6.2.1. Метод опроса
К сожалению, этот метод в значительной степени скомпрометирован непрофессиональными «социологами» и «политологами», о чем мы уже говорили раньше. Поэтому этнографу приходится в значительной степени заботится о «реабилитации» метода, а это значит – искать новые формы и приемы. Тем не менее остаются общие принципы, которые обойти просто невозможно. В первую очередь это тщательная подготовка этнографа к беседе с информаторами. Еще раз нужно просмотреть опросники по данному вопросу и на основании их составить анкету, куда включить вопросы, на которые ответов пока нет либо они неудовлетворительны. В этом смысле опрос является прямым продолжением научной подготовки экспедиции. Желательно, чтобы перед этнографом не лежал лист опросника, поскольку любая бумажка с заготовленным текстом вызывает настороженность и недоверие. Этнограф обязательно должен представиться, объяснить цели своей работы и цель своего посещения. Обычно это способствует установлению контакта. На начальном этапе беседы ненавязчиво выясняется, можно ли вести записи – письменные либо магнитофонные. Если респондент решительно возражает, то настаивать ни в коем случае нельзя. В этом случае лучше положиться на свою память и сразу по окончании беседы записать ее содержание. Не рекомендуется вести скрытые записи. Если экспедиция долгое время задерживается на одном месте, то это обязательно всплывет и может настолько затруднить контакты, что дальнейшая работа может стать попросту невозможной (не говоря уже о нравственной стороне дела). Беседу желательно вести в общей форме. И только если респондент затрагивает интересующий исследователя вопрос, можно задавать уточняющие вопросы, которые, как правило, производят хорошее впечатление: тем самым демонстрируется некоторое знание предмета разговора, признается авторитет респондента, проявляется личная заинтересованность исследователя к затронутому вопросу.
Если у исследователя сложились хорошие отношения с респондентом и разговор затянулся, нужно вовремя прервать его и договориться о следующей встрече. При этом можно оставить перечень заготовленных вопросов. Последнее, правда, хотя и облегчает работу, но увеличивает опасность искажения данных ввиду бессознательного отбора фактов респондентами. Поэтому пользоваться этим приемом следует с большой осторожностью.
Еще одна опасность подстерегает этнографа во время опроса – желание как можно быстрее получить желаемую информацию. При этом опрос начинает походить на допрос, что сковывает инициативу респондента. Беседа должна носить живой, непринужденный характер. Нужно хорошо владеть искусством ведения беседы, в первую очередь умением направлять ее в желаемое русло. Это достигается при помощи замечаний, эмоциональной реакции, уточняющих вопросов. Разумеется, такое ведение беседы требует серьёзной психологической и теоретической подготовки. Помимо внутренней собранности, необходимо постоянно держать в памяти план беседы и корректировать ее в соответствии с этим планом. Начинающему этнографу полезно составлять такой план на бумаге и, если возможно, держать его во время беседы в поле зрения.
Как уже отмечалось, первоначально беседа должна вестись не в конкретной форме, а в общей. В это время выясняется, какие вопросы респондент в состоянии осветить лучше всего, что позволяет наметить тему разговора для следующей встречи.
Вторая беседа с респондентом и легче, и труднее. Легче потому, что у исследователя уже есть опыт установления контакта с данной личностью и респондент уже знает, о чем пойдет речь. Трудность же состоит в том, что респондент, как правило, затрудняется начать разговор, а также не может определить, что нужно добавить к предыдущему разговору. Как правило, эта трудность легко преодолима с помощью этнографа. Но иногда это приводит к решительному отказу от беседы с мотивировкой «Я уже в прошлый раз всё сказал, больше ничего не знаю» и т.д. В такой ситуации ни в коем случае нельзя принуждать человека к разговору. Самое лучшее – извиниться, поблагодарить и уйти, поговорив несколько минут на совершенно отвлеченные темы.
Рецепты и рекомендации на все варианты работы с респондентами дать, конечно, невозможно. Однако существуют некоторые общие правила, которых нужно придерживаться в беседах с респондентами. Вариант таких правил из опыта автора и на основании изучения этнографической литературы и предлагается ниже.
Во-первых, нужно избегать непонятных терминов (таких, как «Туровский строй», «аппликация», «мифология», «моногамия» и т.д.). Если случайно термин и проскользнул, тут же следует объяснить его значение и извиниться: мол, это для облегчения работы у приняты специальные слова и т.д. Если возникает необходимость задать прямой вопрос, то названия предметов и явлений применяются исключительно местные.
Во-вторых, нужно исключить «наводящие» вопросы. Логически они уже заключают в себе ответ. Навязывание ответа должно быть исключено.
В-третьих, не следует откровенно демонстрировать знание предмета. В интересах дела лучше сделать вид, что это непонятно и в то же время чрезвычайно интересно.
В-четвертых, нужно добиваться полной ясности. При этом допускаются уточняющие вопросы. Но здесь нужна осторожность, ибо можно прервать нить разговора, а значит, будет потеряна возможность получить ценную информацию. Поэтому часто имеет смысл перенести уточняющие вопросы на конец разговора, а то и на другой раз.
В-пятых. Очень часто одна тема разговора утомляет респондента. Нужно хорошо чувствовать состояние собеседника и вовремя переводить разговор на другие темы. Проще это сделать, выделив уточняющим вопросом один предмет из темы разговора, затем обсуждая его, перевести разговор на какую-нибудь сторону этого предмета, связанную с другим явлением. Скажем, разговаривая о костюме, легко перейти к ткачеству или узорам вышивки.
