5.2.3. Выбор методов (маршрутный, кустовой, комбинированный)
В зависимости от задач и возможностей важным является правильный выбор методов экспедиции. Различают три основных метода: маршрутный, кустовой и комбинированный.
Маршрутный метод очень плодотворен при первоначальном знакомстве с регионом, которое сопровождается комплексными исследованиями и фиксацией основных элементов культуры. В экспедицию в этом случае включаются участники, которые занимаются различными сторонами культуры этноса. Каждый фиксирует в основном те явления, которые составляют его специализацию в рамках экспедиции, не оставляя без внимания и другие, которые, так сказать, не являются его специальностью. Ежедневные совещания экспедиции позволяют дополнить и уточнить информацию всех участников. Такие совещания необходимы или для корректировки работы экспедиции в связи с вновь открывшимися обстоятельствами, или в связи с необходимостью смены акцентов в поисковой работе. Может, к примеру, оказаться, что основные занятия населения и орудия труда удалось практически полностью зафиксировать в первые дни работы, тогда основные силы нужно направить на самые плохо поддающиеся изучению явления, например, родственные отношения. В любом случае информация и результаты работы должны ежедневно стекаться к руководителю экспедиции, который и принимает окончательное решение об изменении направлений исследований и усилении того или иного направления.
Маршрутный метод приемлем и при уточнении и проверке уже имеющихся сведений.
Основным принципом маршрутного метода является распределение строго поровну времени на работу между различными пунктами маршрута. Поэтому очень важно разработать сам маршрут, чтобы в него попали наиболее характерные и сохранившие те или иные стороны традиции населенные пункты. С этой целью при разработке программы экспедиции в первую очередь нужно утвердить маршрутный лист, вносить изменения и коррективы в который можно только в случае крайней необходимости. Маршрут может быть линейным, например, для Каменецкого района Брестской области: Новосёлки – Волчин – Огородники – Высокое – Высоко-Литовск – Верховичи – Рожновка – Каменюки – Дворцы – Речица – Каменец. Линейный маршрут имеет свои недостатки. Вся база экспедиции должна следовать по всему маршруту, что связано со значительными затратами. Поэтому часто используется кольцевой маршрут, когда база экспедиции находится в избранном населенном пункте, а маршрутные точки расположены не более, чем в часе езды от базы. Примером может быть кольцевой маршрут по обследованию Столинской зоны Столинского района с центром в Столине: Ольманы – Ворони – Теребежов – Городная – Колодно – Плотница – Дубой – Бережное – Белоуша. Такой маршрут требует предварительной подготовки – организации жилья и питания участников экспедиции на время пребывания в том или ином населенном пункте (эти трудности будут и при линейном маршруте, но там база может быть оборудована кухней и спальными местами). Кольцевой маршрут позволяет оперативно обрабатывать поступающую информацию и своевременно вносить необходимые коррективы в программу исследований. И обоих случаях нужно заранее связаться с местными краеведами и по возможности включить их в состав экспедиции.
Еще большая роль отводится краеведам при кустовом методе, который заключается в том, что выбираются базовые пункты, в которых экспедиция работает долгое время, а для уточнения данных и получения сравнительного материала её участники выезжают в окрестные населенные пункты, в которых проводят исследования строго определенное время: например по три дня. Возможна такая экспедиция, например, с базой в д. Дывин Кобринского района. В этой деревне экспедиция работает, скажем, две недели. И отсюда выезжает в дд. Повитье, Бельск, Леликово, Борисовку, Хабовичи, Доброе, где работает по три дня. Этот метод несколько напоминает маршрут по кругу, но с той разницей, что главная задача – исследование Дывина и окрестностей, причем последнее играет вспомогательную роль.
При планировании кустовой экспедиции необходимы достаточные сведения, чтобы выбрать характерные населенные пункты, которые оказывают значительное влияние на регион. По Брестской области можно назвать много таких деревень, среди которых, несомненно, будут Томашевка, Домачево, Большие Ридваничи, Черни, Лыщицы Брестского района, Высокое, Каменюки, Волчин Каменецкого района, Олтуш и Великорита Малоритского района, Шерешово и Ружаны Пружанского района, Дывин, Кислевцы и Остромичи Кобринского района, Малеч, Спорово и Селец Березовского района, Антополь, Радостово, Бездеж и Именин Дрогичинского района, Косово, Бытень, Телеханы, Оброво Ивацевичского района, Мотоль, Достоево, Мохро Ивановского района, Городище, Репичи, Миловиды, Подгорная Барановичского района, Литав, Подлесье, Ольховцы, Медведичи, Остров, Кривошин, Туховичи Ляховичского района, Денисковичи, Чудин, Мальковичи, Хотыничи Ганцевичского района, Озаричи, Табулки, Чухово, Парохонск, Кончицы, Ласицк, Березцы Пинского района, Богдановка, Лунин, Вел. Чучевичи, Кр. Воля, Кожан-Городок, Лахва, Синкевичи Лунинецкого района, Колодно, Плотница, Городная, Струга, Ольшаны, Дубой, Бережное, Рубель, Лядец, Велемичи, Оздамичи Столинского района.
