5.2.2. Выбор формы экспедиции
В зависимости от поставленных задач выбирается форма экспедиции. По форме экспедиция может быть долговременной и краткосрочной. Если экспедиция ставит своей целью получение фундаментальных данных, связанных с длительным наблюдением и изучением этноса, целесообразна долговременная экспедиция с участием ограниченного числа исследователей, обычно от одного до семи-восьми человек. Такая экспедиция может длиться до нескольких месяцев и приближается по своим достоинствам к стационарным исследованиям, так как участники экспедиции в значительной степени принимаются изучаемым обществом и имеют возможность наблюдать события и элементы культуры, которые тщательно скрываются от посторонних. Размещение такой экспедиции желательно на квартирах. Это позволяет быстрее завязать контакты и приобрести надежные источники информации. При этом нежелательно как стремление выделиться из среды местного населения, подчеркнув свою «особенность» (чем часто грешат молодые исследователи), так и подчеркнутое подстраивание под местную традицию, заигрывание с местными жителями. Такое поведение отталкивает людей, и часто тесные контакты становятся практически невозможными. Нужно быть готовыми к тому, что местное население обязательно будет присматриваться к «чужакам», испытывать их нравственные и профессиональные качества, способность к откровенности, искренность устремлений и т.д. Такие «испытания» в ряде случаев могут носить и провокационный характер, особенно со стороны молодежи.
Желательно как можно ближе сойтись с несколькими местными жителями, которые имеют хорошую репутацию. Лучше всего, если это не представители местной администрации, а просто уважаемые мастера своего дела, люди положительные в нравственности и семейных отношениях. Очень важно сойтись с уважаемыми учителями, священниками, которые имеют влияние на окрестное население.
Как правило, первыми, кто захочет познакомиться с участниками экспедиции, будут разного рода любители «пообщаться». Нужно с большой осторожностью идти на контакт с ними. Иногда они оказываются весьма ценными помощниками, поскольку являются мастерами своего дела, но людьми, у которых по каким-то причинам не сложилась жизнь. Доброжелательное отношение к таким людям, не переходящее, однако, соблюдение известных границ, ценится населением. В некоторых же случаях от контактов с такими людьми нужно тактично отказаться.
Весьма важны контакты с детьми. По отношению к детям люди судят о человеке. Если дети в результате контактов с экспедицией получат новые положительные навыки, знания, начинают лучше себя вести – можно сказать, что успех экспедиции обеспечен. Такой случай был в экспедиции в Ляховичский район. К одной студентке очень привязались младшие подростки. Это дало самые неожиданные результаты. Студентка стала желанным гостем в семьях детей и смогла собрать очень ценную информацию. В той же экспедиции в одной из деревень двое студентов обратили внимание на убогий двор вдовы. После завершения рабочего дня студенты привели в порядок двор, отремонтировали забор, покололи и сложили дрова. Причем сделали это совершенно самостоятельно, и об этом население деревни знало. Уважение и доверие к студентам резко возросло. Разумеется, это весьма благотворно сказалось на результатах экспедиции.
Долгосрочной экспедиции совершенно необходимо установить тесный контакт с местными краеведами. Это избавит экспедицию от трудоёмкой работы по первоначальному ознакомлению с местным населением. Нужно при этом с уважением и интересом относиться к работе краеведов и использовать их материалы с уважением к правам автора.
Долгосрочные экспедиции могут охватывать и больший регион, ставя задачи уточнения и проверки имеющихся сведений. В этом они близки к краткосрочным экспедициям. Последние проводятся в сроки от нескольких дней до 2-3 месяцев и ставят перед собой достаточно узкие задачи. Для выполнения большого объема работ в них включается 10-15 человек, которые имеют строго определенные задания. Подготовка таких экспедиций должна быть особенно тщательной в связи с тем, что корректировка работы в поле может нанести ущерб и результаты будут заведомо низкие. В таких экспедициях абсолютно необходим высокий профессиональный уровень исследователей, владение ими методами исследований, которые мало зависят от близости контактов с людьми. В таких экспедициях желательно иметь доверенных лиц и проводников из местного населения, что значительно облегчит контакты и увеличит доверие к экспедиции. Отсюда вытекает актуальность выбора методов работы экспедиции.
