7.Ведение учета и хранение полевых этнографических материалов
Для этнографов вопросы ведения, учета и хранение полевых этнографических материалов являются равноценными полевым исследованиям. Ибо только стандартизация правил ведения полевой документации, правильный учет и хорошо налаженная система хранения документации, графических и фотоматериалов делают их доступными для исследователей, непосредственно не принимавших участия в данных полевых исследованиях. Это превращает полевые материалы не в мертвый груз экспозиций и залежи материалов экспедиций, разбросанных по архивам, музеям, кафедрам, а в живой научный факт, который будет осмысливать не одно поколение исследователей.
Существующая система учета и хранения полевых материалов не соответствует изложенным выше задачам этнографических исследований. Кроме того, полевые исследования, являясь интеллектуальной собственностью, при существующей системе практически не защищены. Поэтому встает вопрос не только о сохранности, доступности полевых материалов, но также и об охране прав исследователей. Предлагаемая глава является не только и не столько констатацией существующего положения, сколько попыткой понять, что можно сделать и как организовать жизнь материалов полевых исследований после их завершения.
Здесь возможно несколько принципов. Несомненно, что наиболее фундаментальные исследования этносов должны координироваться из одного национального центра – академического института, и полевые материалы таких исследований должны сосредотачиваться именно там. Однако они должны стать открытыми, доступными другим исследователям после окончания цикла полевых исследований и публикации их материалов, а для этого должны быть соответствующим образом оформлены и размещены. Если такие учреждения финансируются государством, то доступ к ним должен быть бесплатным всем гражданам государства.
Исследования региональные лучше концентрировать при кафедрах региональных университетов и пединститутов, а также в музеях. Принципы пользования те же, если финансирование осуществляется не из местного бюджета. В последнем случае исследователи из других регионов должны оплачивать услуги по использованию материалов учреждению, которое хранит и предоставляет эти материалы.
Концентрация таких материалов возможна в архивах, библиотеках, хранилищах при кафедрах. В идеале, конечно, лучше создание таких специализированных хранилищ при кафедрах или музеях на правах филиалов архивов, которые уже накопили богатый опыт работы с документальным материалом.
- С.П. Жлоба, и.С. Чернякевич
- Полевая этнография
- (Теория и практика полевых этнографических исследований)
- Издание второе, исправленное и дополненное
- Предисловие ко второму изданию
- Необходимые предварительные замечания
- Этнография, этнология, культурная антропология, теория и практика полевых этнографических исследований в системе наук о человеке
- 4.1. Структура культуры
- 4.2. Изучение интеллектуальной деятельности
- 4.2.1. Труд
- 4.2.2. Рациональные знания
- 4.2.3. Эмоциональное познание
- 4.3. Изучение этики этноса
- 4.3.1. Этическая традиция в мифологии
- 4.3.2. Обычай как реализация традиции
- 4.3.3. Обряды как реализация традиции
- 4.3.4. Передача элементов культуры от поколения к поколению
- 4.3.4.1. Рождение ребенка и его положение в обществе
- 4.3.4.2. Семья в системе передачи элементов культуры этноса
- 4.3.4.3. Система родства и свойства
- 4.3.4.4. Воспитание и обучение
- 5. Организация полевых исследований
- 5.1. Краеведы как база стационарных полевых исследований
- 5.1.1. Формы организации краеведческой работы
- 5.1.2. Проблема подготовки краеведов.
- 5.1.3. Проблема публикации, хранения и использования краеведческих материалов
- 5.2. Этнографические экспедиции
- 5.2.1. Определение задачи экспедиции
- 5.2.2. Выбор формы экспедиции
- 5.2.3. Выбор методов (маршрутный, кустовой, комбинированный)
- 5.2.4. Научная подготовка экспедиции
- 5.2.5. Разработка программы экспедиции, определение состава и распределение обязанностей
- 5.2.6. Материальное обеспечение
- 6. Методы полевых исследований
- 6.1. Предварительные наблюдения и их значение. Полевой дневник
- 6.2. Работа с информаторами
- 6.2.1. Метод опроса
- 6.2.2. Ведение Полевой тетради
- 6.2.3. Фиксация вещественных материалов
- 6.2.4. Методы отбора респондентов
- 6.2.5. Дублирование информации, полученной от респондентов
- 6.3. Сбор этнографических коллекций
- 6.3.1. Виды коллекций
- 6.3.2. Уникальность и типичность экспонатов
- 6.3.3. Легенда вещи
- 6.3.4. Первичная обработка экспонатов в полевых условиях
- 7.Ведение учета и хранение полевых этнографических материалов
- 7.1. Полевые тетради
- 7.2. Полевые дневники
- 7.3. Анкеты и опросники
- 7.4. Графические материалы
- 7.5. Фотоматериалы
- 7.6. Фонограммы
- 7.7.Киноматериалы
- 7.8. Видеозаписи
- 8. Современные научные достижения в полевых этнографических исследованиях
- 8. 1. Комптютер и компьютерное моделирование
- 8.2. Компьютер как инструмент обработки полевых этнографических материалов
- 8.3. Базы данных
- Некоторые особенности полевой работы по отдельным разделам полевых этнографических исследований
- 9.1. Календарные обряды
- 9.2. Система родства и родственные отношения
- 93. Семейные обряды
- 9.4. Организация труда, хозяйство и технологические приемы
- 9.5. Промыслы и ремесла
- 9.6. Одежда
- 9.7. Пища и способы ее производства
- 9.8. Народная медицина
- Картография элементов культуры
- 10.1. Общие сведения о картах и планах
- 10.2. Задачи этнографического картографирования
- 10.3. Принципы и приемы картографирования
- Заключение
- Приложения
- Производными от них являются отношения:
- Населенные пункты, постройки и сооружения
- Железные дороги: одно-, двух- и трехпутные
- Автодороги с покрытием
- Мосты Мосты пешеходные на полевых и лесных дорогах
- Некоторые сокращения для подписей на топографических картах
- Содержание
- Жлоба Сафроний Павлович Чернякевич Ирина Сафроньевна