6.3.1. Виды коллекций
Этнографические коллекции, собранные в экспедициях, условно можно разделить на два основных вида: тематические и региональные. Время от времени музеи предпринимают специальные экспедиции по выявлению и приобретению вещей для пополнения фондов и обогащения экспозиции. Но такие выезды, как правило, завершаются приобретением случайного набора вещей, которые только после длительной музейной обработки (в первую очередь научной) могут занять то или иное место в коллекции. При полевых этнографических исследованиях имеются более соответствующие условия для формирования коллекций.
Среди тематических коллекций, например, можно выделить орудия труда. Эту тематическую коллекцию можно разбить на подтемы либо выделить из нее отдельные темы:
а) орудия труда земледельческие;
б) орудия труда животноводческие;
в) орудия труда и оружие охотников;
г) рыболовные снасти и орудия труда по переработке рыбы;
д) орудия труда гончара;
е) орудия труда и инвентарь пчеловода и бортника;
ж) орудия труда бондаря;
з) плотничный и столярный инструмент и т.д.
Как видим, коллекция должна отражать как можно более полно разнообразные занятия человека.
Тематические коллекции могут формироваться и на других принципах. Например, коллекция одежды. Здесь могут быть представлены орудия труда и способы обработки льна, конопли, шерсти, других материалов, из которых изготавливается одежда или элементы и детали одежды. Представляются в коллекции образцы кроев и способов пошива одежды. Обязательно должны присутствовать образцы одежды для разных полов, возрастов, сословий, а также одежда, которую надевают на разные случаи жизни. При этом нужно обращать внимание на обычаи и обряды, связанные с изготовлением и ношением одежды. Такая тематическая коллекция может быть раздроблена: свадебный наряд, рабочая одежда и т.д. Сказанное выше можно отнести и к другим явлениям, например хлебу, семейным обрядам и т.д.
Тематические коллекции позволяют производить сравнительный анализ однофункциональных элементов этнических культур как во времени, так и в пространстве, что весьма ценно. Наиболее типичными региональными коллекциями являются такие, которые более или менее полно отражают все стороны культуры данного региона. Это может быть деревня, группа деревень, район или часть района, область и т.д. Нужно сказать, что по этому принципу формируются коллекции всех краеведческих музеев. При строго научном подходе коллекции, оформленные по этому принципу, могут дать достаточно полное представление о культуре региона. К сожалению, на практике такие коллекции составляются чаще всего из набора более или менее случайных предметов. Это снижает их научную ценность и брать их за основу в научной работе нельзя.
Оптимальный вариант – составление коллекции во время этнографических экспедиций по тематическому принципу. Поскольку экспедиция обследует определенный регион, такая коллекция отражает отдельные стороны культуры данного региона. Например, бондарный промысел, пища и т.д. При составлении нескольких коллекций можно заметить, что один и тот же предмет будет входить в состав нескольких коллекций. Скажем, маслобойка будет входить и в коллекцию бондарных изделий, и в коллекцию инструментов по переработке молока, и в коллекцию по народной кухне. Следовательно, границы между коллекциями начинают размываться, а это значит, что начинает формироваться коллекция региональная, но уже по совершенно другим принципам.
Нужно сказать, что в чистом виде коллекции тематические и региональные в этнографической практике встречаются достаточно редко. В этих коллекциях, как ни в каких других, встает вопрос об уникальности и типичности экспонатов.
- С.П. Жлоба, и.С. Чернякевич
- Полевая этнография
- (Теория и практика полевых этнографических исследований)
- Издание второе, исправленное и дополненное
- Предисловие ко второму изданию
- Необходимые предварительные замечания
- Этнография, этнология, культурная антропология, теория и практика полевых этнографических исследований в системе наук о человеке
- 4.1. Структура культуры
- 4.2. Изучение интеллектуальной деятельности
- 4.2.1. Труд
- 4.2.2. Рациональные знания
- 4.2.3. Эмоциональное познание
- 4.3. Изучение этики этноса
- 4.3.1. Этическая традиция в мифологии
- 4.3.2. Обычай как реализация традиции
- 4.3.3. Обряды как реализация традиции
- 4.3.4. Передача элементов культуры от поколения к поколению
- 4.3.4.1. Рождение ребенка и его положение в обществе
- 4.3.4.2. Семья в системе передачи элементов культуры этноса
- 4.3.4.3. Система родства и свойства
- 4.3.4.4. Воспитание и обучение
- 5. Организация полевых исследований
- 5.1. Краеведы как база стационарных полевых исследований
- 5.1.1. Формы организации краеведческой работы
- 5.1.2. Проблема подготовки краеведов.
- 5.1.3. Проблема публикации, хранения и использования краеведческих материалов
- 5.2. Этнографические экспедиции
- 5.2.1. Определение задачи экспедиции
- 5.2.2. Выбор формы экспедиции
- 5.2.3. Выбор методов (маршрутный, кустовой, комбинированный)
- 5.2.4. Научная подготовка экспедиции
- 5.2.5. Разработка программы экспедиции, определение состава и распределение обязанностей
- 5.2.6. Материальное обеспечение
- 6. Методы полевых исследований
- 6.1. Предварительные наблюдения и их значение. Полевой дневник
- 6.2. Работа с информаторами
- 6.2.1. Метод опроса
- 6.2.2. Ведение Полевой тетради
- 6.2.3. Фиксация вещественных материалов
- 6.2.4. Методы отбора респондентов
- 6.2.5. Дублирование информации, полученной от респондентов
- 6.3. Сбор этнографических коллекций
- 6.3.1. Виды коллекций
- 6.3.2. Уникальность и типичность экспонатов
- 6.3.3. Легенда вещи
- 6.3.4. Первичная обработка экспонатов в полевых условиях
- 7.Ведение учета и хранение полевых этнографических материалов
- 7.1. Полевые тетради
- 7.2. Полевые дневники
- 7.3. Анкеты и опросники
- 7.4. Графические материалы
- 7.5. Фотоматериалы
- 7.6. Фонограммы
- 7.7.Киноматериалы
- 7.8. Видеозаписи
- 8. Современные научные достижения в полевых этнографических исследованиях
- 8. 1. Комптютер и компьютерное моделирование
- 8.2. Компьютер как инструмент обработки полевых этнографических материалов
- 8.3. Базы данных
- Некоторые особенности полевой работы по отдельным разделам полевых этнографических исследований
- 9.1. Календарные обряды
- 9.2. Система родства и родственные отношения
- 93. Семейные обряды
- 9.4. Организация труда, хозяйство и технологические приемы
- 9.5. Промыслы и ремесла
- 9.6. Одежда
- 9.7. Пища и способы ее производства
- 9.8. Народная медицина
- Картография элементов культуры
- 10.1. Общие сведения о картах и планах
- 10.2. Задачи этнографического картографирования
- 10.3. Принципы и приемы картографирования
- Заключение
- Приложения
- Производными от них являются отношения:
- Населенные пункты, постройки и сооружения
- Железные дороги: одно-, двух- и трехпутные
- Автодороги с покрытием
- Мосты Мосты пешеходные на полевых и лесных дорогах
- Некоторые сокращения для подписей на топографических картах
- Содержание
- Жлоба Сафроний Павлович Чернякевич Ирина Сафроньевна