- С.П. Жлоба, и.С. Чернякевич
- Полевая этнография
- (Теория и практика полевых этнографических исследований)
- Издание второе, исправленное и дополненное
- Предисловие ко второму изданию
- Необходимые предварительные замечания
- Этнография, этнология, культурная антропология, теория и практика полевых этнографических исследований в системе наук о человеке
- 4.1. Структура культуры
- 4.2. Изучение интеллектуальной деятельности
- 4.2.1. Труд
- 4.2.2. Рациональные знания
- 4.2.3. Эмоциональное познание
- 4.3. Изучение этики этноса
- 4.3.1. Этическая традиция в мифологии
- 4.3.2. Обычай как реализация традиции
- 4.3.3. Обряды как реализация традиции
- 4.3.4. Передача элементов культуры от поколения к поколению
- 4.3.4.1. Рождение ребенка и его положение в обществе
- 4.3.4.2. Семья в системе передачи элементов культуры этноса
- 4.3.4.3. Система родства и свойства
- 4.3.4.4. Воспитание и обучение
- 5. Организация полевых исследований
- 5.1. Краеведы как база стационарных полевых исследований
- 5.1.1. Формы организации краеведческой работы
- 5.1.2. Проблема подготовки краеведов.
- 5.1.3. Проблема публикации, хранения и использования краеведческих материалов
- 5.2. Этнографические экспедиции
- 5.2.1. Определение задачи экспедиции
- 5.2.2. Выбор формы экспедиции
- 5.2.3. Выбор методов (маршрутный, кустовой, комбинированный)
- 5.2.4. Научная подготовка экспедиции
- 5.2.5. Разработка программы экспедиции, определение состава и распределение обязанностей
- 5.2.6. Материальное обеспечение
- 6. Методы полевых исследований
- 6.1. Предварительные наблюдения и их значение. Полевой дневник
- 6.2. Работа с информаторами
- 6.2.1. Метод опроса
- 6.2.2. Ведение Полевой тетради
- 6.2.3. Фиксация вещественных материалов
- 6.2.4. Методы отбора респондентов
- 6.2.5. Дублирование информации, полученной от респондентов
- 6.3. Сбор этнографических коллекций
- 6.3.1. Виды коллекций
- 6.3.2. Уникальность и типичность экспонатов
- 6.3.3. Легенда вещи
- 6.3.4. Первичная обработка экспонатов в полевых условиях
- 7.Ведение учета и хранение полевых этнографических материалов
- 7.1. Полевые тетради
- 7.2. Полевые дневники
- 7.3. Анкеты и опросники
- 7.4. Графические материалы
- 7.5. Фотоматериалы
- 7.6. Фонограммы
- 7.7.Киноматериалы
- 7.8. Видеозаписи
- 8. Современные научные достижения в полевых этнографических исследованиях
- 8. 1. Комптютер и компьютерное моделирование
- 8.2. Компьютер как инструмент обработки полевых этнографических материалов
- 8.3. Базы данных
- Некоторые особенности полевой работы по отдельным разделам полевых этнографических исследований
- 9.1. Календарные обряды
- 9.2. Система родства и родственные отношения
- 93. Семейные обряды
- 9.4. Организация труда, хозяйство и технологические приемы
- 9.5. Промыслы и ремесла
- 9.6. Одежда
- 9.7. Пища и способы ее производства
- 9.8. Народная медицина
- Картография элементов культуры
- 10.1. Общие сведения о картах и планах
- 10.2. Задачи этнографического картографирования
- 10.3. Принципы и приемы картографирования
- Заключение
- Приложения
- Производными от них являются отношения:
- Населенные пункты, постройки и сооружения
- Железные дороги: одно-, двух- и трехпутные
- Автодороги с покрытием
- Мосты Мосты пешеходные на полевых и лесных дорогах
- Некоторые сокращения для подписей на топографических картах
- Содержание
- Жлоба Сафроний Павлович Чернякевич Ирина Сафроньевна