Заключение
Предложенная работа является скорее учебно-методическим пособием по сбору и обработке этнографических материалов, чем систематическим учебником. Существование такого систематического учебника по указанному предмету вообще проблематично, ибо полевые этнографические исследования являются в значительной степени искусством добывания данных о явлениях, которые превращаются в этнографические, этнологические, антропологические научные факты усилиями многих исследователей.
Совершенно очевидно, и в этом нужно согласится с К. Леви-Стросом, что любой исследователь – этнолог или антрополог – должен владеть методами полевых этнографических исследований, должен сам пройти этот трудный, но интересный и плодотворный путь. Нет нужды говорить, что все современные крупные этнологи и антропологи, все выдающиеся исследователи прошлого прошли через практику полевой работы. Понимая всё несовершенство предлагаемого пособия, настоятельно рекомендуем читать полевые материалы выдающихся исследователей прошлого и изучать собранные ими коллекции, которые хранятся в музеях, институтах, частных собраниях. Это даёт возможность проникнуть в секреты мастерства исследователей прошлого и пополнить свой методический багаж.
Существует ошибочное мнение, что полевому исследователю, как поставщику «сырых фактов», совершенно не обязательно глубоко разбираться в различных направлениях и школах этнологии и антропологии. Такое представление не только ошибочно, но и крайне вредно. История этнографических знаний показала, что только полевые исследователи оказались в состоянии выработать плодотворные и жизнеспособные концепции этнологии, смогли положить начало новым направлениям и стать во главе школ этнологии и антропологии. Поэтому для полевого исследователя необходимо не только знакомство, но и глубокое изучение основных школ и направлений этнологии и антропологии. У них уже есть разработанные методики исследований по определенным направлениям, которые полевой исследователь может использовать, критически переосмыслив. Это дает возможность исследователю не изобретать постоянно велосипед, а совершенствовать старые методики и разрабатывать новые, т.к. серьезные полевые исследования чаще всего являются толчком к пересмотру, ревизии существующих школ и направлений этнографии, к возникновению новых. Для этого нужно хорошо знать уже существующие. А это значит, что в подготовку полевого исследователя должна входить серьезная общетеоретическая подготовка. Изучение школ и направлений этнографии лучше всего осуществлять через знакомство с работами лучших представителей этих школ. Но здесь явная нехватка соответствующей литературы. Думается, что издателям нужно вернуть этот долг этнографам.
В пособии сделана попытка теоретического обоснования необходимости полевых этнографических исследований в настоящее время. Это обоснование актуально, ибо создается впечатление, что в полевых исследованиях уже не приходится ожидать существенных результатов, так как практически всё давно открыто и описано. Необходимость полевых этнографических исследований обоснована с точки зрения генетической антропологии и вывод однозначен: полевые этнографические исследования должны быть постоянными, их не только нельзя сворачивать, но и нужно расширять хотя бы для того, чтобы наверстать то, что упущено в годы господства так называемой советской школы этнографии, которая просто боялась полевой работы. А поскольку такое теоретическое обоснование предпринимается впервые в отечественной этнографической литературе, то ему пришлось отвести значительное место в пособии. Надеемся, что этот шаг будет понят и оправдан читателями.
Методики сбора и обработки полевых материалов, как они изложены в пособии, ни в коей мере не являются догмой. Они предполагают существование множества вариантов, которые применяются в зависимости от условий работы полевого исследователя, конкретной ситуации, характера и пристрастий самого исследователя. Но на одно обстоятельство хочется обратить внимание. Это касается унификации отчетности и методов хранения и использования полевых этнографических материалов для облегчения их введения в научный оборот, а также для совершенствования защиты авторских прав исследователей.
В пособии сделана попытка изложить основные принципы и проблемы картографирования. Причина этого ясна. Картографирование элементов этнической культуры является первоочередной задачей. К сожалению, специальная подготовка этнографов по этим вопросам вообще не ведется. Поэтому в пособии пришлось дать соответствующий раздел по возможности исчерпывающе, и он с неизбежностью является компилятивным.
Понимая, что недостатков у пособия великое множество, мы всё–таки рискуем выпустить его в свет ввиду острой потребности в таком пособии и отсутствии подобного в нашей исторической литературе. Будем очень благодарны за все замечания и пожелания, высказанные в адрес пособия. Потребность во втором издании была продиктована тем, что пособие было чрезвычайно востребовано как студентами, так и учителями, которые руководят этнографическими кружками в школах. По сравнению с первым изданием несколько расширены материалы глав, посвященных отдельным направлениям полевой этнографической работы в связи с новыми тенденциями в развитии исследуемых явлений.
