4.1. Структура культуры
К. Леви-Строс показал, что структура соотносится с моделью, что структурный анализ ― это по своей сути моделирование. Поэтому полевому исследователю нужно овладеть методом структурного анализа, который не является такой уж наивной выдумкой, как это пытаются представить противники структурализма. Здесь нужно только избегать абсолютизации и подгонки результатов под определенные схемы.
Излагать метод нет возможности и смысла. Книга К. Леви-Строса издана в переводе на русский язык и доступна заинтересованному читателю. Но для нашего дела необходимо прояснить структуру культуры (не забывая, что речь идет о модели) в ее общечеловеческом значении, отвлекаясь от того, что это построение носит абстрактный характер, ибо культура может существовать только в форме этнической культуры. В нашем случае нужно найти те элементы, которые в той или иной форме присутствуют во всех этнических культурах.
Строго говоря, на теоретическом уровне проблема моделирования этносного сообщества является едва ли не важнейшей задачей, и решение ее в настоящее время возможно на формально-логическом уровне. Весьма удачную попытку такого моделирования предпринял профессор С.Д. Шаш в книге «Человек и этнос. (Философский аспект)». Это модель системная на синергетическом уровне, которая в известных условиях может проявляться и на кибернетическом уровне.
Для задач полевой этнографии более подходит генетическая модель культуры. Она не является альтернативой вышеупомянутой модели и не входит с ней в противоречие. Основной принцип генетической модели культуры таков: человеческая культура может существовать, с одной стороны, только в виде этнических культур, т.е. во множестве вариантов, с другой ― является системой самовоспроизводящейся. В биосфере известны только генетические самовоспроизводящиеся системы. В таком случае классическая генетика является реализацией генетических принципов на биологическом уровне. Законы Менделя, Харди-Вайндберга и другие описывают, как реализуются генетические принципы в процессе воспроизводства видов живого вещества в биосфере и их функционирования. Видимо эти принципы диктуют и форму организации вида в биосфере. Среди важнейших генетических принципов выделим следующие:
а) любая генетическая система самовоспроизводящаяся;
б) она долговечна, но реализуется через существование недолговечных носителей ее признаков;
в) генетическая система дискретна;
г) она передает признаки системы от поколения к поколению, т.е. обладает наследственностью;
д) она способна включать инновации, т.е. обладает изменчивостью в определенных пределах, что обуславливает её способность к развитию;
е) любая генетическая система существует только во множестве вариантов;
ж) теряет со временем способность к самовоспроизводству и развитию (накапливает «генетический груз) и исчезает, при этом иногда отдельные признаки исчезнувшей системы передаются другим системам, которые приходят на смену, следовательно, генетические системы имеют историю: когда-то возникают, проходят свой путь развития, а затем исчезают;
з) живое вещество биосферы Земли состоит исключительно из генетических систем.
Нужно еще отметить, что до настоящего времени генетические системы известны только как форма организации живого вещества биосферы, что не исключает более универсального значения генетических принципов.
Вернемся к нашему пониманию структуры. Она содержит элементы структурообразующие, без которых система не может существовать, или замена одного из которых принципиально меняет ее; и функциональных, замена которых не ведет за собой принципиальных изменений. В предлагаемом пособии нет возможности приводить достаточно объемный структурный анализ культуры. Однако принципиально новый подход к полевым этнографическим исследованиям, который вытекает из структурного анализа культуры, требует изложения основных его результатов. Нужно еще раз подчеркнуть, что это всего лишь описание некоторых элементов структуры рабочей генетической модели культуры.
Структура любой этнической культуры содержит определенные структурообразующие элементы. Во-первых, интеллектуальная деятельность, которая включает в себя труд, обязательно сопровождающийся познанием. Познание носит двойственный характер: с одной стороны, рациональные знания (например, научные факты), с другой – эмоциональное познание (искусство). Совершенно очевидно, что все три составляющие (труд, рациональные знания и эмоциональное познание) этого структурообразующего элемента культуры взаимосвязаны, взаимообусловлены и не могут существовать друг без друга. Во-вторых, структурообразующим элементом являются правила поведения человека по отношению к другим людям и обществу, к окружающему миру. Это этические нормы в любом виде – табу, религиозная мораль, традиционная нравственность и т.д., присутствуют в любой этнической культуре. Место религии, в частности, именно в этом структурообразующем элементе культуры в качестве объяснения, оправдания и освящения этических норм. В ― третьих, это механизм хранения информации об окружающем мире и правилах поведения людей, их объяснение, а также механизм передачи этой информации от поколения к поколению – обучение, воспитание и включение в жизнь подрастающего поколения.
