4.3.3. Обряды как реализация традиции
Изучение обрядов – едва ли не самая распространенная задача полевых этнографических исследований. Более того, у многих сложилось мнение, что на этом направлении практически ничего существенного уже не найти. Всё найдено и давно описано. Мнение это ошибочно, ибо обряд тоже меняется, и то, что зафиксировано раньше, было состоянием, характерным для состояния этноса, которое осталось в прошлом. Это происходит потому, что обряд тоже является реализацией традиции, но уже в переломные моменты жизни человека или при смене природных циклов, то есть при переходе человека и природы в другой статус.
Очень важно фиксировать все, даже самые мелкие детали обрядов. Обряд, в отличие от обычая, имеет очень сложную структуру. Во-первых, он всегда, так или иначе, осознается и объясняется. Более того, обряд чаще всего является инсценировкой мифа или нескольких мифов. Поэтому обряды, связанные с почитанием языческих богов, органично включили в себя почитание христианских святых, на которых были перенесены некоторые атрибуты языческих богов. Поэтому необходимо тщательно фиксировать и элементы церковных обрядов.
Восстановление обряда в его первозданном виде позволяет также восстанавливать и мифологию. При этом нужно помнить, что мифы существуют во множестве вариантов, случается, что один и тот же персонаж (функционально) может выступать в разных вариантах мифа под разными именами. В этом, не в последнюю очередь, причина многообразия интерпретаций мифологии и споров по поводу иерархии персонажей. Особенно это сказывается на славянской мифологии, где до сих пор нет единой точки зрения на роль и место Дажьбога, Перуна, Ярылы, Лады, Цёци и других.
Естественно, многовариантность мифов обуславливает и многовариантность обряда. Чтобы уловить единое, структурообразующее звено обряда, необходимо подвергнуть анализу как можно большее количество вариантов. Взяв один вариант, мы рискуем выдать второстепенный элемент за главный. Например, на свадьбе у полешуков могут появляться «цыгане», «гуцулы», другие «ряженые». Но различие в названии «ряженых» не является принципиальным отличительным признаком обряда. Наоборот. Анализ показал, что любые ряженые на свадьбе функционально восходят к изображению «нечистой силы». Настоящую нечистую силу таким способом вводили в заблуждение. Нечисть должна была убедиться, что на свадьбе уже есть их представители, и они сделают все запланированные пакости. Впрочем, это не единственная функция «ряженых».
В семейных обрядах нужно особое внимание обращать на значение и роль родственных связей. Фиксировать нужно все функции, которые выполняет или может выполнять тот или иной родственник. Ведь родственные связи – тоже модель мифологии (или правильнее будет сказать, что мифология является моделью родственных связей).
Обряд, как и обычай, тоже связывает воедино этническое, социальное и политическое. Поэтому очень важно выяснять влияние политических и социальных институтов на обряд и наоборот. Многие стороны культуры могут реализовываться только через обряд. Поэтому многие явления неизбежно принимают форму обрядов, а через них мифологизируются. Достаточно ещё раз обратиться к пионерскому движению. Создание пионерской обрядности неизбежно привело к необходимости появления пионерской мифологии: появляются знаменитые книги А. Гайдара и других авторов. Часто мифологизируются реальные события. Поэтому весьма важно изучение обрядовых элементов в поведении различных групп населения, объединенных по политическому, профессиональному, возрастному и другим принципам. С этой точки зрения интересно было бы рассмотреть историю КПСС, ВЛКСМ, пионерской организации, проследить элементы мифологизации, обрядоподобные действия в современных политических партиях и организациях.
Совершенно очевидно, что стереотип поведения, оформленный как обряд или обычай, неизбежно ведет к появлению мифологии и в настоящее время. Причем часто к этому делу привлекаются самые современные достижения в технике коммуникации или массовой информации. Таким был лубок у славян, комикс у американцев. Такими же по характеру являются и телесериалы Уолта Диснея. Этнографу невозможно оставить без внимания эти явления, причем в первую очередь их нужно рассматривать как способ хранения этнической традиции и форму её передачи от поколения к поколению. Нужно также обратить внимание и на Интернет как на форму хранения и передачи информации и на его влияние в области этнокультурных, этносоциальных, этнополитических и других процессов. Это явление требует самого пристального внимания, и в первую очередь этнографов.
Обряды являются также своеобразной школой нравственности. Поэтому необходимо фиксировать роль различных возрастных групп в обряде не только через родственные связи, но и безотносительно к родственным связям. В последнее время часто, в рамках традиционных обрядов, появляются новые элементы, основанные на современных технологиях, как, например, фейерверки в ночь на Ивана Купалу в д. Теребличи Столинского района.
