9.1. Календарные обряды
Нужно помнить, что название календарные обряды – условно, однако оно сложилось в науке и является общепринятым. У людей же, с которыми исследователю придется работать, – это часть жизни, часто очень личная, интимная, либо, как это бывает чаще, воспоминания о лучших молодых годах жизни. Поэтому нужно вносить поправки на идеализацию со стороны пожилых людей всего, что связано с их молодостью. Приходилось слышать, например, и такое: «Только и пожила, як даў Бог войну». При этом имелась в виду первая мировая война, когда женщину, молодую солдатку, немцы погнали рыть окопы за 80 км от родной деревни. Можно только гадать о событиях далекой молодости, которые оставили такой след, что своей привлекательностью заслонили всенародное бедствие, личное подневоленное состояние и тяжелый труд землекопа по 12—14 часов в день, труд далеко не женский, по общему признанию...
Исследователь сталкивается в первую очередь с личным восприятием, личными впечатлениями, накрепко в памяти связанными с эмоциями, без которых памяти человеческой вообще не существует. Ведя запись, нужно всегда помнить, что на 80% фиксируются эмоции. Не нужно в связи с этим теряться, если один респондент с восторгом описывает то или иное событие, а другой по его поводу будет высказывать сугубо негативные оценки, скрытые за подбором фактов и вариантов поступков людей в ткани этого события. Фиксация эмоций респондентов неизбежна, их анализ – статистический, психологический – может сам по себе быть интересным и нести информацию о состоянии явления на протяжении жизни респондентов, его развитие и судьбу, его современное состояние. Пренебрегать «эмоциональными вставками» совершенно ошибочно. К сожалению, в настоящее время (а тем более в прошлом) на эту сторону эмоций внимания почти не обращали, за исключением психоаналитиков, которые первыми с определенностью и указали на информативность эмоций в научном плане.
Однако главное для исследователя обрядов – все-таки выяснение всех элементов обряда и его воссоздание. Такое моделирование предполагает обязательный структурный анализ. Но для структурного анализа необходим материал, который и есть главная цель полевого исследователя (мы не будем здесь касаться технологии структурного анализа).
В связи с необходимостью фиксировать мельчайшие подробности обряда нужно постараться не упустить ничего в рассказах респондентов. Например, выясняется, что в одних компаниях колядников или щедровников верховодит взрослый, опытный в пении мужчина, а в других – женщина, обладающая такими же качествами. Далее выясняется, что, хотя и незначительно, но разнится репертуар, что колядники со звездой появляются после полуночи. В конце концов старики вспоминают, что их родители рассказывали о колядовании и щедровании в годы их молодости. Оказывается, тогда действительно парни под предводительством опытного «дядька» ходили отдельно от девушек, у которых предводительствовала «тетка». Причем первыми шли девушки, а за ними, дворов за 5–6, парни. Песни также были неодинаковыми, и принимали эти компании по-разному. Анализируя разные варианты и композиционные особенности обряда, его удалось реконструировать. (Эта реконструкция частично опубликована в работе «Народная педагогика Полесья»: Жлоба С.П. Народная педагогика Полесья. По материалам этнографических исследований. – Брест: Изд-во БрГУ им. А.С. Пушкина, 2002. – 367 с.).
Нужно помнить, что обряд к началу нашего века пришел фрагментарно, причем в разных деревнях сохранились разные фрагменты этого обряда, иногда они перекрывают друг друга, иногда нет. Поэтому в записях обряда необходимо выяснять, как этот обряд отправляется в соседних деревнях, в более отдаленных, в других регионах.
Обряд – всегда «инсценировка» мифа, его части или нескольких мифов. Если нам удастся восстановить, реконструировать обряд, то это уже половина пути по реконструкции мифа, обслуживающего обряд.
Так называемые календарные – обряды не единовременные действа, и они не локализованы определенным пространством. Они представляют собой цепь событий, взаимосвязанных между собой. Так, колядные обряды проявляются в разное время в разных регионах. При более тщательном рассмотрении выясняется, что они составляют цикл из 1–4 недель, в древности начинались празднествами в честь рождения Дажьбога, заканчивались либо Щедрым вечером, либо праздником, на месте которого сейчас Крещение.
Известно, что на месте христианских праздников в языческие времена существовали другие. Христианство после бесплодных попыток искоренить традицию пошло по очень плодотворному пути: языческие божества частично слились с христианскими святыми, частично заменены ими с переносом функций и атрибутов языческих божеств на христианских святых. Это связано с тем, что процесс смены языческой религии (или античного атеизма, по Л.Н. Гумилеву) шел не только путем утверждения этики, догматики и ритуалов христианских, но и перенесением этики, догматики и ритуалов языческих, которые не могли исчезнуть просто так, ибо являлись частью того, что называют народным самосознанием, перенесением на новые персонажи – христианских святых, и этим обеспечивалась переемственность культуры. Если на Западе этот процесс шел достаточно трудно, появлялись, с одной стороны, ортодоксы, а с другой – отступники, то у восточных славян этот процесс протекал более гладко (видимо, церковь бессознательно учитывала опыт предыдущего тысячелетия), хотя и здесь появлялись ортодоксы, даже в достаточно позднее время.
