logo search
Полевая этнография

5.2.5. Разработка программы экспедиции, определение состава и распределение обязанностей

Как правило, программа должна иметь вводную часть, в которой очерчивается общая проблематика экспедиции, дается анализ изученности различных направлений тематики и обоснование необходимости проведения полевых исследований. Здесь же излагается методика проведения экспедиции, а также ожидаемые результаты. Это своеобразная теоретическая часть программы, поэтому требует очень тщательной проработки. Несмотря на это, вводная часть должна избегать строгой регламентации и позволять оперативно менять программу исследований в связи с конкретными условиями экспедиции. Более подробно по этому предмету можно прочитать в уже упоминавшейся книге Г. Громова4. После вводной части приводится перечень тем экспедиции. При необходимости темы детализируются и дается их краткая расшифровка. Например, тема «Отношения родства и свойства». В названии мы уже определяем основную задачу, которую должны решить в ходе исследования, начатого экспедицией: как родственные отношения регулируют поведение человека. Постановка задачи типа «почему...?» –некорректна. Она заранее невыполнима и ненаучна5. Выяснение вопроса «как...?» обязывает создать модель родственных отношений, т.е. выявить функциональную сторону этого явления культуры. С этой целью мы разбиваем тему на направления исследования:

а) название того или иного родственника и, если можно, истолкование этого названия;

б) статус по отношению к рассказчику (респонденту);

в) статус по отношению к другим родственникам (близкий родственник, родственник, свойственник и т.д.);

г) права, которые дает статус, по отношению к рассказчику и наоборот;

д) обязанности, которые накладывает статус по отношению к рассказчику и наоборот;

е) роль в обрядах;

ж) обязанности участвовать в толоках и помочах.

Хорошо продуманная детализация тем облегчит работу этнографа, и в то же время такая детализация не должна быть догмой. В процессе полевых исследований может оказаться, что акценты в детализации темы расставлены неверно, и программа должна давать возможность внести необходимые изменения.

После перечня тем экспедиции определяется район работы экспедиции. Он выбирается в зависимости от поставленных задач. Если ставится задача, например, комплексного исследования Ивановского района Брестской области, то тем самым район уже определен. Если же задача – изучение, например, кожевенного и скорняжного промысла, а также изготовления обуви и одежды из кож и овчины, то необходимо определить, в первую очередь, места бытования этих промыслов, скажем, Мотоль Ивановского района и Давид-Городок Столинского. В этой части программы должны содержаться краткие сведения о местности, о климате, наличии транспортных сетей, краткие демографические данные и т.д. Пример маршрута (комбинированного) был приводен выше. В программе определяются сроки работы этнографической экспедиции в зависимости от ее задач и финансовых возможностей. Последнее, к сожалению, часто является основным критерием в определении сроков работы. Поэтому чаще всего задачи перед экспедицией ставятся в зависимости от финансовых возможностей, а не наоборот. Но речь идет о том положении, которое должно быть (и хочется верить, будет), а не о том, что, к сожалению, имеем.

Например, срок работы в зависимости от задач определен в 30 дней. В связи с выбранным методом планируется и время работы на отдельных маршрутах или участках маршрута в соответствии с принципами, изложенными выше. При планировании необходимо учитывать время на перебазирование экспедиции (если это необходимо) и на обустройство на новом месте.

В связи с задачами экспедиции определяется и состав участников. За каждым участником закрепляется тема или ее часть, которые он преимущественно будет разрабатывать. Например, экспедиция, планируемая по комплексному изучению цыган, проживающих компактно на территории Брестской области. Мы планируем получить сведения, например, по следующим разделам:

1. Основные занятия.

2. Подсобные ремесла и промыслы.

3. Жилище и хозяйство.

4. Система родства и свойства.

5. Семейно-брачные отношения.

6. Детство и система воспитания.

7. Народные поверья, легенды, сказки, песни, танцы, праздники.

8. Конфессиональная принадлежность и особенности религиозного сознания. Отношение к другим конфессиям.

9. Одежда, пища, способы их изготовления, обычаи и обряды, связанные с ними6. Обрядовая одежда и обрядовая пища.

10. Календарь, метрология и метеорология.

11. Обряды годового цикла, жизненного цикла, трудовые обычаи и обряды.

12. Иерархия внутри семьи, внутри общины, иерархия общин, координация и управление деятельностью общин.

13. Отношение к другим этносам, иерархия этносов, межэтнические браки, возможность включения в общину представителей других этносов.

14. Стереотип поведения в быту, в обществе, с представителями других этносов.

Если есть возможность включить в состав экспедиции 14 человек, то эти темы распределятся между ними. Но чаще случается, что состав экспедиции меньше. Тогда на одного человека будет приходиться по три и больше тем. В таком случае темы нужно подбирать родственные, близкие. Например, состав экспедиции 6 человек, которые будут заниматься этнографическими исследованиями. Темы между ними могут быть распределены следующим образом:

1-й – темы 1, 2, 3, 9.

2-й – тема 4.

3-й – темы 5, 6, 12.

4-й – темы 7, 10, 11.

5-й – темы 8, 13.

6-й – тема 14.

Если в экспедиции работают несколько отрядов, то такое распределение возможно между отрядами.

Нужно учитывать и то обстоятельство, что в работе экспедиции на разных участках маршрута может возникнуть необходимость усилить то или иное направление исследований, поэтому каждый из участников экспедиции должен готовиться к работе по нескольким темам. Такая подготовка необходима, убеждать в этом, думается, нет нужды.

В экспедиции нужно предусмотреть также ответственных за транспорт и связь, за исправную работу технических средств – фотоаппаратуры, аудио и видеоаппаратуры, снятие показаний приборов и фиксирование их в специальном журнале и т.д. Нужен человек, в обязанности которого входило бы устройство быта и питания участников экспедиции.