5.2.4. Научная подготовка экспедиции
В соответствии с задачей, формой и методами экспедиции проводится самая тщательная научная ее подготовка. Во-первых, это изучение литературы по данной проблеме и по данному региону. Например, поставлена задача обследовать варианты свадебного обряда в Ружанской зоне Пружанского района. Знакомство с проблемой нужно начинать с общих работ по обрядности, а затем по свадебной обрядности. Это позволит уточнить круг интересующих нас вопросов. Затем необходимо изучить всё, что написано по свадьбе в этом регионе, и выяснить, на какие элементы обряда и проблемы нужно обратить особое внимание, какие следует уточнить, что можно опустить в связи с достаточно большим материалом, который фиксирует это явление (нужно только помнить, что мы «опускаем» условно: если явление встречается, мы его всё равно обязаны фиксировать). Как правило, достаточно полно зафиксирована «фольклорная» сторона обряда и описаны наиболее характерные элементы – встреча молодых, перепой и т.д. Меньше внимания обращается на детализацию обряда, распределение ролей между участниками и прочее. Выяснив эти обстоятельства, мы можем «развернуть» поставленную задачу в детальный план исследования.
Как видим, научная подготовка ведется параллельно с определением задачи, поисками форм и методов работы и во многом предшествует им. Обязательно подбирается основная литература по вопросу исследования и составляется экспедиционная библиотека. Если есть возможность пользоваться в экспедиции компьютером, то имеющиеся сведения записываются на дискеты.
Ответы на многие вопросы, особенно по орудиям труда, промыслам, ремеслам, искусству, можно найти в музеях. Поэтому необходимо изучение музейных коллекций центральных и местных музеев. При изучении музейных коллекций не нужно упускать из виду, что много вещей и коллекций собиралось музеями С-Петербурга (Эрмитаж, Истории религии и атеизма, Этнографии и др.), Москвы (бывший Государственный Музей Октябрьской революции, Исторический, Политехнический), Вильнюса, Львова, Киева, Кракова, Варшавы. Существует много специализированных музеев (например, в Белостоке Музей Войска, в Москве – Оружейная Палата и др.), а также музеи полузакрытого типа при научных учреждениях и учебных заведениях (таков музей при Институте искусствоведения, этнографии и фольклора АН РБ, музей при университете в Минске и др.). Было создано и создается много местных музеев при школах (например в д. Медно Брестского района, д. Мотоль Ивановского района), или в колхозах (музей хлеба в Каменецком районе и др.). Информация о таких музеях обычно имеется в Областных краеведческих музеях, областных детских турбазах, облоно, управлениях культуры. Поиск нужных коллекций необходимо начать со списка музеев, где могут находиться интересующие материалы. Как правило, участники экспедиции уже знакомы с коллекциями различных музеев, но для уточнения данных необходимо командировать туда одного из будущих участников экспедиции. Меньше знакомы коллекции местных музеев. Желательно с ними тоже познакомиться до экспедиции – это намного облегчит организацию и планирование работ. Очень желательно и эти данные иметь на дискете компьютера.
Успех экспедиции во многом зависит от знания участниками истории края, особенностей культуры. Поэтому нужно организовать (в любой действенной форме) изучение этого предмета. Очень эффективны трех-пятидневные семинары с приглашением краеведов и специалистов из местных музеев. Это позволяет сэкономить время и более эффективно использовать усилия каждого участника экспедиции. Можно пойти и по пути специализации, когда каждый участник экспедиции становится специалистом-консультантом по отдельным вопросам, например, по археологии, по изоискусству, по литературе, по древней истории, по средневековью и т.д. Каждый такой специалист-консультант также записывает свои сведения на дискету, что в дальнейшем позволит получить оперативную консультацию в случае необходимости.
Поскольку этнография группирует вокруг себя все науки о человеке, то необходимо также знание антропологии, истории конфессий в крае, особенностей экономического развития, других направлений краеведческих исследований. Разумеется, очень часто при подготовке экспедиции можно получить только самые общие представления по этим вопросам, они будут уточняться и конкретизироваться в ходе экспедиционных исследований.
Исходя из принятого нами определения, что этнос есть форма существования человека в биосфере, нужно учитывать, что человек живет в строго определенной среде, которая меняется с течением времени. Поэтому необходимо знакомство с географией района, более того, с исторической географией: изменением среды на протяжении существования здесь человека, с изменением и современным состоянием климата, ландшафта, водных ресурсов, путей сообщения. Необходимо также иметь хотя бы первоначальные представления о местных обычаях, связанных с разными сторонами деятельности человека. Это позволит избежать грубых ошибок в общении с людьми, облегчить налаживание контактов с респондентами, так необходимых для успеха экспедиции. Нужно иметь представление и об этническом составе населения, межэтнических контактах и взаимоотношениях.