Поэтому представляется весьма перспективным исследование христианских праздников с целью выявления специфических функций и верований, связанных с ними. Например, праздник Св. Василия 1-го января и другие. С ними связано много поверий – о погоде, видах на урожай и т.д. Особое внимание нужно уделять запретам и предписаниям, которых нужно придерживаться в тот или иной праздник. Это тоже может помочь выяснению особенностей мировоззрения, культуры этноса.
Обязательно должно быть представлено в полном объеме все, что касается гаданий и магии, связанных с тем или иным праздником и обрядом. Они связывают быт людей с обрядом, повседневность с праздником, являются проявлением интеллектуальной деятельности. Замечено, что в последние 40-50 лет в гаданиях и магической практике применяются новые приемы, часто заимствованные у других культур (в основном восточных), несвойственный данной культуре реквизит (например, всякого рода маятники), наукообразные конструкции с применением математики и т.д. Их тоже нужно тщательно фиксировать, они представляют большой интерес на предмет изучения включения в этническую культуру инноваций.
Исследуя обряд, следует обращать внимание на внешнее его оформление – костюмы, маски, реквизит. И особенно на то, какую функциональную роль они играют. Зачастую объяснения участников обряда не дают представления об изначальном предназначении этих предметов, и только глубокие исследования, сравнение и сопоставление с другими элементами культуры могут ответить на этот вопрос. Так удалось в свое время установить значение маски козы в колядном обряде. Это же в полной мере касается и обрядовых кушаний, а также включения других сюжетов в основную канву обрядов. Например, элементов поминальных ритуалов в обрядах на протяжении всего года.
По поводу каждого действия обряда, каждого обычая у старых людей есть определенные объяснения и толкования. Например, обычай у полешуков прятать за пазуху остриженные ногти связан с путешествием в загробный мир, который расположен на острове посреди болота, (об этом сюжете уже говорилось выше). Нужно сказать, что «календарные обряды» взаимопереплетены, взаимоувязаны с другими сторонами жизни. Нет ни одного элемента в обрядах, который жил бы сам по себе, не был бы связан то ли с семейным укладом, то ли с земледелием, животноводством, охотой, ткачеством и т. д. Поэтому весьма важно попытаться выявить всю сеть этих взаимосвязей, что даст возможность в какой-то степени воспроизвести процесс развития этнической культуры.
Взаимосвязи обряда с другими элементами этнической культуры объясняют тот факт, что все исполнения обрядов на сцене, на телевидении, «понарошке» всегда выглядят безжизненно, искусственно. Обряд может жить только в среде этнической культуры, для которой он является неотъемлемым элементом. Именно поэтому он и должен изучаться в жизни, в функционировании, что, конечно, в настоящее время весьма затруднительно.
Однако наблюдения показывают, что обряды «календарного цикла» возрождаются, как и другие элементы традиции. Причины этого явления хорошо охарактеризовал К.Д. Зеленин. Он отметил, что в кризисные времена, в тяжелые моменты жизни возрождаются традиционные приемы труда и технологии. Справедливо будет заметить, перефразируя К.Д. Зеленина, что и при кризисах официальной идеологии возрождаются традиционные верования и обряды. На этом явлении построены многочисленные спекуляции, околонаучные, идеологические и политические. Противостоять им можно только через тщательное изучение этого элемента этнической культуры.
Необходимо также отметить, что возрождаясь, традиционные обряды способны воспринимать и перерабатывать новые элементы, чаще всего изобразительного и технического характера. Таким, например, является использование «поношенной» резины для разведения костров на Ивана Купалу, которое распространено повсеместно. Иногда встречаются уникальные инновации, как, например, устройство оригинальных фейерверков на Ивана Купалу в д. Теребличи Столинского р-на с использованием селитры и кусочков дюрали. Включение инноваций в обрядовые действия вообще представляет собой чрезвычайно важную и интересную тему. Видимо кризис обрядности и ее возрождение и являются наиболее благоприятным временем для проникновения инноваций в традицию.
Для запоминания:
1. Главное для исследователя обрядов – выяснение всех элементов с целью их реконструкции через структурный анализ.
2. «Календарные обряды» представляют собой цепь событий и связаны с другими сторонами жизни человека – с семейным бытом, общественными связями, родственными отношениями и т.д. Поэтому изолированно они жить не могут.
Важно изучать поверья, легенды, ритуалы, связанные с различными христианскими святыми. Часто на них перенесены функции и черты языческих богов.
