Содержание
Предисловие ко второму изданию…………………………………………………………..3
1.Необходимые предварительные замечания……………………………………………….4
2.Этнография, этнология, культурная антропология, теория и практика полевых этнографических исследований в системе наук о человеке……………………………..10
3.Культура как объект полевых исследований……………………………………………13
4.Направления полевых исследований…………………………………………………….19
4.1.Структура культуры………………………………………………………………20
4.2.Изучение интеллектуальной деятельности……………………………………...23
4.2.1.Труд……………………………………………………………………..23
4.2.2.Рациональные знания………………………………………………….26
4.2.3.Эмоциональное познание……………………………………………..29
4.3.Изучение этики этноса……………………………………………………………32
4.3.1.Этическая традиция в мифологии……………………………………32
4.3.2.Обычай как реализация традиции…………………………………….35
4.3.3.Обряды как реализация традиции…………………………………….37
4.3.4.Передача элементов культуры от поколения к поколению………...39
4.3.4.1.Рождение ребенка и его положение в обществе…………...40
4.3.4.2.Семья в системе передачи элементов культуры этноса…...41
4.3.4.3.Система родства и свойства………………………………...42
4.3.4.4.Воспитание и обучение……………………………………...44
5. Организация полевых исследований…………………………………………………….46
5.1.Краеведы как база стационарных полевых исследований…………………… 47
5.1.1.Формы организации краеведческой работы………………………....48
5.1.2.Проблема подготовки краеведов…………………………………..…50
5.1.3.Проблема публикации, хранения и использования краеведческих
материалов………………………………………..……………………51
5.2.Этнографические экспедиции…………………………………………………....53
5.2.1.Определение задачи экспедиции……………………………………..53
5.2.2.Выбор формы экспедиции……………………………………………55
5.2.3.Выбор методов (маршрутный, кустовой, комбинированный)……...57
5.2.4.Научная подготовка экспедиции……………………………………..60
5.2.5.Разработка программы экспедиции, определение состава и
распределение обязанностей………………………………………….62
5.2.6.Материальное обеспечение…………………………………………...65
6. Методы полевых исследований………………………………………………………….70
6.1.Предварительные наблюдения и их значение. Полевой дневник……………...70
6.2.Работа с информаторами………………………………………………………….72
6.2.1.Метод опроса…………………………………………………………..73
6.2.2.Ведение Полевой тетради……………………………………………..75
6.2.3.Фиксация вещественных материалов………………………………...78
6.2.4.Методы отбора респондентов………………………………………...80
6.2.5.Дублирование информации, полученной от респондентов………...81
6.3.Сбор этнографических коллекций……………………………………………….83
6.3.1.Виды коллекций……………………………………………………….83
6.3.2.Уникальность и типичность экспонатов……………………………..84
6.3.3.Легенда вещи…………………………………………………………..86
6.3.4.Первичная обработка экспонатов в полевых условиях……………..87
7.Ведение учета и хранение полевых этнографических материалов…………………….90
7.1.Полевые тетради…………………………………………………………………..91
7.2.Полевые дневники………………………………………………………………...92
7.3.Анкеты и опросники……………………………………………………………....94
7.4.Графические материалы…………………………………………………………..95
7.5.Фотоматериалы……………………………………………………………………95
7.6.Фонограммы……………………………………………………………………….97
7.7.Киноматериалы……………………………………………………………………98
7.8.Видеозаписи……………………………………………………………………….99
8.Современные научные достижения в полевых исследованиях………………….……101
8.1.Компьютер и компьютерное моделирование………………………………….101
8.2.Компьютер как инструмент обработки полевых
этнографических материалов……………………………………………………….102
8.3.База данных………………………………………………………………………103
8.4.Возможные ошибки и злоупотребления……………………………………….105
9.Некоторые особенности полевой работы по отдельным разделам полевых этнографических исследований…………………………………………………………108
9.1.Календарные обряды…………………………………………………………….108
9.2.Система родства и родственные отношения…………………………………...112
9.3.Семейные обряды………………………………………………………………..116
9.4.Организация труда, хозяйство и технологические приемы…………………..119
9.5.Промыслы и ремесла…………………………………………………………….123
9.6.Одежда……………………………………………………………………………126
9.7.Пища и способы ее производства………………………………………………129
9.8.Народная медицина……………………………………………………………...132
10.Картография элементов культуры……………………………………………………136
10.1.Общие сведения о картах и планах……………………………………………136
10.2.Задачи этнографического картографирования……………………………….144
10.3.Принципы и приемы картографирования…………………………………….147
Заключение…………………………………………………………………………………152
Приложения………………………………………………………………………………...155
Приложение 1. Вопросник по теме: «Традиционные приемы организации труда и трудовые операции……………………………………………157
Приложение 2. Вопросник по теме: «Народная кухня. Способы приготовления
пищи….…………………………………………………………..160
Приложение 3. Вопросник по теме “Народная медицина ”…………………...164
Приложение 4. Вопросник по теме: “Традиционная одежда. Вариации одежды в разных группах деревень”…………………………………….169
Прилодение 5. Вопросник по теме: “Рождение ребенка и кресьбины”………172
Приложение 6. Вопросник по теме “Свадьба”………………………………….175
Приложение 7. Вопросник по теме: “Похороны и поминальные обряды”…...185
Приложение 8. Вопросник по теме: “Обряды колядного цикла”……………..188
Приложение 9. Вопросник по теме: “От Крещения до Ивана Купалы”………192
Приложение 10. Вопросник по теме: “Купальские праздники”……………….195
Приложение 11. Вопросник по теме: “Осень и зима”………………………….198
Приложение 12. Вопросник по теме: “Отношения родства и свойства”……..200
Приложение 13. Условные обозначения на топографических картах………...213
Учебное издание.