Для комплексных исследований весьма эффективным может быть комплексный метод, в котором сочетаются маршрутный и кустовой. Маршрут выбирается таким образом, чтобы пунктами маршрута были населенные пункты, вокруг которых группируются деревни со сходными региональными особенностями. Для примера приведем такой маршрут по части Столинского района Брестской области: дд. Рубель—Велемичи—Оздамичи—Ольшаны (см. рисунок на следующей странице).
Планируемая работа в этих пунктах – по неделе. Но возле каждой из этих деревень группируются небольшие деревни, тесно связанные с первыми. После проведения плановых работ с целью уточнения данных и выяснения особенностей экспедиция выезжает в деревни-спутники, уделяя каждой из них 1 день, используя каждую опорную деревню как центр
куста. Одно и то же количество времени, отведенного на посещение каждой деревни-спутника, не позволит уклониться от главной задачи экспедиции, и весь регион будет обследован более или менее равномерно.
Разумеется, каждый метод имеет свои достоинства и недостатки. Нужно осознавать, что абсолютных методов не существует. Результаты исследования всегда будут иметь погрешность, которая обусловлена применением того или иного метода при решении задач экспедиции. Поэтому выбор метода всегда обусловлен целями и задачами экспедиции, в решении которых метод будет давать наименьшую погрешность.
Мы не касаемся методов обработки материалов экспедиции. Эта тема будет рассмотрена в специальной работе.
- С.П. Жлоба, и.С. Чернякевич
- Полевая этнография
- (Теория и практика полевых этнографических исследований)
- Издание второе, исправленное и дополненное
- Предисловие ко второму изданию
- Необходимые предварительные замечания
- Этнография, этнология, культурная антропология, теория и практика полевых этнографических исследований в системе наук о человеке
- 4.1. Структура культуры
- 4.2. Изучение интеллектуальной деятельности
- 4.2.1. Труд
- 4.2.2. Рациональные знания
- 4.2.3. Эмоциональное познание
- 4.3. Изучение этики этноса
- 4.3.1. Этическая традиция в мифологии
- 4.3.2. Обычай как реализация традиции
- 4.3.3. Обряды как реализация традиции
- 4.3.4. Передача элементов культуры от поколения к поколению
- 4.3.4.1. Рождение ребенка и его положение в обществе
- 4.3.4.2. Семья в системе передачи элементов культуры этноса
- 4.3.4.3. Система родства и свойства
- 4.3.4.4. Воспитание и обучение
- 5. Организация полевых исследований
- 5.1. Краеведы как база стационарных полевых исследований
- 5.1.1. Формы организации краеведческой работы
- 5.1.2. Проблема подготовки краеведов.
- 5.1.3. Проблема публикации, хранения и использования краеведческих материалов
- 5.2. Этнографические экспедиции
- 5.2.1. Определение задачи экспедиции
- 5.2.2. Выбор формы экспедиции
- 5.2.3. Выбор методов (маршрутный, кустовой, комбинированный)
- 5.2.4. Научная подготовка экспедиции
- 5.2.5. Разработка программы экспедиции, определение состава и распределение обязанностей
- 5.2.6. Материальное обеспечение
- 6. Методы полевых исследований
- 6.1. Предварительные наблюдения и их значение. Полевой дневник
- 6.2. Работа с информаторами
- 6.2.1. Метод опроса
- 6.2.2. Ведение Полевой тетради
- 6.2.3. Фиксация вещественных материалов
- 6.2.4. Методы отбора респондентов
- 6.2.5. Дублирование информации, полученной от респондентов
- 6.3. Сбор этнографических коллекций
- 6.3.1. Виды коллекций
- 6.3.2. Уникальность и типичность экспонатов
- 6.3.3. Легенда вещи
- 6.3.4. Первичная обработка экспонатов в полевых условиях
- 7.Ведение учета и хранение полевых этнографических материалов
- 7.1. Полевые тетради
- 7.2. Полевые дневники
- 7.3. Анкеты и опросники
- 7.4. Графические материалы
- 7.5. Фотоматериалы
- 7.6. Фонограммы
- 7.7.Киноматериалы
- 7.8. Видеозаписи
- 8. Современные научные достижения в полевых этнографических исследованиях
- 8. 1. Комптютер и компьютерное моделирование
- 8.2. Компьютер как инструмент обработки полевых этнографических материалов
- 8.3. Базы данных
- Некоторые особенности полевой работы по отдельным разделам полевых этнографических исследований
- 9.1. Календарные обряды
- 9.2. Система родства и родственные отношения
- 93. Семейные обряды
- 9.4. Организация труда, хозяйство и технологические приемы
- 9.5. Промыслы и ремесла
- 9.6. Одежда
- 9.7. Пища и способы ее производства
- 9.8. Народная медицина
- Картография элементов культуры
- 10.1. Общие сведения о картах и планах
- 10.2. Задачи этнографического картографирования
- 10.3. Принципы и приемы картографирования
- Заключение
- Приложения
- Производными от них являются отношения:
- Населенные пункты, постройки и сооружения
- Железные дороги: одно-, двух- и трехпутные
- Автодороги с покрытием
- Мосты Мосты пешеходные на полевых и лесных дорогах
- Некоторые сокращения для подписей на топографических картах
- Содержание
- Жлоба Сафроний Павлович Чернякевич Ирина Сафроньевна