При реконструкции обрядов следует избегать использования таких реконструкций в политических целях, ибо это дискредитирует не только науку, но и саму этническую культуру, которой принадлежит обряд.
Важное значение имеет изучение фактов включения инноваций в обрядовые действия и их характера.
Рекомендуемая литература:
Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы. Конец 19–начало 20 вв. Зимние праздники. М., 1973.
То же. Весенние праздники. М., 1977.
То же. Летне-осенние праздники. М., 1978.
То же. Исторические корни развития обычаев. М., 1983.
То же. Годовой цикл. М., 1989.
Календарные обычаи и обряды народов Восточной Азии. Новый Год. М., 1985.
Зеленин К.Д. Восточнославянская этнография. М., 1991.
Пилипенко М.Ф. Этнография Белоруссии. Мн., 1982.
Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. М., 1987.
Земляробчы каляндар. Мн.,1990.
- С.П. Жлоба, и.С. Чернякевич
- Полевая этнография
- (Теория и практика полевых этнографических исследований)
- Издание второе, исправленное и дополненное
- Предисловие ко второму изданию
- Необходимые предварительные замечания
- Этнография, этнология, культурная антропология, теория и практика полевых этнографических исследований в системе наук о человеке
- 4.1. Структура культуры
- 4.2. Изучение интеллектуальной деятельности
- 4.2.1. Труд
- 4.2.2. Рациональные знания
- 4.2.3. Эмоциональное познание
- 4.3. Изучение этики этноса
- 4.3.1. Этическая традиция в мифологии
- 4.3.2. Обычай как реализация традиции
- 4.3.3. Обряды как реализация традиции
- 4.3.4. Передача элементов культуры от поколения к поколению
- 4.3.4.1. Рождение ребенка и его положение в обществе
- 4.3.4.2. Семья в системе передачи элементов культуры этноса
- 4.3.4.3. Система родства и свойства
- 4.3.4.4. Воспитание и обучение
- 5. Организация полевых исследований
- 5.1. Краеведы как база стационарных полевых исследований
- 5.1.1. Формы организации краеведческой работы
- 5.1.2. Проблема подготовки краеведов.
- 5.1.3. Проблема публикации, хранения и использования краеведческих материалов
- 5.2. Этнографические экспедиции
- 5.2.1. Определение задачи экспедиции
- 5.2.2. Выбор формы экспедиции
- 5.2.3. Выбор методов (маршрутный, кустовой, комбинированный)
- 5.2.4. Научная подготовка экспедиции
- 5.2.5. Разработка программы экспедиции, определение состава и распределение обязанностей
- 5.2.6. Материальное обеспечение
- 6. Методы полевых исследований
- 6.1. Предварительные наблюдения и их значение. Полевой дневник
- 6.2. Работа с информаторами
- 6.2.1. Метод опроса
- 6.2.2. Ведение Полевой тетради
- 6.2.3. Фиксация вещественных материалов
- 6.2.4. Методы отбора респондентов
- 6.2.5. Дублирование информации, полученной от респондентов
- 6.3. Сбор этнографических коллекций
- 6.3.1. Виды коллекций
- 6.3.2. Уникальность и типичность экспонатов
- 6.3.3. Легенда вещи
- 6.3.4. Первичная обработка экспонатов в полевых условиях
- 7.Ведение учета и хранение полевых этнографических материалов
- 7.1. Полевые тетради
- 7.2. Полевые дневники
- 7.3. Анкеты и опросники
- 7.4. Графические материалы
- 7.5. Фотоматериалы
- 7.6. Фонограммы
- 7.7.Киноматериалы
- 7.8. Видеозаписи
- 8. Современные научные достижения в полевых этнографических исследованиях
- 8. 1. Комптютер и компьютерное моделирование
- 8.2. Компьютер как инструмент обработки полевых этнографических материалов
- 8.3. Базы данных
- Некоторые особенности полевой работы по отдельным разделам полевых этнографических исследований
- 9.1. Календарные обряды
- 9.2. Система родства и родственные отношения
- 93. Семейные обряды
- 9.4. Организация труда, хозяйство и технологические приемы
- 9.5. Промыслы и ремесла
- 9.6. Одежда
- 9.7. Пища и способы ее производства
- 9.8. Народная медицина
- Картография элементов культуры
- 10.1. Общие сведения о картах и планах
- 10.2. Задачи этнографического картографирования
- 10.3. Принципы и приемы картографирования
- Заключение
- Приложения
- Производными от них являются отношения:
- Населенные пункты, постройки и сооружения
- Железные дороги: одно-, двух- и трехпутные
- Автодороги с покрытием
- Мосты Мосты пешеходные на полевых и лесных дорогах
- Некоторые сокращения для подписей на топографических картах
- Содержание
- Жлоба Сафроний Павлович Чернякевич Ирина Сафроньевна