И, наконец, демографическая ситуация в регионе. Знание ее позволит определить места проведения исследований. Желательно иметь представление и об исторической демографии в регионе. Для этого нужно проработать материалы всех переписей населения, которые проводились в крае. В работе экспедиции придется столкнуться с влиянием города и «городской культуры». Поэтому необходимо заранее иметь представление о степени урбанизации края и о влиянии на него более отдаленных городских центров.
В последние десятилетия были попытки этнографического картографирования, в том числе и в Беларуси. При подготовке экспедиции нужно максимально использовать это обстоятельство и изучить весь имеющийся по данной проблеме картографический материал.
И только на основании такой научной подготовки возможно создание программы экспедиции, в которой будут максимально учтены все направления и методика работы.
- С.П. Жлоба, и.С. Чернякевич
- Полевая этнография
- (Теория и практика полевых этнографических исследований)
- Издание второе, исправленное и дополненное
- Предисловие ко второму изданию
- Необходимые предварительные замечания
- Этнография, этнология, культурная антропология, теория и практика полевых этнографических исследований в системе наук о человеке
- 4.1. Структура культуры
- 4.2. Изучение интеллектуальной деятельности
- 4.2.1. Труд
- 4.2.2. Рациональные знания
- 4.2.3. Эмоциональное познание
- 4.3. Изучение этики этноса
- 4.3.1. Этическая традиция в мифологии
- 4.3.2. Обычай как реализация традиции
- 4.3.3. Обряды как реализация традиции
- 4.3.4. Передача элементов культуры от поколения к поколению
- 4.3.4.1. Рождение ребенка и его положение в обществе
- 4.3.4.2. Семья в системе передачи элементов культуры этноса
- 4.3.4.3. Система родства и свойства
- 4.3.4.4. Воспитание и обучение
- 5. Организация полевых исследований
- 5.1. Краеведы как база стационарных полевых исследований
- 5.1.1. Формы организации краеведческой работы
- 5.1.2. Проблема подготовки краеведов.
- 5.1.3. Проблема публикации, хранения и использования краеведческих материалов
- 5.2. Этнографические экспедиции
- 5.2.1. Определение задачи экспедиции
- 5.2.2. Выбор формы экспедиции
- 5.2.3. Выбор методов (маршрутный, кустовой, комбинированный)
- 5.2.4. Научная подготовка экспедиции
- 5.2.5. Разработка программы экспедиции, определение состава и распределение обязанностей
- 5.2.6. Материальное обеспечение
- 6. Методы полевых исследований
- 6.1. Предварительные наблюдения и их значение. Полевой дневник
- 6.2. Работа с информаторами
- 6.2.1. Метод опроса
- 6.2.2. Ведение Полевой тетради
- 6.2.3. Фиксация вещественных материалов
- 6.2.4. Методы отбора респондентов
- 6.2.5. Дублирование информации, полученной от респондентов
- 6.3. Сбор этнографических коллекций
- 6.3.1. Виды коллекций
- 6.3.2. Уникальность и типичность экспонатов
- 6.3.3. Легенда вещи
- 6.3.4. Первичная обработка экспонатов в полевых условиях
- 7.Ведение учета и хранение полевых этнографических материалов
- 7.1. Полевые тетради
- 7.2. Полевые дневники
- 7.3. Анкеты и опросники
- 7.4. Графические материалы
- 7.5. Фотоматериалы
- 7.6. Фонограммы
- 7.7.Киноматериалы
- 7.8. Видеозаписи
- 8. Современные научные достижения в полевых этнографических исследованиях
- 8. 1. Комптютер и компьютерное моделирование
- 8.2. Компьютер как инструмент обработки полевых этнографических материалов
- 8.3. Базы данных
- Некоторые особенности полевой работы по отдельным разделам полевых этнографических исследований
- 9.1. Календарные обряды
- 9.2. Система родства и родственные отношения
- 93. Семейные обряды
- 9.4. Организация труда, хозяйство и технологические приемы
- 9.5. Промыслы и ремесла
- 9.6. Одежда
- 9.7. Пища и способы ее производства
- 9.8. Народная медицина
- Картография элементов культуры
- 10.1. Общие сведения о картах и планах
- 10.2. Задачи этнографического картографирования
- 10.3. Принципы и приемы картографирования
- Заключение
- Приложения
- Производными от них являются отношения:
- Населенные пункты, постройки и сооружения
- Железные дороги: одно-, двух- и трехпутные
- Автодороги с покрытием
- Мосты Мосты пешеходные на полевых и лесных дорогах
- Некоторые сокращения для подписей на топографических картах
- Содержание
- Жлоба Сафроний Павлович Чернякевич Ирина Сафроньевна