logo
Полевая этнография

9.6. Одежда

Исследование этого элемента этнической культуры – едва ли не самая распространенная тема этнографических работ, поэтому создается впечатление, что по этому сюжету невозможно сказать ничего нового. Тем более, что методика исследований народной одежды – одна из самых устоявшихся. И тем не менее эта отрасль составляет и в настоящее время одну из важнейших задач полевого этнографа. В первую очередь это продиктовано возрождением интереса к этнической культуре. Несмотря на интернациональный характер моды, в последнее время всё чаще конструкторы одежды обращаются к национальным мотивам. Поэтому составление атласов и альбомов образцов народной одежды представляет практический интерес.

В последние десятилетия появилось много образцов псевдонародной одежды, которые использовались в основном как сценическая одежда многочисленных ансамблей песни и пляски. К сожалению, такая псевдобелорусская, псевдорусская, псевдолитовская и т.д. одежда артистов создавала неправильное, искаженное представление не только о костюме, но и о всей этнической культуре народа, от имени которого выступают артисты. В комплексе с приглаженными, выхолощенными «народными» песнями и плясками это способствовало упадку этнической культуры. Возвращение народной песни и народного костюма на сцену, ликвидация их зависимости от вкусов «начальников» невозможны без глубокого и всестороннего изучения этих вопросов, и в первую очередь, «в поле».

Одежда, особенно женская, в значительной степени элемент культуры этноопределяющий. Более того, по украшениям, вышивке, покрою, способу ношения, цветовой гамме в старину совершенно безошибочно узнавали о месте рождения, социальном статусе, семейном положении, возрасте и т.д. любой женщины. Эта традиция не исчезла окончательно, она жива в практике пожилых людей, она имеет тенденцию к возрождению. Здесь тоже возможны и спекуляции, и подделки. Разумеется, это ничего, кроме вреда, этнической культуре не приносит. Полевая этнографическая работа в этом направлении может свести потери до минимума.

В настоящее время традиционное ткачество и способы изготовления одежды активно включают и перерабатывают новые материалы, новые инструменты и технологии. Уже упоминалось о тканях, которые изготавливают на традиционных ставах и кроснах с использованием в качестве утка или основы синтетических нитей. Часто нити окрашиваются, узор получается ярким, насыщенным, фактура ткани оригинальна, «живая», в отличие от скучных, монотонных и тусклых фабричных тканей. Это явление тоже должно стать предметом тщательного изучения. Разумеется, сделать это могут только квалифицированные этнографы, имеющие навык полевой работы.

Одежда часто украшалась вышивкой, аппликацией, дополнительными украшениями. Все они сохраняли сложившиеся в древности узоры и приемы исполнения, имели строго определенные места расположения. Узор в древности носил явно магический характер. Магия, в свою очередь, основывалась на верованиях и, в конечном счете, на мифологии. Расшифровка символики украшений народной одежды будет весьма существенным шагом в реконструкции мифологии, что может стать весьма перспективным направлением полевых этнографических исследований. При этом важно фиксировать все без исключения толкования и объяснения узоров вышивуи или ткачества, не ориентируясь на гипотезы того или иного автора. Даже если такие объяснения кажутся совершенно абсурдными. Сказанное касается также и узоров и орнаментов резьбы по дереву.

Очень важно выяснить динамику, изменение во времени материалов, из которых одежда изготавливалась, приемов изготовления, образцов кроя одежды, а также степень специализации изготовления одежды: что изготавливалось в семье, кто из членов семьи занимался этим делом, были ли специалисты в населенном пункте, которые работали на заказ и, если да, то какое место это занятие занимало в доходах семьи.

В 19–ом и начале 20–го века распространенным явлением был наём отдельной семьей специалиста – сапожника или портного, который обшивал всю семью или шил для всей семьи кожаную обувь. Обычно такое «мероприятие» семья могла позволить себе один-два, редко три раза за срок своего существования. Специалист жил в семье, которую обшивал, столько времени, сколько необходимо было для завершения работы. С развалом системы бытового обслуживания наблюдается тенденция к возрождению этого традиционного приема организации труда. Поэтому изучение этого явления также представляет значительный интерес.

Определенные направления не являются, конечно, единственными, однако, как уже говорилось, остальные направления более или менее разработаны в этнографической литературе, поэтому повторяться не имеет смысла.

Для запоминания:

  1. Изучение традиционной одежды – это изучение процесса, закономерности которого далеко еще не выявлены. И это не только смена покроев и моды, это и изменения в технологии изготовления материалов для одежды, и изменения в организации труда, изучение которых весьма актуально.

  2. Украшения одежды вышивкой и аппликацией, а также дополнительные предметы украшения одежды имеют древнее происхождение и связаны с магией и мифологией.

  3. Элементы одежды часто являлись и являются этноопределяющим признаком, что повышает значение изучения этого элемента этнической культуры.

Рекомендуемая литература:

Молчанова Л.А. Материальная культура белорусов. Мн., 1968.

Маслова Г.С. Народная одежда русских, украинцев и белорусов. Восточнославянский этнографический сборник. М., 1956.

Беларускае народнае адзенне. Мн., 1975.

Беларускі народны арнамент. Мн., 1996.

Фадзеева В.Я. Беларуская народная вышыўка. Мн., 1991.

Фадзеева В.Я. Беларускі рушнік. Мн., 1994.

Древняя одежда народов Восточной Европы. М., 1986.

Равдоникас Т.Д. Очерки по истории одежды населения Северо-Западного Кавказа. Л., 1990.

Супрун А., Филановский Г. Почему мы так одеты. М., 1990.

Этнаграфія беларусі. Энцыклапедыя. Мн., 1989.

Голан Р. Миф и символ. М. – Иерусалим, 1992.

Кацар