logo search
Полевая этнография

6.3.2. Уникальность и типичность экспонатов

Принцип отбора вещей для коллекции вызывает споры. Одни исследователи (Г. Громов) считают, что коллекция должна состоять из типичных вещей и этнограф не должен стремиться к приобретению вещей уникальных. Однако нужно понимать, что каждый предмет этнографической коллекции уникален уже в силу того, что сделан вручную в единственном экземпляре. Поэтому типичность вещи касается прежде всего ее функционального предназначения. Уникальность, понимаемая как особо тщательная отделка или непривычность формы, в этнографической коллекции приобретает совершенно другой смысл. Иногда именно через такую уникальность только и возможно познать особенности культуры данного этноса и данного региона. Поэтому этнограф не только не должен избегать отбора уникальных экспонатов, но и стремиться к их приобретению.

Понятие «нетипичное», которым часто подменяли понятие «уникальное», часто служило для подгонки общей направленности концепции коллекции под какую-либо идею или теорию. Очень часто «нетипичными» объявляли вещи, которые характеризовали достаточно высокий уровень жизни в доколхозной деревне или у рабочих дореволюционных времен.

Поэтому «типичность» следует понимать как функциональную характеристику экспоната. Гораздо важнее выделить черты, типичные для того или иного периода существования вещи. Например, в трудные времена чаще всего было не до украшений (если они не связаны с магией и верованиями, ибо такие украшения тоже функциональны с чисто утилитарной точки зрения). И наоборот: в благополучные периоды крестьянин часто чисто утилитарную вещь превращает в настоящее произведение искусства. Этот дает возможность проследить своеобразную «стратиграфию» пласта культуры. И тогда этнография приобретает все достоинства археологии, избегая ее основного недостатка – невозможности в ряде случаев привязать ту или иную археологическую культуру к определенному этносу с достаточной достоверностью.

Экспонат может полностью «заговорить» только в комплекте вещей, связанных с ним функционально. А это значит, что необходимо относиться ответственно к приобретению комплекта вещей. Отдельный коллекционер, который поставил своей целью собрать «берда», может удовлетворится одним из них. Для этнографа такое приобретение будет малоценным. Для понимания особенностей культуры необходимо, чтобы «бердо» было в комплексе с «набилицами», «нитом», «поножами» и всеми другими элементами ткацкого станка. И тогда, как бы уникально ни было «бердо», оно становится типичным» экспонатом.

Г. Громов рекомендует также заранее определять список вещей, которые желательно собрать, исходя из того, что таких вещей нет в ранее собранных коллекциях. Это бесспорно. Можно только добавить, что этнограф не имеет права оставлять без внимания и предметы, которых нет в списках.

Также бесспорным является требование собирать коллекцию из одного региона и избегать составлять комплекты из предметов, происходящих из разных мест.

При сборе коллекций во время экспедиции составляется коллекционная опись на стандартных бланках. Учитывая то, что не все данные могут быть известны в экспедиционных условиях, некоторые графы описи (№ по книге поступлений, № книги поступлений, № инвентарной записи, подробное наименование, в какое собрание поступила коллекция) не заполняются. На каждый предмет коллекции впоследствии составляется научный паспорт и карточка учета. Для их составления необходима легенда вещи.