logo
Полевая этнография

6.2.3. Фиксация вещественных материалов

В полевой работе этнографа обязательной является фиксация вещественных материалов. Не все они, разумеется, войдут в коллекцию, собранную экспедицией. Многие вещи продолжают использоваться в быту, служат в качестве орудий труда, одежды, предметов быта, убранства интерьера и т.д. Однако полевому исследователю необходимо фиксировать все предметы, которые характеризуют изучаемую этническую культуру или ее региональный вариант.

При фиксации вещественных материалов нужно придерживаться двух принципов. Во-первых, – точность. Это значит, что предмет должен быть зафиксирован с соблюдением метрических соотношений, воспроизводить конструкцию и детализацию с тем, чтобы по приведенным материалам можно было воспроизвести вещь либо построить ее модель. Во-вторых, фиксация особенностей данной вещи в сравнении с однотипными либо однофункциональными другими вариантами этнической культуры либо других этнических культур. Например, маслобойка. Она существует у восточных славян в двух вариантах: вертикальная, в которой сбивающий элемент перемещается вертикально – снизу вверх и наоборот, и второй вариант – горизонтальный, где сбивающий элемент вращается вокруг оси при помощи рукоятки. Однако форма сосуда и конструкция сбивающего элемента может отличаться. Вот эти отличия и необходимо фиксировать и отмечать.

Обязательным является описание предметов. Последовательность описания может быть разной, но, на взгляд автора, наиболее приемлема такая: функция предмета – конструктивная идея – материалы – технология изготовления деталей – сборка – отделка – возможность и технология реставрации – возможность модернизации. Разумеется, все эти элементы должны описываться как реальные, относящиеся к данному предмету. Для начинающих полевых исследователей Г. Громов в своей книге рекомендует описывать предмет так, как он производится. Думается, что этот прием может быть полезен не только начинающим, но и опытным этнографам, ибо позволяет проследить технологический процесс, что уже само по себе составляет ценный этнографический материал.

Описание предмета желательно сопровождать магнитозаписью и фотографированием. Вообще технологию изготовления вещей лучше всего иллюстрировать видеозаписью или киносъемкой. Состояние техники в настоящее время позволяет это делать, и игнорирование технических достижений непозволительно для полевой этнографии, сколь бы традиционными ни были провозглашаемые ею методы.

Несмотря на распространение технических средств фиксирования, рисунок остается в качестве главного. Фиксация в рисунках не требует особых способностей. Технику рисования может усвоить практически любой человек. Первоначально можно использовать координатную сетку. При невозможности сделать подробный рисунок можно ограничиться рисунком-схемой. При рисовании нужно особое внимание обращать на орнамент и цвет. Их нужно передавать как можно более точно.

При фиксировании сложных конструкций приходится делать чертежи. Поэтому полевой исследователь должен владеть навыками технического и строительного черчения. В полевых условиях чаще всего приходится ограничиваться эскизами к чертежам. Но на основании этих эскизов при первой возможности нужно делать чертежи по всем правилам и с соблюдением всех требований ГОСТов. При большом объеме чертежных работ (например, при обследовании жилища) желательно иметь в составе экспедиции профессионального чертежника. Этнограф должен уметь изобразить на чертеже предмет в разных проекциях, в том числе и в перспективе. В этнографии вполне допустимо сочетание чертежа и рисунка.

При фиксации предметов очень часто приходится прибегать к различным приемам копирования – с тканей, вышивок, росписей, резьбы и т.д. При копировании узоров вышивки крестом удобно использовать миллиметровую бумагу. Снятие узоров можно производить на кальку. Цвет можно передавать при помощи знаков. Систем условных знаков существует несколько. При передаче насыщенных чистых цветов можно использовать графическую штриховку, принятую в геральдике.

Часто такого набора условных обозначений достаточно, так как в традиционной вышивке использовались именно насыщенные чистые цвета. При передаче оттенков можно использовать другие системы их графической передачи, которые применяются в изданиях, где приводятся образцы и узоры вышивок. Но лучше всего передавать цвет при помощи акварели. Техника акварели позволяет делать оттенки любого цвета любой насыщенности. Это достигается техникой отмывки. Акварель разводится до насыщенности самого бледного оттенка нужного цвета. Для того чтобы краска ровно ложилась, места, которые покрываются данным цветом, осторожно смачиваются водой, и дается время, чтобы бумага впитала воду. Затем мягкой кистью узор покрывается краской. Места, где данный цвет большей насыщенности, кроются акварелью несколько раз до необходимого насыщения. Нужно помнить, что при высыхании акварель становится бледнее, и это обстоятельство нужно учитывать в работе. Более подробно техника акварельной живописи описана в соответствующих пособиях.1

При снятии узоров резьбы, копировании надписей и др., применяется техника эстампа. Различают эстамп прямой, при котором густой краской покрываются выпуклости узора и к нему прикладывается бумага, которую прижимают и прикатывают обыкновенным фотоваликом. Иногда целесообразно заполнять краской выемки узора, тщательно удаляя ее с выпуклостей. Для этого, если используется масляная краска, достаточно выпуклость смочить водой, а потом осторожно убрать лишнюю краску шпателем. Если используется краска, растворяемая водой, то выпуклости нужно смочить любым водоотталкивающим составом. Точно так же прикладывается бумага и прикатывается валиком. Такой прием, в частности, применяется для снятия эстампов с петроглифов. Эти два вида эстампа получили названия «высокий» и «глубокий».

Существует эстамп обратный, при производстве которого к узору прикладывается бумага и сверху протирается мягким графитом, как это делается при эстампировании монет.

Документальное оформление фиксированных предметов будет описано в соответствующем месте.