logo
Полевая этнография

4.2. Изучение интеллектуальной деятельности

Из сказанного выше следует, что выделение структурообразующих и функциональных элементов возможно только в модели. Разумеется, и сама модель не более, чем абстракция, более или менее адекватно отражающая реальные процессы. Но уже на этом этапе моделирования ясно, что не только структура не может существовать без любого структурообразующего элемента, но и сами структурообразующие элементы, как следствие, немыслимы друг без друга, более того – без функциональных элементов они теряют смысл. Поэтому и в полевой работе этнограф должен фиксировать то или иное явление культуры в как можно большей полноте и богатстве его связей. Только в этом случае полевые материалы могут быть использованы для построения адекватной модели. Это, в первую очередь, относится к изучению интеллектуальной деятельности.