5.2.1. Определение задачи экспедиции
Основная задача или задачи экспедиции должны определяться четко и ясно: от этого в значительной степени зависит ее успех. В зависимости от задач определяется форма экспедиции, методы работы, состав и материальное обеспечение. Важной задачей является знакомство с приемами полевой работы. Очень часто экспедиции предпринимаются в рамках учебной практики со студентами и учениками. Несмотря на учебный характер, перед такой экспедицией ставится и научная задача, а также задачи по сбору коллекции. В связи с поставленными задачами руководитель и организация, которая осуществляет научное обеспечение, обязаны провести семинары, на которых детально разрабатываются и объясняются задачи каждого участника экспедиции.
Задачей экспедиции может быть получение данных по той или иной стороне жизни этноса, определенных в основных направлениях этнографических исследований. В этом случае проводится соответствующая теоретическая подготовка (об этом см. ниже).
Экспедиция может ставить перед собой задачу проверить и уточнить уже имеющиеся данные. В этом случае участники экспедиции должны знать, что известно по данному вопросу, что предстоит уточнить, какие проблемы решить и какие пробелы заполнить. При этом нужно помнить, что элементы культуры этноса меняются в этногенезе и по форме, и по содержанию. Поэтому всегда ставится задача получения материалов для сравнительного анализа, позволяющего проследить процессы в этнической культуре, не поддающиеся изучению другими методами.
В связи с развёртыванием стационарных этнографических исследований экспедиции должны ставить своей задачей увязывать результаты стационарных исследований со своими. К примеру, выясняются разнообразные варианты свадебного обряда в разных регионах. Это делает необходимым организацию экспедиции по уточнению элементов свадебного обряда и поиску других вариантов, которые позволяют определить общее в этом обряде и допустимую вариативность без ущерба для этнической культуры.
Важной задачей экспедиции в настоящее время станет выяснение сохранности и живучести традиции в условиях кризиса, а также возврат к традиции: как этот процесс протекает, какие изменения в жизни человека влечет за собой и т.д.
Еще одной задачей экспедиции может быть сбор предметов быта, орудий труда и т.д., то есть составление коллекции. На первый взгляд может показаться, что предметов традиционного быта уже почти не осталось. Это неверно. Опыт экспедиций-практик студентов Брестского государственного университета показал, что традиционный быт никогда полностью не исчезал и никогда не будет вытеснен, пока существует этнос.
Замечено, что урбанизация приводит к появлению вокруг крупных городов (имеются в виду не множество населенных пунктов в Беларуси, которые имеют статус города, а по существу являются тем, что раньше называли местечками – о них особый разговор, и это тоже одна из задач полевой этнографии—изучение местечек) – пояса деревень, тесно связанных с городами. Этот пояс часто охватывает окраины города, островки этого пояса часто вкраплены в городские районы даже в центре. Нужно заметить, что там проживает едва ли не половина населения города, по наблюдениям автора (хотя этот сюжет пока не был объектом систематического исследования, что само по себе громадное упущение). Одним из первых в настоящее время на эти группы людей обратил внимание Л.Н. Гумилев и определил их как субэтнос. Изучение этих субэтносов, их места и роли в этногенезе, особенностей культуры является едва ли не первостепенной задачей полевого этнографа в настоящее время.
Сказанное выше в полной мере относится и к «чистым» горожанам, тем более, что горожане и пригородные субэтносы составляют сейчас большинство. Уже упоминалась работа «Культура и быт городского населения Белоруссии», которая является одной из немногих этнографических работ, посвященных горожанам. К сожалению, авторам пришлось использовать преимущественно социологические методы исследования, что сказалось на результатах. Однако эти результаты реабилитируют сам метод социологии, в значительной степени скомпрометированный заидеологизированной и политизированной социологией недавнего прошлого, да в значительной степенеи и настоящего. На очереди стоит разработка этнографического исследования города, пригорода, местечка.
Кажется неправомерным разделение задач экспедиции на этнографические и лингвистические, наоборот – этнограф просто обязан записывать, скажем, обряды, а там не обойтись без записей текстов на местных диалектах. Поэтому участники экспедиции обязаны владеть методами фонетической записи.
