logo
Полевая этнография

4.3.1. Этическая традиция в мифологии

Очень часто те или иные нормы поведения людей объясняются легендами, которые по существу являются остатками древних мифов. Поэтому важно фиксировать все, даже самые, казалось бы, незначительные и нелогичные толкования правил поведения. Нужно помнить, что мифология обладает структурой, сходной со структурой живого организма, и потому постоянно меняется. Более того, миф живет во множестве форм и вариантов.

Конечно, миф нельзя определить как архаичное повествование о богах и героях, за которым стоит фантастическое представление о мире, об управляющих им богах и духах. Проблема мифа и мифологии – одна из ведущих в этнографии, этнологии и культурной антропологии. Поэтому и определений мифа великое множество. Конечно же, эти определения отражают те задачи, которые ставят исследователи и данная отрасль знаний. Для полевого этнографа миф – отражение целостного восприятия мира, конструктивного, созидающего подхода к его познанию. В этой связи важно, что миф соприкасается с другими элементами культуры, в частности с религией и наукой.

Многие легенды о христианских святых несут на себе черты сказаний о славянских божествах, а то и просто языческие сказания с измененными названиями божеств на христианских святых (например, Илия часто отождествляется с Перуном, а Никола – со Стрибогом и т.д.). Это хорошо видно на примере некоторых апокрифов, а также легенд, к примеру, из собрания А.Н. Афанасьева. Ярким примером могут быть и толкования некоторых элементов календарных обрядов у восточных славян: на Коляды класть под скатерть сено нужно потому, что в яслях, на сене, родился Иисус Христос.

Запись сохранившихся легенд о святых представляется очень важным делом.

Еще одно замечание. Нужно помнить, что, записывая мифологический сюжет, этнограф поступает так же, как и зоолог, который препарирует очередную бабочку и помещает ее в свою коллекцию. Вид, к которому принадлежит бабочка, продолжал существовать во множестве вариантов, менялся, а ученые судили о нем по умерщвленному экземпляру, который, конечно же, мог дать определенное представление о виде. Но это не может заменить изучение вида в его естественном состоянии. Так и с мифологией. Хорошо сохраненная, зафиксированная древнегреческая мифология есть не что иное, как такая же бабочка из коллекции, и она не может заменить живой мифологии при ее изучении. Поэтому и представляется таким необходимым полевое изучение этого феномена человеческой культуры, пусть в остатках и фрагментах, дошедших до нашего времени.

Мифотворчество – явление многоликое и постоянное, оно сопровождает человека на протяжении всей его истории. Видимо через него, как через передаточное звено реализуется, интеллектуальная деятельность. С другой стороны, благодаря своей природе мифотворчество, которое всегда имеет выход на практику, позволяет управлять человеческими сообществами. Неважно, будет ли это коммунистическая идея, идея Царства Божьего на Земле, идея общества потребления или еще что-то, – природа мифа, который лежит в основе общественной практики, всегда одинакова. Корни ее в интеллектуальной деятельности, ибо последняя не может существовать без мифотворчества. В настоящее время представляют интерес многочисленные «Святые» письма, легенды о современных чудесных исцелениях, слухи о конце света в определенные календарные сроки и т.д. Думается, что появление феноменов типа «Белого братства» во многом подготовлено таким мифотворчеством. Тем более, что такие организации всегда пытаются формализовать и канонизировать определенную часть мифологии, используя для этого элементы формальной логики, математики, каббалистики и другие элементы человеческой культуры. Часто привлекаются элементы экзотерических религий и верований, в основном восточных.

Нужно обратить внимание и на то обстоятельство, что многие стороны современной жизни общества неизбежно связаны с мифотворчеством. Ниже, при рассмотрении методов исследования обрядов, мы еще вернемся к этому вопросу.

Совершенно очевидно, что мифология разных этносов живет по одинаковым законам и является универсальной формой фиксации традиции в сознании и на подсознательном уровне. Традиция есть такое же абстрактное понятие, как энергия, материя и т.д., и может выступать, проявляться, реализовываться через мифологию, обычаи и обряды. Значит, изучение, фиксация мифологии – это изучение традиции, которая оправдывает и освящает нравственность, мораль.

Технология сбора и фиксации материалов по мифологии весьма трудоемка и сложна. Мы имеем дело не с «пережитками», а с живой системой. Поэтому нужно фиксировать не только легенды, объясняющие те или иные явления или поступки, но и «рациональные» объяснения этих явлений, которые пришли на смену «легендарным». Ибо выделить, рафинировать мифологию возможно только из умерших ее элементов или таких, которые уже потеряли свое «рациональное значение». Например, теория «теплорода», или «флогистона». Она была осознана как «научный миф» после того, как была опровергнута. Но на ее основе были открыты законы Шарля, Бойля – Мариотта, Гей-Люссака. А последние являются научными фактами.

Точно так же нужно расценивать социально-политические теории, философские и религиозные концепции. Поэтому этнографу совершенно необходимо фиксировать их преломление, интерпретацию в этнической культуре.

Для запоминания:

1. Без изучения этнической морали, которая является структурообразующим элементом культуры, понимание этноса и этнической культуры принципиально невозможно.

2. Первые обоснования морали содержатся в самых древних мифах. Мифология как обоснование нравственных норм не потеряла своего значения до настоящего времени.

3. Мифология тесно связана с религией и другими элементами культуры и является непременным элементом современных этнических культур.

Рекомендуемая литература:

Мифы народов мира. В 2-х т. М.: Советская энциклопедия, 1980-1981.

Леви-Строс К. Структурная антропология. М.: Наука, 1983.

Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. Л.: ЛГУ, 1986.

Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М.: Политиздат, 1991.

Мелетинский Г.М. Поэтика мифа. М.: Наука, 1976.