4.3.4.4. Воспитание и обучение
Мы уже говорили, что детство разделяется на этапы. И каждому этапу соответствуют свои задачи воспитания и обучения, так же как и преодоление каждого этапа означает расширение прав и обязанностей ребенка. Ребенок таким способом постепенно включается в жизнь общества. Вероятно, у всех обществ на первом этапе жизни ребенка главная задача – обучение его владению своим телом. Методы у разных народов различны. Обязательно присутствует обучение двигательным реакциям, приучение к реакции на голос, обучение самым элементарным знаковым системам. Важно поэтому понять, как ребенок обучается владению рукой, кистью, головой, ногами, какие при этом применяются игрушки и приспособления.
Способы кормления также имеют значение как элементы обучения и воспитания. Поэтому необходимо фиксировать и приемы кормления, и обучение пользованию столовыми принадлежностями, выяснять, существует или нет специальная детская посуда, каковы особенности ее конструкции. Это составляет важный элемент воспитания.
Весьма существенным элементом воспитания и обучения является научение отправлять естественные надобности. Как это происходит, при помощи каких приемов?
Не нужно напоминать, что обучение речи и ходьбе является важнейшим элементом воспитания. Здесь тоже нужно фиксировать как можно подробнее все приемы и приспособления.
Важно фиксировать начало трудовой деятельности, обучение приемам труда и технологическим навыкам. Особое внимание необходимо уделять различиям в обучении и воспитании девочек и мальчиков. Нужно фиксировать, кто и когда обучал детей пахать, стирать, готовить пищу и т.д., как они обучались приемам рыбной ловли, охоты, собирательства.
Весьма важно обратить внимание на особенности обучения ремеслу. С какого возраста обучают различным ремеслам, какие приемы обучения используются? Важно также выяснить, насколько включение в жизнь соответствовало возрасту и умениям, трудовым навыкам.
Все, что касается народной педагогики, является в настоящее время предметом особого внимания и интереса. Поэтому изучение приемов передачи элементов этнической культуры должно быть постоянно в центре внимания этнографа. Тем более это важно в настоящее время, которое выдвинуло ряд вопросов и проблем, разрешимых только на основании глубокого знания закономерностей процессов воспроизводства этнической культуры, соотношения этнической традиции с школьным образованием, место и роль школы в этнической культуре.
* *
*
Мы рассмотрели основные направления полевых этнографических исследований. Необходимо заметить, что направлений множество, и здесь возможна, а в ряде случаев и необходима, специализация исследователей, равно как и соответствующая подготовка. Однако недостаточно знать основные направления будущей работы, необходимо также владеть навыками организации полевых исследований.
Для запоминания:
1. Исходя из современных задач полевой этнографии целесообразно определять направления исследований по трем структурообразующим элементам этнической культуры. В этой связи в отдельное направление выделяется передача элементов культуры от поколения к поколению.
2. Исследованию подлежит рождение ребенка и его положение в обществе, тип семьи и динамика его изменения, система родства и свойства, отношения между поколениями, система воспитания и обучения.
3. Особое внимание нужно уделить включению детей в жизнь общества и в связи с этим делению общества на периоды, а также статусу каждой возрастной группы.
Рекомендуемая литература:
Кон И. Ребенок и общество. М.: Наука, 1987.
Мид М. Культура и мир детства. М.: Наука, 1989.
Морган Г.Л. Дома и домашняя жизнь индейцев. М.: Наука, 1984.
Жлоба С.П. Народная педагогика Полесья.
Ракава Л.В. Традыцыі сямейнага выхавання ў беларускай вёсцы. – Мн.: Навука і тэхніка, 2000.
- С.П. Жлоба, и.С. Чернякевич
- Полевая этнография
- (Теория и практика полевых этнографических исследований)
- Издание второе, исправленное и дополненное
- Предисловие ко второму изданию
- Необходимые предварительные замечания
- Этнография, этнология, культурная антропология, теория и практика полевых этнографических исследований в системе наук о человеке
- 4.1. Структура культуры
- 4.2. Изучение интеллектуальной деятельности
- 4.2.1. Труд
- 4.2.2. Рациональные знания
- 4.2.3. Эмоциональное познание
- 4.3. Изучение этики этноса
- 4.3.1. Этическая традиция в мифологии
- 4.3.2. Обычай как реализация традиции
- 4.3.3. Обряды как реализация традиции
- 4.3.4. Передача элементов культуры от поколения к поколению
- 4.3.4.1. Рождение ребенка и его положение в обществе
- 4.3.4.2. Семья в системе передачи элементов культуры этноса
- 4.3.4.3. Система родства и свойства
- 4.3.4.4. Воспитание и обучение
- 5. Организация полевых исследований
- 5.1. Краеведы как база стационарных полевых исследований
- 5.1.1. Формы организации краеведческой работы
- 5.1.2. Проблема подготовки краеведов.
- 5.1.3. Проблема публикации, хранения и использования краеведческих материалов
- 5.2. Этнографические экспедиции
- 5.2.1. Определение задачи экспедиции
- 5.2.2. Выбор формы экспедиции
- 5.2.3. Выбор методов (маршрутный, кустовой, комбинированный)
- 5.2.4. Научная подготовка экспедиции
- 5.2.5. Разработка программы экспедиции, определение состава и распределение обязанностей
- 5.2.6. Материальное обеспечение
- 6. Методы полевых исследований
- 6.1. Предварительные наблюдения и их значение. Полевой дневник
- 6.2. Работа с информаторами
- 6.2.1. Метод опроса
- 6.2.2. Ведение Полевой тетради
- 6.2.3. Фиксация вещественных материалов
- 6.2.4. Методы отбора респондентов
- 6.2.5. Дублирование информации, полученной от респондентов
- 6.3. Сбор этнографических коллекций
- 6.3.1. Виды коллекций
- 6.3.2. Уникальность и типичность экспонатов
- 6.3.3. Легенда вещи
- 6.3.4. Первичная обработка экспонатов в полевых условиях
- 7.Ведение учета и хранение полевых этнографических материалов
- 7.1. Полевые тетради
- 7.2. Полевые дневники
- 7.3. Анкеты и опросники
- 7.4. Графические материалы
- 7.5. Фотоматериалы
- 7.6. Фонограммы
- 7.7.Киноматериалы
- 7.8. Видеозаписи
- 8. Современные научные достижения в полевых этнографических исследованиях
- 8. 1. Комптютер и компьютерное моделирование
- 8.2. Компьютер как инструмент обработки полевых этнографических материалов
- 8.3. Базы данных
- Некоторые особенности полевой работы по отдельным разделам полевых этнографических исследований
- 9.1. Календарные обряды
- 9.2. Система родства и родственные отношения
- 93. Семейные обряды
- 9.4. Организация труда, хозяйство и технологические приемы
- 9.5. Промыслы и ремесла
- 9.6. Одежда
- 9.7. Пища и способы ее производства
- 9.8. Народная медицина
- Картография элементов культуры
- 10.1. Общие сведения о картах и планах
- 10.2. Задачи этнографического картографирования
- 10.3. Принципы и приемы картографирования
- Заключение
- Приложения
- Производными от них являются отношения:
- Населенные пункты, постройки и сооружения
- Железные дороги: одно-, двух- и трехпутные
- Автодороги с покрытием
- Мосты Мосты пешеходные на полевых и лесных дорогах
- Некоторые сокращения для подписей на топографических картах
- Содержание
- Жлоба Сафроний Павлович Чернякевич Ирина Сафроньевна