Несмотря на то, что перед экспедицией чаще всего ставится строго определенная задача, участники обязаны фиксировать все без исключения элементы этнической культуры, следовательно, экспедиция по своей природе не может не быть комплексной.
- С.П. Жлоба, и.С. Чернякевич
- Полевая этнография
- (Теория и практика полевых этнографических исследований)
- Издание второе, исправленное и дополненное
- Предисловие ко второму изданию
- Необходимые предварительные замечания
- Этнография, этнология, культурная антропология, теория и практика полевых этнографических исследований в системе наук о человеке
- 4.1. Структура культуры
- 4.2. Изучение интеллектуальной деятельности
- 4.2.1. Труд
- 4.2.2. Рациональные знания
- 4.2.3. Эмоциональное познание
- 4.3. Изучение этики этноса
- 4.3.1. Этическая традиция в мифологии
- 4.3.2. Обычай как реализация традиции
- 4.3.3. Обряды как реализация традиции
- 4.3.4. Передача элементов культуры от поколения к поколению
- 4.3.4.1. Рождение ребенка и его положение в обществе
- 4.3.4.2. Семья в системе передачи элементов культуры этноса
- 4.3.4.3. Система родства и свойства
- 4.3.4.4. Воспитание и обучение
- 5. Организация полевых исследований
- 5.1. Краеведы как база стационарных полевых исследований
- 5.1.1. Формы организации краеведческой работы
- 5.1.2. Проблема подготовки краеведов.
- 5.1.3. Проблема публикации, хранения и использования краеведческих материалов
- 5.2. Этнографические экспедиции
- 5.2.1. Определение задачи экспедиции
- 5.2.2. Выбор формы экспедиции
- 5.2.3. Выбор методов (маршрутный, кустовой, комбинированный)
- 5.2.4. Научная подготовка экспедиции
- 5.2.5. Разработка программы экспедиции, определение состава и распределение обязанностей
- 5.2.6. Материальное обеспечение
- 6. Методы полевых исследований
- 6.1. Предварительные наблюдения и их значение. Полевой дневник
- 6.2. Работа с информаторами
- 6.2.1. Метод опроса
- 6.2.2. Ведение Полевой тетради
- 6.2.3. Фиксация вещественных материалов
- 6.2.4. Методы отбора респондентов
- 6.2.5. Дублирование информации, полученной от респондентов
- 6.3. Сбор этнографических коллекций
- 6.3.1. Виды коллекций
- 6.3.2. Уникальность и типичность экспонатов
- 6.3.3. Легенда вещи
- 6.3.4. Первичная обработка экспонатов в полевых условиях
- 7.Ведение учета и хранение полевых этнографических материалов
- 7.1. Полевые тетради
- 7.2. Полевые дневники
- 7.3. Анкеты и опросники
- 7.4. Графические материалы
- 7.5. Фотоматериалы
- 7.6. Фонограммы
- 7.7.Киноматериалы
- 7.8. Видеозаписи
- 8. Современные научные достижения в полевых этнографических исследованиях
- 8. 1. Комптютер и компьютерное моделирование
- 8.2. Компьютер как инструмент обработки полевых этнографических материалов
- 8.3. Базы данных
- Некоторые особенности полевой работы по отдельным разделам полевых этнографических исследований
- 9.1. Календарные обряды
- 9.2. Система родства и родственные отношения
- 93. Семейные обряды
- 9.4. Организация труда, хозяйство и технологические приемы
- 9.5. Промыслы и ремесла
- 9.6. Одежда
- 9.7. Пища и способы ее производства
- 9.8. Народная медицина
- Картография элементов культуры
- 10.1. Общие сведения о картах и планах
- 10.2. Задачи этнографического картографирования
- 10.3. Принципы и приемы картографирования
- Заключение
- Приложения
- Производными от них являются отношения:
- Населенные пункты, постройки и сооружения
- Железные дороги: одно-, двух- и трехпутные
- Автодороги с покрытием
- Мосты Мосты пешеходные на полевых и лесных дорогах
- Некоторые сокращения для подписей на топографических картах
- Содержание
- Жлоба Сафроний Павлович Чернякевич Ирина Сафроньевна