logo
Полевая этнография

4.3.4.1. Рождение ребенка и его положение в обществе

Отношение к ребенку и положение его в обществе связано с отношением к родительству и отражается через него. Поэтому полевому этнографу придется фиксировать отношение к родительству как со стороны самих родителей, так и со стороны других людей. Известно, что эти отношения также не остаются неизменными на разных этапах жизни этноса. Поэтому важно фиксировать эти отношения для разных этапов этногенеза. Рождение ребенка всегда сопровождается множеством обрядов и поверий. Ими же обставлен и каждый шаг беременной и роженицы. Полевому этнографу нужно тщательно фиксировать все такие обряды и поверья. Важно также отмечать роль и поведение мужчин, в первую очередь отца, а затем всех родственников.

Ребенок с появлением на свет автоматически включается в сложную систему родственных отношений. Поэтому необходимо по возможности тщательнее фиксировать, как воспринимают его появление и формально проявляют отношение родственники разного пола, разного возраста и разных степеней родства. Очень важно выяснить, как подбираются крестные родители, какие их обязанности и права по отношению к ребенку в разные периоды его жизни. Самым ярким для родителей и родственников ребенка событием являются кресьбины. Описание их – весьма трудоёмкая и кропотливая работа, поскольку и здесь существует множество вариантов, зачастую связанных с чисто семейным вариантом традиции. Необходимо помнить, что в семейном проявлении традиция не перестает быть этнической. Задача этнографа и этнолога состоит не только в фиксации семейной традиции, но и в выяснении тех границ, в которых возможно изменение этнической традиции в семейной.

Существенными являются также обряды и поверья, связанные с первым и последующими купаниями ребенка, стрижкой волос, ногтей. Как правило, эти события являются отражением самых архаичных пластов этнической культуры. Поэтому они могут также служить элементами, по которым возможна реконструкция мифологии. Например, полесская легенда, которая касается стрижки ногтей. Оказывается, подстриженные ногти нельзя выбрасывать. Человек на протяжении всей жизни бросает их за пазуху. Разумеется, они оттуда теряются, но это в расчет не принимается. После смерти душа человека должна попасть в рай (или страну мертвых). Страна эта представлялась большим островом посреди непроходимого болота. Попасть туда душа могла только сделав гать. И чем больше грешил человек при жизни, тем больше нужно было строительного материала для гати. А таким строительным материалом и были ногти, которые душа умершего доставала из-за пазухи. Там их ровно столько, сколько скопилось за жизнь. И даже самому большому грешнику ногтей хватало, если он их аккуратно складывал за пазуху. Если ногти при жизни не собирались, то душе приходилось искать их там, где при жизни человек их обронил. Эти поиски сопровождались большими страданиями души и причиняли неудобство живым.

Здесь у нас целый пласт представлений о душе, о загробном мире, о предписанных нормах поведения и т.д. Перед нами, выражаясь языком археологии, многослойный памятник, изучение которого дает наиболее интересные результаты. Полевые этнографические материалы как раз по большей части и являются такими «многослойными» памятниками.

Важно также изменение отношения к ребенку с его переходом в последующие возрастные группы со стороны общества, а также и то, какие возрастные группы выделяются в данном обществе, как такие переходы отражаются на поведении детей, а также как они проявляются внешне – в одежде, в головных уборах, украшениях, в участии в работах, в распределении доходов, в развлечениях и т.д.