9.8. Народная медицина
Думаю, излишне говорить о значении изучения приемов народной медицины в настоящее время. Во-первых, такие исследования могут дать медицине средства для лечения массовых заболеваний, средства, которые поставляла фармацевтическая промышленность, ныне практически разрушенная и только начинающая возрождаться.
Во-вторых, на волне кризиса фармацевтической промышленности вылезают разного рода самозванцы–целители, знахари, колдуны и просто мошенники, которые способны не только выкачать колоссальные суммы у отчаявшихся больных, но и нанести весьма ощутимый ущерб здоровью целых регионов.
В-третьих, начинают практиковаться методы лечения, которые возникли на основе иных этнических культур. Эти методы в условиях «своих» этнических культур были эффективными, но в иноэтнической среде могут оказаться не только бесполезными, но и чрезвычайно вредными. Безусловно, необходимо изучение их эффективности и действенности в условиях иноэтнической культуры. Это должно стать одним из первоочередных задач полевой этнографии.
Исходя даже из этих трех предпосылок, ясно значение полевого изучения народных методов лечения. Такие попытки предпринимались давно. Уже в древних восточнославянских княжествах писались травники, составлялись сборники заговоров и т.д. В 18–19 вв. этнографами собраны богатые материалы по народной медицине. В 20 в. в связи с объявлением всего этого богатейшего пласта культуры пережитками, суевериями и т.д. эти работы практически не велись. Работы по этой проблематике редки не только у исследователей бывшего «лагеря социализма», но и у этнографов Запада и Востока.
Из практики полевой работы известно, что традиции народной медицины не исчезли. Они продолжали существовать, их приемы передавались от поколения к поколению. Это, нужно учесть, – в условиях жесткого преследования. Уже один этот факт заслуживает пристального внимания. Думаю, что передача этого элемента этнической культуры осуществлялась на основе приемов народной педагогики. Поэтому изучение системы передачи от поколения к поколению знаний по народной медицине сможет многое прояснить не только по вопросам непосредственно народной медицины, но и выявить неизвестные пока приемы и методы народной педагогики. Понятно, что передача приемов лечения обставлена множеством табу, условностей, обрядов, она не терпит любопытствующих и посторонних. Задача эта под силу только очень наблюдательным исследователям или таким, которые сами смогут стать учениками знахарей или целителей (как знаменитый Кастаньеда). В любом случае такая задача должна ставиться как одна из главных при исследовании народной медицины.
Многие приемы лечения основаны на применении растений, продуктов жизнедеятельности различных животных, лекарства готовятся из их органов или частей тела. В этой связи важно выяснять не только область применения того или иного снадобья, его рецептуру, но также условия и способы заготовки составных компонентов таких лекарств (например, в какую пору года, в какой фазе роста растения, в какое время суток и при каких условиях можно заготавливать части растений, как их потом перерабатывать и хранить). То же касается и животных. В любом случае нужно тщательно фиксировать запреты, обряды, магические действия, которых нужно придерживаться в процессе заготовки, переработки и хранения исходных материалов.
Важно также выявлять методы постановки диагноза и определения дозировки приготавливаемого препарата, а также запреты, которые должен выполнять пациент в период и во время приема препарата.
Знаменитый доктор Касьян, по существу, в начале своей деятельности занялся полевыми этнографическими исследованиями. Он досконально изучил приемы костоправов, обучился их технике, соединил эту практику с медицинскими знаниями, полученными в вузе, и это дало блестящие результаты. Видимо, имеет смысл привлекать к полевым этнографическим исследованиям профессионалов – медиков, которые не настроены отрицательно и скептически к приемам народной медицины. К сожалению, подавляющее большинство медиков отрицательно ставится к народной медицине. Это понятно и объяснимо. Слишком много на этой «ниве» подвизается шарлатанов и любителей легкой наживы. Но это, тем не менее, не снимает проблемы.
Многие приемы лечения основаны на психологическом и психофизическом воздействии. Следует отметить, что в народной медицине не практикуется или практикуется очень редко гипноз или сигнуссивное воздействие. Важно выяснить – почему? То, что многие шептуны и целители владеют техникой гипноза, сомнений не вызывает. Их публичные выступления в последние годы продемонстрировали это. Знание ограничений на применение техники гипноза и сигнуссивного воздействия поможет выяснить возможные границы вмешательства в психику пациента. Вопрос этот в современной медицине весьма спорный. Например, школа психоанализа З. Фрейда совершенно отрицает возможность применения гипноза, а так называемая советская психиатрическая школа ратует за самое широкое его применение.
Психологическое и психофизическое воздействие на пациента начинается задолго до времени приема. Зачастую сама обстановка, подготовка к приему, ожидание и т.д. уже являются элементами психологического и психофизического воздействия. Поэтому наряду с приемами непосредственной работы с пациентом целителя, необходимо тщательно фиксировать и все нюансы поведения и обстановки, которые предшествуют приему и сопровождают пациента после приема. В этом, вероятно, невозможно обойтись без профессиональных психологов или хотя бы специальной подготовки полевых этнографов по психологии.
Замечено, что многие приемы психологического воздействия у народных целителей весьма напоминают технику психоанализа. Это еще одно очень важное направление полевых этнографических исследований. Психоанализ существует немногим более 100 лет, а приемы народной медицины проверялись и оттачивались тысячелетиями. Поэтому и для психоанализа обращение к полевым этнографическим исследованиям было бы весьма полезно. Видимо, не случайно З. Фрейд применил психоанализ для объяснения таких фактов, как тотем и табу, фактов, зафиксированных этнографами. Связь между психоанализом и этнографией очевидна. Но связь никогда не бывает эффективной, если она носит односторонний характер. Обратная связь, то есть то, что может дать народная медицина и этнография психоанализу, пока еще очень слабо разработана, и это тоже одно из очень перспективных направлений полевой этнографии.
