уникальность и типичность экспонатов
- 6.3.3. Легенда вещи
- 6.3.4. Первичная обработка экспонатов в полевых условиях
- 7.Ведение учета и хранение полевых этнографических материалов
- 7.1. Полевые тетради
- 7.2. Полевые дневники
- 7.3. Анкеты и опросники
- 7.4. Графические материалы
- 7.5. Фотоматериалы
- 7.6. Фонограммы
- 7.7.Киноматериалы
- 7.8. Видеозаписи
- 8. Современные научные достижения в полевых этнографических исследованиях
- 8. 1. Комптютер и компьютерное моделирование
- 8.2. Компьютер как инструмент обработки полевых этнографических материалов
- 8.3. Базы данных
- Некоторые особенности полевой работы по отдельным разделам полевых этнографических исследований
- 9.1. Календарные обряды
- 9.2. Система родства и родственные отношения
- 93. Семейные обряды
- 9.4. Организация труда, хозяйство и технологические приемы
- 9.5. Промыслы и ремесла
- 9.6. Одежда
- 9.7. Пища и способы ее производства
- 9.8. Народная медицина
- Картография элементов культуры
- 10.1. Общие сведения о картах и планах
- 10.2. Задачи этнографического картографирования
- 10.3. Принципы и приемы картографирования
- Заключение
- Приложения
- Производными от них являются отношения:
- Населенные пункты, постройки и сооружения
- Железные дороги: одно-, двух- и трехпутные
- Автодороги с покрытием
- Мосты Мосты пешеходные на полевых и лесных дорогах
- Некоторые сокращения для подписей на топографических картах
- Содержание
- Жлоба Сафроний Павлович Чернякевич Ирина Сафроньевна