В-шестых. Очень часто приходится работать не с одним респондентом, а с группой. В своих рассказах они дополняют друг друга, поправляют, иногда спорят. В этом случае исследователю ни в коем случае нельзя становиться на чью-либо сторону. Чаще всего нужно просто терпеливо ждать разрешения спора.
В-седьмых. Не нужно пренебрегать пересказами воспоминаний стариков, которые передаются более молодыми. Там могут содержаться, с одной стороны—ценные фактические сведения, а с другой – отношение к ним со стороны рассказчика. Так мы можем проследить динамику традиции, что не всегда удается при статистической фиксации предметов и явлений.
Этнографам лучше всего вести опрос вдвоём. Один ведет разговор, другой, находясь в стороне, не привлекая особого внимания, фиксирует разговор в Полевой тетради, о которой будет сказано ниже. Но прежде еще одно замечание. При опросах желательно объединение специалистов по разным темам. Однако нужно учитывать, что при этом может возникнуть психологический дискомфорт – много спрашивающих, и респондент теряется. Поэтому такое соединение этнографов возможно только в случае, если с респондентами установлены хорошие связи – психологический контакт, взаимопонимание, доброжелательность. В противном случае такое объединение нецелесообразно. И в заключение разговора о методе опроса. Заповедь этнографа: ни при каких обстоятельствах не хвастать полученными сведениями, применять их только в научных целях и указывать адрес респондента только с его согласия.
- С.П. Жлоба, и.С. Чернякевич
- Полевая этнография
- (Теория и практика полевых этнографических исследований)
- Издание второе, исправленное и дополненное
- Предисловие ко второму изданию
- Необходимые предварительные замечания
- Этнография, этнология, культурная антропология, теория и практика полевых этнографических исследований в системе наук о человеке
- 4.1. Структура культуры
- 4.2. Изучение интеллектуальной деятельности
- 4.2.1. Труд
- 4.2.2. Рациональные знания
- 4.2.3. Эмоциональное познание
- 4.3. Изучение этики этноса
- 4.3.1. Этическая традиция в мифологии
- 4.3.2. Обычай как реализация традиции
- 4.3.3. Обряды как реализация традиции
- 4.3.4. Передача элементов культуры от поколения к поколению
- 4.3.4.1. Рождение ребенка и его положение в обществе
- 4.3.4.2. Семья в системе передачи элементов культуры этноса
- 4.3.4.3. Система родства и свойства
- 4.3.4.4. Воспитание и обучение
- 5. Организация полевых исследований
- 5.1. Краеведы как база стационарных полевых исследований
- 5.1.1. Формы организации краеведческой работы
- 5.1.2. Проблема подготовки краеведов.
- 5.1.3. Проблема публикации, хранения и использования краеведческих материалов
- 5.2. Этнографические экспедиции
- 5.2.1. Определение задачи экспедиции
- 5.2.2. Выбор формы экспедиции
- 5.2.3. Выбор методов (маршрутный, кустовой, комбинированный)
- 5.2.4. Научная подготовка экспедиции
- 5.2.5. Разработка программы экспедиции, определение состава и распределение обязанностей
- 5.2.6. Материальное обеспечение
- 6. Методы полевых исследований
- 6.1. Предварительные наблюдения и их значение. Полевой дневник
- 6.2. Работа с информаторами
- 6.2.1. Метод опроса
- 6.2.2. Ведение Полевой тетради
- 6.2.3. Фиксация вещественных материалов
- 6.2.4. Методы отбора респондентов
- 6.2.5. Дублирование информации, полученной от респондентов
- 6.3. Сбор этнографических коллекций
- 6.3.1. Виды коллекций
- 6.3.2. Уникальность и типичность экспонатов
- 6.3.3. Легенда вещи
- 6.3.4. Первичная обработка экспонатов в полевых условиях
- 7.Ведение учета и хранение полевых этнографических материалов
- 7.1. Полевые тетради
- 7.2. Полевые дневники
- 7.3. Анкеты и опросники
- 7.4. Графические материалы
- 7.5. Фотоматериалы
- 7.6. Фонограммы
- 7.7.Киноматериалы
- 7.8. Видеозаписи
- 8. Современные научные достижения в полевых этнографических исследованиях
- 8. 1. Комптютер и компьютерное моделирование
- 8.2. Компьютер как инструмент обработки полевых этнографических материалов
- 8.3. Базы данных
- Некоторые особенности полевой работы по отдельным разделам полевых этнографических исследований
- 9.1. Календарные обряды
- 9.2. Система родства и родственные отношения
- 93. Семейные обряды
- 9.4. Организация труда, хозяйство и технологические приемы
- 9.5. Промыслы и ремесла
- 9.6. Одежда
- 9.7. Пища и способы ее производства
- 9.8. Народная медицина
- Картография элементов культуры
- 10.1. Общие сведения о картах и планах
- 10.2. Задачи этнографического картографирования
- 10.3. Принципы и приемы картографирования
- Заключение
- Приложения
- Производными от них являются отношения:
- Населенные пункты, постройки и сооружения
- Железные дороги: одно-, двух- и трехпутные
- Автодороги с покрытием
- Мосты Мосты пешеходные на полевых и лесных дорогах
- Некоторые сокращения для подписей на топографических картах
- Содержание
- Жлоба Сафроний Павлович Чернякевич Ирина Сафроньевна