Возможно, в некоторых положениях и выводах пособие устарело, особенно в той его части, которая касается использования технических средств и способов фиксации полевых материалов, их хранения и использования. Однако для рядового исследователя, работающего в наших условиях, эти данные и технологии не устареют по крайней мере еще добрый десяток лет, а многие из кажущихся нам устаревшими технических средств большинству исследователей недоступны до сих пор. Даже простой диктофон часто является дефицитным предметом, не говоря уже о компьютерах и лазерных дисках, поэтому утверждать, что для Беларуси многие положения пособия устарели, явно преждевременно.
Это, конечно же, не снимает задачи разработки новых методик, основанных на применении новой техники и технологий фиксации аудио- и видеоматериалов, а также достижений в организации музейного и архивного дела. Эта работа будет проводиться, и с Божьей помощью к лучшим временам будет подготовлено новое, переработанное и расширенное издание, котором будут учтены все недостатки и просчеты опубликованного.
- С.П. Жлоба, и.С. Чернякевич
- Полевая этнография
- (Теория и практика полевых этнографических исследований)
- Издание второе, исправленное и дополненное
- Предисловие ко второму изданию
- Необходимые предварительные замечания
- Этнография, этнология, культурная антропология, теория и практика полевых этнографических исследований в системе наук о человеке
- 4.1. Структура культуры
- 4.2. Изучение интеллектуальной деятельности
- 4.2.1. Труд
- 4.2.2. Рациональные знания
- 4.2.3. Эмоциональное познание
- 4.3. Изучение этики этноса
- 4.3.1. Этическая традиция в мифологии
- 4.3.2. Обычай как реализация традиции
- 4.3.3. Обряды как реализация традиции
- 4.3.4. Передача элементов культуры от поколения к поколению
- 4.3.4.1. Рождение ребенка и его положение в обществе
- 4.3.4.2. Семья в системе передачи элементов культуры этноса
- 4.3.4.3. Система родства и свойства
- 4.3.4.4. Воспитание и обучение
- 5. Организация полевых исследований
- 5.1. Краеведы как база стационарных полевых исследований
- 5.1.1. Формы организации краеведческой работы
- 5.1.2. Проблема подготовки краеведов.
- 5.1.3. Проблема публикации, хранения и использования краеведческих материалов
- 5.2. Этнографические экспедиции
- 5.2.1. Определение задачи экспедиции
- 5.2.2. Выбор формы экспедиции
- 5.2.3. Выбор методов (маршрутный, кустовой, комбинированный)
- 5.2.4. Научная подготовка экспедиции
- 5.2.5. Разработка программы экспедиции, определение состава и распределение обязанностей
- 5.2.6. Материальное обеспечение
- 6. Методы полевых исследований
- 6.1. Предварительные наблюдения и их значение. Полевой дневник
- 6.2. Работа с информаторами
- 6.2.1. Метод опроса
- 6.2.2. Ведение Полевой тетради
- 6.2.3. Фиксация вещественных материалов
- 6.2.4. Методы отбора респондентов
- 6.2.5. Дублирование информации, полученной от респондентов
- 6.3. Сбор этнографических коллекций
- 6.3.1. Виды коллекций
- 6.3.2. Уникальность и типичность экспонатов
- 6.3.3. Легенда вещи
- 6.3.4. Первичная обработка экспонатов в полевых условиях
- 7.Ведение учета и хранение полевых этнографических материалов
- 7.1. Полевые тетради
- 7.2. Полевые дневники
- 7.3. Анкеты и опросники
- 7.4. Графические материалы
- 7.5. Фотоматериалы
- 7.6. Фонограммы
- 7.7.Киноматериалы
- 7.8. Видеозаписи
- 8. Современные научные достижения в полевых этнографических исследованиях
- 8. 1. Комптютер и компьютерное моделирование
- 8.2. Компьютер как инструмент обработки полевых этнографических материалов
- 8.3. Базы данных
- Некоторые особенности полевой работы по отдельным разделам полевых этнографических исследований
- 9.1. Календарные обряды
- 9.2. Система родства и родственные отношения
- 93. Семейные обряды
- 9.4. Организация труда, хозяйство и технологические приемы
- 9.5. Промыслы и ремесла
- 9.6. Одежда
- 9.7. Пища и способы ее производства
- 9.8. Народная медицина
- Картография элементов культуры
- 10.1. Общие сведения о картах и планах
- 10.2. Задачи этнографического картографирования
- 10.3. Принципы и приемы картографирования
- Заключение
- Приложения
- Производными от них являются отношения:
- Населенные пункты, постройки и сооружения
- Железные дороги: одно-, двух- и трехпутные
- Автодороги с покрытием
- Мосты Мосты пешеходные на полевых и лесных дорогах
- Некоторые сокращения для подписей на топографических картах
- Содержание
- Жлоба Сафроний Павлович Чернякевич Ирина Сафроньевна