* *
*
Мы коснулись только некоторых вопросов полевых этнографических исследований, которые, на наш взгляд, наименее разработаны и обеспечены методически. Другие направления и аспекты более разработаны и с ними можно познакомиться в соответствующей литературе.
Для запоминания:
Изучение приемов народной медицины может помочь дать средства для лечения массовых заболеваний, лишить возможности обмана людей разного рода шарлатанами, снизить до минимума вред, который наносит использование приемов лечения, возникших в других этнических культурах.
Важным направлением исследований является изучение приемов обучения технике народной медицины.
Нужно обращать внимание не только на способы приготовления лекарств, но и на заготовку компонентов, их хранение, а также на ритуалы и обряды, сопровождающие заготовку компонентов, хранение их, приготовление лекарств и их применение.
Актуальным является изучение приемов психологического и психофизического воздействия народных целителей на пациентов.
Рекомендуемая литература:
Фрейд З. «Я» и «Оно». Труды разных лет. Книга 1 и 2. Тбилиси, 1991.
Фрейд З. Психология бессознательного. М., 1989.
Фрейд З. Толкование сновидений. К., 1994.
Юнг К.Г. Либидо, его метаморфозы и символы. М., 1995.
Минько Л.И. Народная медицина Белоруссии. (Краткий исторический очерк). Мн., 1969.
Минько Л.И. Знахарство: истоки, сущность, причины бытования. Мн., 1971.
Лекарственные растения и их применение. Мн., 1974.
Домострой. М., 1990.
Психология и психоанализ в народной медицине
Пяткевіч Ч. Рэчыцкае Палессе. Мн.: “Беларускі кнігазбор”, 2004.
- С.П. Жлоба, и.С. Чернякевич
- Полевая этнография
- (Теория и практика полевых этнографических исследований)
- Издание второе, исправленное и дополненное
- Предисловие ко второму изданию
- Необходимые предварительные замечания
- Этнография, этнология, культурная антропология, теория и практика полевых этнографических исследований в системе наук о человеке
- 4.1. Структура культуры
- 4.2. Изучение интеллектуальной деятельности
- 4.2.1. Труд
- 4.2.2. Рациональные знания
- 4.2.3. Эмоциональное познание
- 4.3. Изучение этики этноса
- 4.3.1. Этическая традиция в мифологии
- 4.3.2. Обычай как реализация традиции
- 4.3.3. Обряды как реализация традиции
- 4.3.4. Передача элементов культуры от поколения к поколению
- 4.3.4.1. Рождение ребенка и его положение в обществе
- 4.3.4.2. Семья в системе передачи элементов культуры этноса
- 4.3.4.3. Система родства и свойства
- 4.3.4.4. Воспитание и обучение
- 5. Организация полевых исследований
- 5.1. Краеведы как база стационарных полевых исследований
- 5.1.1. Формы организации краеведческой работы
- 5.1.2. Проблема подготовки краеведов.
- 5.1.3. Проблема публикации, хранения и использования краеведческих материалов
- 5.2. Этнографические экспедиции
- 5.2.1. Определение задачи экспедиции
- 5.2.2. Выбор формы экспедиции
- 5.2.3. Выбор методов (маршрутный, кустовой, комбинированный)
- 5.2.4. Научная подготовка экспедиции
- 5.2.5. Разработка программы экспедиции, определение состава и распределение обязанностей
- 5.2.6. Материальное обеспечение
- 6. Методы полевых исследований
- 6.1. Предварительные наблюдения и их значение. Полевой дневник
- 6.2. Работа с информаторами
- 6.2.1. Метод опроса
- 6.2.2. Ведение Полевой тетради
- 6.2.3. Фиксация вещественных материалов
- 6.2.4. Методы отбора респондентов
- 6.2.5. Дублирование информации, полученной от респондентов
- 6.3. Сбор этнографических коллекций
- 6.3.1. Виды коллекций
- 6.3.2. Уникальность и типичность экспонатов
- 6.3.3. Легенда вещи
- 6.3.4. Первичная обработка экспонатов в полевых условиях
- 7.Ведение учета и хранение полевых этнографических материалов
- 7.1. Полевые тетради
- 7.2. Полевые дневники
- 7.3. Анкеты и опросники
- 7.4. Графические материалы
- 7.5. Фотоматериалы
- 7.6. Фонограммы
- 7.7.Киноматериалы
- 7.8. Видеозаписи
- 8. Современные научные достижения в полевых этнографических исследованиях
- 8. 1. Комптютер и компьютерное моделирование
- 8.2. Компьютер как инструмент обработки полевых этнографических материалов
- 8.3. Базы данных
- Некоторые особенности полевой работы по отдельным разделам полевых этнографических исследований
- 9.1. Календарные обряды
- 9.2. Система родства и родственные отношения
- 93. Семейные обряды
- 9.4. Организация труда, хозяйство и технологические приемы
- 9.5. Промыслы и ремесла
- 9.6. Одежда
- 9.7. Пища и способы ее производства
- 9.8. Народная медицина
- Картография элементов культуры
- 10.1. Общие сведения о картах и планах
- 10.2. Задачи этнографического картографирования
- 10.3. Принципы и приемы картографирования
- Заключение
- Приложения
- Производными от них являются отношения:
- Населенные пункты, постройки и сооружения
- Железные дороги: одно-, двух- и трехпутные
- Автодороги с покрытием
- Мосты Мосты пешеходные на полевых и лесных дорогах
- Некоторые сокращения для подписей на топографических картах
- Содержание
- Жлоба Сафроний Павлович Чернякевич Ирина Сафроньевна