- С.П. Жлоба, и.С. Чернякевич
- Полевая этнография
- (Теория и практика полевых этнографических исследований)
- Издание второе, исправленное и дополненное
- Предисловие ко второму изданию
- Необходимые предварительные замечания
- Этнография, этнология, культурная антропология, теория и практика полевых этнографических исследований в системе наук о человеке
- 4.1. Структура культуры
- 4.2. Изучение интеллектуальной деятельности
- 4.2.1. Труд
- 4.2.2. Рациональные знания
- 4.2.3. Эмоциональное познание
- 4.3. Изучение этики этноса
- 4.3.1. Этическая традиция в мифологии
- 4.3.2. Обычай как реализация традиции
- 4.3.3. Обряды как реализация традиции
- 4.3.4. Передача элементов культуры от поколения к поколению
- 4.3.4.1. Рождение ребенка и его положение в обществе
- 4.3.4.2. Семья в системе передачи элементов культуры этноса
- 4.3.4.3. Система родства и свойства
- 4.3.4.4. Воспитание и обучение
- 5. Организация полевых исследований
- 5.1. Краеведы как база стационарных полевых исследований
- 5.1.1. Формы организации краеведческой работы
- 5.1.2. Проблема подготовки краеведов.
- 5.1.3. Проблема публикации, хранения и использования краеведческих материалов
- 5.2. Этнографические экспедиции
- 5.2.1. Определение задачи экспедиции
- 5.2.2. Выбор формы экспедиции
- 5.2.3. Выбор методов (маршрутный, кустовой, комбинированный)
- 5.2.4. Научная подготовка экспедиции
- 5.2.5. Разработка программы экспедиции, определение состава и распределение обязанностей
- 5.2.6. Материальное обеспечение
- 6. Методы полевых исследований
- 6.1. Предварительные наблюдения и их значение. Полевой дневник
- 6.2. Работа с информаторами
- 6.2.1. Метод опроса
- 6.2.2. Ведение Полевой тетради
- 6.2.3. Фиксация вещественных материалов
- 6.2.4. Методы отбора респондентов
- 6.2.5. Дублирование информации, полученной от респондентов
- 6.3. Сбор этнографических коллекций
- 6.3.1. Виды коллекций
- 6.3.2. Уникальность и типичность экспонатов
- 6.3.3. Легенда вещи
- 6.3.4. Первичная обработка экспонатов в полевых условиях
- 7.Ведение учета и хранение полевых этнографических материалов
- 7.1. Полевые тетради
- 7.2. Полевые дневники
- 7.3. Анкеты и опросники
- 7.4. Графические материалы
- 7.5. Фотоматериалы
- 7.6. Фонограммы
- 7.7.Киноматериалы
- 7.8. Видеозаписи
- 8. Современные научные достижения в полевых этнографических исследованиях
- 8. 1. Комптютер и компьютерное моделирование
- 8.2. Компьютер как инструмент обработки полевых этнографических материалов
- 8.3. Базы данных
- Некоторые особенности полевой работы по отдельным разделам полевых этнографических исследований
- 9.1. Календарные обряды
- 9.2. Система родства и родственные отношения
- 93. Семейные обряды
- 9.4. Организация труда, хозяйство и технологические приемы
- 9.5. Промыслы и ремесла
- 9.6. Одежда
- 9.7. Пища и способы ее производства
- 9.8. Народная медицина
- Картография элементов культуры
- 10.1. Общие сведения о картах и планах
- 10.2. Задачи этнографического картографирования
- 10.3. Принципы и приемы картографирования
- Заключение
- Приложения
- Производными от них являются отношения:
- Населенные пункты, постройки и сооружения
- Железные дороги: одно-, двух- и трехпутные
- Автодороги с покрытием
- Мосты Мосты пешеходные на полевых и лесных дорогах
- Некоторые сокращения для подписей на топографических картах
- Содержание
- Жлоба Сафроний Павлович Чернякевич Ирина Сафроньевна