Для запоминания:
1. Обряд – реализация традиции в момент смены статуса человека либо начала и завершения природного цикла.
2. Обряды чаще всего являются «проигрыванием» мифов, и их реконструкция важна и как методика реконструкции мифов.
3. Обряды и обрядоподобные действия пронизывают все стороны жизни человека, поэтому необходимо изучение и их современных проявлений.
Рекомендуемая литература:
Беларусы. Т. 5. Сям’я. – Мн.: Бел. навука, 2001.
Рыбаков Б.Н. Язычество древней Руси. М.: Наука, 1988.
Сямейная абраднасць. Мн.: Навука і тэхніка, 1993.
Земляробчы каляндар. Мн.: Навука і тэхніка, 1991.
Жлоба С.П. Народная педагогика Полесья.
- С.П. Жлоба, и.С. Чернякевич
- Полевая этнография
- (Теория и практика полевых этнографических исследований)
- Издание второе, исправленное и дополненное
- Предисловие ко второму изданию
- Необходимые предварительные замечания
- Этнография, этнология, культурная антропология, теория и практика полевых этнографических исследований в системе наук о человеке
- 4.1. Структура культуры
- 4.2. Изучение интеллектуальной деятельности
- 4.2.1. Труд
- 4.2.2. Рациональные знания
- 4.2.3. Эмоциональное познание
- 4.3. Изучение этики этноса
- 4.3.1. Этическая традиция в мифологии
- 4.3.2. Обычай как реализация традиции
- 4.3.3. Обряды как реализация традиции
- 4.3.4. Передача элементов культуры от поколения к поколению
- 4.3.4.1. Рождение ребенка и его положение в обществе
- 4.3.4.2. Семья в системе передачи элементов культуры этноса
- 4.3.4.3. Система родства и свойства
- 4.3.4.4. Воспитание и обучение
- 5. Организация полевых исследований
- 5.1. Краеведы как база стационарных полевых исследований
- 5.1.1. Формы организации краеведческой работы
- 5.1.2. Проблема подготовки краеведов.
- 5.1.3. Проблема публикации, хранения и использования краеведческих материалов
- 5.2. Этнографические экспедиции
- 5.2.1. Определение задачи экспедиции
- 5.2.2. Выбор формы экспедиции
- 5.2.3. Выбор методов (маршрутный, кустовой, комбинированный)
- 5.2.4. Научная подготовка экспедиции
- 5.2.5. Разработка программы экспедиции, определение состава и распределение обязанностей
- 5.2.6. Материальное обеспечение
- 6. Методы полевых исследований
- 6.1. Предварительные наблюдения и их значение. Полевой дневник
- 6.2. Работа с информаторами
- 6.2.1. Метод опроса
- 6.2.2. Ведение Полевой тетради
- 6.2.3. Фиксация вещественных материалов
- 6.2.4. Методы отбора респондентов
- 6.2.5. Дублирование информации, полученной от респондентов
- 6.3. Сбор этнографических коллекций
- 6.3.1. Виды коллекций
- 6.3.2. Уникальность и типичность экспонатов
- 6.3.3. Легенда вещи
- 6.3.4. Первичная обработка экспонатов в полевых условиях
- 7.Ведение учета и хранение полевых этнографических материалов
- 7.1. Полевые тетради
- 7.2. Полевые дневники
- 7.3. Анкеты и опросники
- 7.4. Графические материалы
- 7.5. Фотоматериалы
- 7.6. Фонограммы
- 7.7.Киноматериалы
- 7.8. Видеозаписи
- 8. Современные научные достижения в полевых этнографических исследованиях
- 8. 1. Комптютер и компьютерное моделирование
- 8.2. Компьютер как инструмент обработки полевых этнографических материалов
- 8.3. Базы данных
- Некоторые особенности полевой работы по отдельным разделам полевых этнографических исследований
- 9.1. Календарные обряды
- 9.2. Система родства и родственные отношения
- 93. Семейные обряды
- 9.4. Организация труда, хозяйство и технологические приемы
- 9.5. Промыслы и ремесла
- 9.6. Одежда
- 9.7. Пища и способы ее производства
- 9.8. Народная медицина
- Картография элементов культуры
- 10.1. Общие сведения о картах и планах
- 10.2. Задачи этнографического картографирования
- 10.3. Принципы и приемы картографирования
- Заключение
- Приложения
- Производными от них являются отношения:
- Населенные пункты, постройки и сооружения
- Железные дороги: одно-, двух- и трехпутные
- Автодороги с покрытием
- Мосты Мосты пешеходные на полевых и лесных дорогах
- Некоторые сокращения для подписей на топографических картах
- Содержание
- Жлоба Сафроний Павлович Чернякевич Ирина Сафроньевна