6.3.3. Легенда вещи
Все вещи фиксируются в особой тетради под теми номерами, под которыми они записаны в коллекционную опись. Вещи, приобретенные от одного владельца, фиксируются под одним номером с буквенной индексацией (напр., 3а, 3б, 3в и т.д.). В тетради записываются краткие сведения о вещи, которые в этнографической практике называют легендой. Обязательно указать следующее:
а) место приобретения и дата;
б) полное имя владельца;
в) имя, возраст и место жительства тех, кто пользовался вещью;
г) имя человека, который вещь изготовил, и время изготовления;
д) место жительства изготовителя вещи;
е) местное название;
ж) название, принятое в этнографической литературе;
з) назначение и способ употребления. Если вещь употреблялась в сложных технологических процессах, то дать схему процесса и указать в ней место вещи;
и) краткое описание предмета: его конструкция, материалы, из которых изготовлена, при помощи каких инструментов, технология изготовления, марки, знаки, клейма, надписи, печати, гербы и т.д., ремонт, реконструкции и переделки, другие данные, касающиеся истории предмета.
Нужно помнить, что существует много форм научных паспортов, поэтому заполнять бланки в полевых условиях нецелесообразно. Тем более, что многие детали могут ускользнуть от внимания исследователя в жестком ритме работы в поле. Если исследователь работает на определенный музей, то в виде исключения легенду можно записать в паспорт, заполняя его карандашом.
При первой возможности вещи передаются в музей либо в соответствующее научное учреждение, где они подвергаются последующей научной обработке.
Часто случается, что владелец не желает расставаться с вещью, имеющей несомненную научную ценность. Тогда необходимо ее сфотографировать, зарисовать, как можно более точно и подробно описать, указав полное имя владельца и его точный адрес, а потом передать эти сведения в музей для взятия вещи на учет.
Попадаются случаи, когда можно приобрести заготовки и полуфабрикаты. Не следует ими пренебрегать. Во время одной из экспедиций попалась заготовка обода деревянного колеса, которая раскрывает суть технологии. Сейчас этот предмет в музее университета. Не нужно брезговать также и деталями предметов, по которым можно воссоздать весь предмет. Скажем, корыто и ножки «точила» совершенно сгнили, но камень точильный, насаженный на кованую железную ось с рукояткой, сохранился. По этой детали вполне можно реконструировать весь инструмент. Если детали предмета сгнили и не поддаются реставрации, их всё равно нужно брать: по их образцу можно изготовить точную копию.
- С.П. Жлоба, и.С. Чернякевич
- Полевая этнография
- (Теория и практика полевых этнографических исследований)
- Издание второе, исправленное и дополненное
- Предисловие ко второму изданию
- Необходимые предварительные замечания
- Этнография, этнология, культурная антропология, теория и практика полевых этнографических исследований в системе наук о человеке
- 4.1. Структура культуры
- 4.2. Изучение интеллектуальной деятельности
- 4.2.1. Труд
- 4.2.2. Рациональные знания
- 4.2.3. Эмоциональное познание
- 4.3. Изучение этики этноса
- 4.3.1. Этическая традиция в мифологии
- 4.3.2. Обычай как реализация традиции
- 4.3.3. Обряды как реализация традиции
- 4.3.4. Передача элементов культуры от поколения к поколению
- 4.3.4.1. Рождение ребенка и его положение в обществе
- 4.3.4.2. Семья в системе передачи элементов культуры этноса
- 4.3.4.3. Система родства и свойства
- 4.3.4.4. Воспитание и обучение
- 5. Организация полевых исследований
- 5.1. Краеведы как база стационарных полевых исследований
- 5.1.1. Формы организации краеведческой работы
- 5.1.2. Проблема подготовки краеведов.
- 5.1.3. Проблема публикации, хранения и использования краеведческих материалов
- 5.2. Этнографические экспедиции
- 5.2.1. Определение задачи экспедиции
- 5.2.2. Выбор формы экспедиции
- 5.2.3. Выбор методов (маршрутный, кустовой, комбинированный)
- 5.2.4. Научная подготовка экспедиции
- 5.2.5. Разработка программы экспедиции, определение состава и распределение обязанностей
- 5.2.6. Материальное обеспечение
- 6. Методы полевых исследований
- 6.1. Предварительные наблюдения и их значение. Полевой дневник
- 6.2. Работа с информаторами
- 6.2.1. Метод опроса
- 6.2.2. Ведение Полевой тетради
- 6.2.3. Фиксация вещественных материалов
- 6.2.4. Методы отбора респондентов
- 6.2.5. Дублирование информации, полученной от респондентов
- 6.3. Сбор этнографических коллекций
- 6.3.1. Виды коллекций
- 6.3.2. Уникальность и типичность экспонатов
- 6.3.3. Легенда вещи
- 6.3.4. Первичная обработка экспонатов в полевых условиях
- 7.Ведение учета и хранение полевых этнографических материалов
- 7.1. Полевые тетради
- 7.2. Полевые дневники
- 7.3. Анкеты и опросники
- 7.4. Графические материалы
- 7.5. Фотоматериалы
- 7.6. Фонограммы
- 7.7.Киноматериалы
- 7.8. Видеозаписи
- 8. Современные научные достижения в полевых этнографических исследованиях
- 8. 1. Комптютер и компьютерное моделирование
- 8.2. Компьютер как инструмент обработки полевых этнографических материалов
- 8.3. Базы данных
- Некоторые особенности полевой работы по отдельным разделам полевых этнографических исследований
- 9.1. Календарные обряды
- 9.2. Система родства и родственные отношения
- 93. Семейные обряды
- 9.4. Организация труда, хозяйство и технологические приемы
- 9.5. Промыслы и ремесла
- 9.6. Одежда
- 9.7. Пища и способы ее производства
- 9.8. Народная медицина
- Картография элементов культуры
- 10.1. Общие сведения о картах и планах
- 10.2. Задачи этнографического картографирования
- 10.3. Принципы и приемы картографирования
- Заключение
- Приложения
- Производными от них являются отношения:
- Населенные пункты, постройки и сооружения
- Железные дороги: одно-, двух- и трехпутные
- Автодороги с покрытием
- Мосты Мосты пешеходные на полевых и лесных дорогах
- Некоторые сокращения для подписей на топографических картах
- Содержание
- Жлоба Сафроний Павлович Чернякевич Ирина Сафроньевна