4.3.4.1. Рождение ребенка и его положение в обществе
Отношение к ребенку и положение его в обществе связано с отношением к родительству и отражается через него. Поэтому полевому этнографу придется фиксировать отношение к родительству как со стороны самих родителей, так и со стороны других людей. Известно, что эти отношения также не остаются неизменными на разных этапах жизни этноса. Поэтому важно фиксировать эти отношения для разных этапов этногенеза. Рождение ребенка всегда сопровождается множеством обрядов и поверий. Ими же обставлен и каждый шаг беременной и роженицы. Полевому этнографу нужно тщательно фиксировать все такие обряды и поверья. Важно также отмечать роль и поведение мужчин, в первую очередь отца, а затем всех родственников.
Ребенок с появлением на свет автоматически включается в сложную систему родственных отношений. Поэтому необходимо по возможности тщательнее фиксировать, как воспринимают его появление и формально проявляют отношение родственники разного пола, разного возраста и разных степеней родства. Очень важно выяснить, как подбираются крестные родители, какие их обязанности и права по отношению к ребенку в разные периоды его жизни. Самым ярким для родителей и родственников ребенка событием являются кресьбины. Описание их – весьма трудоёмкая и кропотливая работа, поскольку и здесь существует множество вариантов, зачастую связанных с чисто семейным вариантом традиции. Необходимо помнить, что в семейном проявлении традиция не перестает быть этнической. Задача этнографа и этнолога состоит не только в фиксации семейной традиции, но и в выяснении тех границ, в которых возможно изменение этнической традиции в семейной.
Существенными являются также обряды и поверья, связанные с первым и последующими купаниями ребенка, стрижкой волос, ногтей. Как правило, эти события являются отражением самых архаичных пластов этнической культуры. Поэтому они могут также служить элементами, по которым возможна реконструкция мифологии. Например, полесская легенда, которая касается стрижки ногтей. Оказывается, подстриженные ногти нельзя выбрасывать. Человек на протяжении всей жизни бросает их за пазуху. Разумеется, они оттуда теряются, но это в расчет не принимается. После смерти душа человека должна попасть в рай (или страну мертвых). Страна эта представлялась большим островом посреди непроходимого болота. Попасть туда душа могла только сделав гать. И чем больше грешил человек при жизни, тем больше нужно было строительного материала для гати. А таким строительным материалом и были ногти, которые душа умершего доставала из-за пазухи. Там их ровно столько, сколько скопилось за жизнь. И даже самому большому грешнику ногтей хватало, если он их аккуратно складывал за пазуху. Если ногти при жизни не собирались, то душе приходилось искать их там, где при жизни человек их обронил. Эти поиски сопровождались большими страданиями души и причиняли неудобство живым.
Здесь у нас целый пласт представлений о душе, о загробном мире, о предписанных нормах поведения и т.д. Перед нами, выражаясь языком археологии, многослойный памятник, изучение которого дает наиболее интересные результаты. Полевые этнографические материалы как раз по большей части и являются такими «многослойными» памятниками.
Важно также изменение отношения к ребенку с его переходом в последующие возрастные группы со стороны общества, а также и то, какие возрастные группы выделяются в данном обществе, как такие переходы отражаются на поведении детей, а также как они проявляются внешне – в одежде, в головных уборах, украшениях, в участии в работах, в распределении доходов, в развлечениях и т.д.
- С.П. Жлоба, и.С. Чернякевич
- Полевая этнография
- (Теория и практика полевых этнографических исследований)
- Издание второе, исправленное и дополненное
- Предисловие ко второму изданию
- Необходимые предварительные замечания
- Этнография, этнология, культурная антропология, теория и практика полевых этнографических исследований в системе наук о человеке
- 4.1. Структура культуры
- 4.2. Изучение интеллектуальной деятельности
- 4.2.1. Труд
- 4.2.2. Рациональные знания
- 4.2.3. Эмоциональное познание
- 4.3. Изучение этики этноса
- 4.3.1. Этическая традиция в мифологии
- 4.3.2. Обычай как реализация традиции
- 4.3.3. Обряды как реализация традиции
- 4.3.4. Передача элементов культуры от поколения к поколению
- 4.3.4.1. Рождение ребенка и его положение в обществе
- 4.3.4.2. Семья в системе передачи элементов культуры этноса
- 4.3.4.3. Система родства и свойства
- 4.3.4.4. Воспитание и обучение
- 5. Организация полевых исследований
- 5.1. Краеведы как база стационарных полевых исследований
- 5.1.1. Формы организации краеведческой работы
- 5.1.2. Проблема подготовки краеведов.
- 5.1.3. Проблема публикации, хранения и использования краеведческих материалов
- 5.2. Этнографические экспедиции
- 5.2.1. Определение задачи экспедиции
- 5.2.2. Выбор формы экспедиции
- 5.2.3. Выбор методов (маршрутный, кустовой, комбинированный)
- 5.2.4. Научная подготовка экспедиции
- 5.2.5. Разработка программы экспедиции, определение состава и распределение обязанностей
- 5.2.6. Материальное обеспечение
- 6. Методы полевых исследований
- 6.1. Предварительные наблюдения и их значение. Полевой дневник
- 6.2. Работа с информаторами
- 6.2.1. Метод опроса
- 6.2.2. Ведение Полевой тетради
- 6.2.3. Фиксация вещественных материалов
- 6.2.4. Методы отбора респондентов
- 6.2.5. Дублирование информации, полученной от респондентов
- 6.3. Сбор этнографических коллекций
- 6.3.1. Виды коллекций
- 6.3.2. Уникальность и типичность экспонатов
- 6.3.3. Легенда вещи
- 6.3.4. Первичная обработка экспонатов в полевых условиях
- 7.Ведение учета и хранение полевых этнографических материалов
- 7.1. Полевые тетради
- 7.2. Полевые дневники
- 7.3. Анкеты и опросники
- 7.4. Графические материалы
- 7.5. Фотоматериалы
- 7.6. Фонограммы
- 7.7.Киноматериалы
- 7.8. Видеозаписи
- 8. Современные научные достижения в полевых этнографических исследованиях
- 8. 1. Комптютер и компьютерное моделирование
- 8.2. Компьютер как инструмент обработки полевых этнографических материалов
- 8.3. Базы данных
- Некоторые особенности полевой работы по отдельным разделам полевых этнографических исследований
- 9.1. Календарные обряды
- 9.2. Система родства и родственные отношения
- 93. Семейные обряды
- 9.4. Организация труда, хозяйство и технологические приемы
- 9.5. Промыслы и ремесла
- 9.6. Одежда
- 9.7. Пища и способы ее производства
- 9.8. Народная медицина
- Картография элементов культуры
- 10.1. Общие сведения о картах и планах
- 10.2. Задачи этнографического картографирования
- 10.3. Принципы и приемы картографирования
- Заключение
- Приложения
- Производными от них являются отношения:
- Населенные пункты, постройки и сооружения
- Железные дороги: одно-, двух- и трехпутные
- Автодороги с покрытием
- Мосты Мосты пешеходные на полевых и лесных дорогах
- Некоторые сокращения для подписей на топографических картах
- Содержание
- Жлоба Сафроний Павлович Чернякевич Ирина Сафроньевна