Разумеется, эти три структурообразующих элемента в каждой этнической культуре имеют разные формы, что и составляет основное содержание этнических особенностей. Появление общечеловеческой науки возможно именно потому, что рациональные знания входят в один из структурообразующих элементов любой этнической культуры. Это в полной мере относится и к закономерностям возникновения мировых религий. Названные три структурообразующих элемента в том или ином виде, и в той или иной форме присутствуют в любой этнической культуре. В этом и состоит единство, общечеловеческий характер культуры, и это единство проявляется, реализуется через многообразие этнических культур.
Функциональные элементы структуры культуры весьма разнообразны, различны по своей роли и значению, и потому принципиально возможна их иерархическая классификация в каждой отдельной этнической культуре. Это одна из задач полевой этнографии. Наиболее заметными функциональными элементами являются идеология, религия, верования, система родства, семейно-брачные отношения, обрядность, обычаи и др. Все они, безусловно, соотносятся с одним, двумя, а то и со всеми одновременно структурообразующими элементами.
В связи с необходимостью моделирования этнической культуры, направления полевых исследований призваны, в первую очередь, воссоздавать конкретный облик структурообразующих элементов.
Для запоминания:
1. В этнографии невозможно моделирование через эксперимент. Поэтому полевые исследования являются единственным источником познания этногенезов.
2. Структурный анализ позволяет выявить структурообразующие элементы, которые присутствуют в любой этнической культуре. Наличие таких элементов проявляет общечеловеческий характер культуры. В этнических культурах структурообразующие элементы могут принимать разнообразные формы и включать различные компоненты.
3. Рабочая генетическая модель выявляет три структурообразующих элемента: 1) интеллектуальная деятельность; 2) мораль (нравственность); 3) система хранения и передачи элементов культуры от поколения к поколению.
4. Уничтожение или замена структурообразующего элемента ведет к разрушению или принципиальным изменениям структуры культуры.
5. Элементы культуры, замена которых не ведет к разрушению системы и не вызывает принципиальных изменений, называются функциональными.
Рекомендуемая литература:
Леви-Строс К. Структурная антропология. М,:Наука,1983.
Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. Л., 1986.
Шаш С.Д. Человек и этнос.
Жлоба С.П. Народная педагогика Полесья.
- С.П. Жлоба, и.С. Чернякевич
- Полевая этнография
- (Теория и практика полевых этнографических исследований)
- Издание второе, исправленное и дополненное
- Предисловие ко второму изданию
- Необходимые предварительные замечания
- Этнография, этнология, культурная антропология, теория и практика полевых этнографических исследований в системе наук о человеке
- 4.1. Структура культуры
- 4.2. Изучение интеллектуальной деятельности
- 4.2.1. Труд
- 4.2.2. Рациональные знания
- 4.2.3. Эмоциональное познание
- 4.3. Изучение этики этноса
- 4.3.1. Этическая традиция в мифологии
- 4.3.2. Обычай как реализация традиции
- 4.3.3. Обряды как реализация традиции
- 4.3.4. Передача элементов культуры от поколения к поколению
- 4.3.4.1. Рождение ребенка и его положение в обществе
- 4.3.4.2. Семья в системе передачи элементов культуры этноса
- 4.3.4.3. Система родства и свойства
- 4.3.4.4. Воспитание и обучение
- 5. Организация полевых исследований
- 5.1. Краеведы как база стационарных полевых исследований
- 5.1.1. Формы организации краеведческой работы
- 5.1.2. Проблема подготовки краеведов.
- 5.1.3. Проблема публикации, хранения и использования краеведческих материалов
- 5.2. Этнографические экспедиции
- 5.2.1. Определение задачи экспедиции
- 5.2.2. Выбор формы экспедиции
- 5.2.3. Выбор методов (маршрутный, кустовой, комбинированный)
- 5.2.4. Научная подготовка экспедиции
- 5.2.5. Разработка программы экспедиции, определение состава и распределение обязанностей
- 5.2.6. Материальное обеспечение
- 6. Методы полевых исследований
- 6.1. Предварительные наблюдения и их значение. Полевой дневник
- 6.2. Работа с информаторами
- 6.2.1. Метод опроса
- 6.2.2. Ведение Полевой тетради
- 6.2.3. Фиксация вещественных материалов
- 6.2.4. Методы отбора респондентов
- 6.2.5. Дублирование информации, полученной от респондентов
- 6.3. Сбор этнографических коллекций
- 6.3.1. Виды коллекций
- 6.3.2. Уникальность и типичность экспонатов
- 6.3.3. Легенда вещи
- 6.3.4. Первичная обработка экспонатов в полевых условиях
- 7.Ведение учета и хранение полевых этнографических материалов
- 7.1. Полевые тетради
- 7.2. Полевые дневники
- 7.3. Анкеты и опросники
- 7.4. Графические материалы
- 7.5. Фотоматериалы
- 7.6. Фонограммы
- 7.7.Киноматериалы
- 7.8. Видеозаписи
- 8. Современные научные достижения в полевых этнографических исследованиях
- 8. 1. Комптютер и компьютерное моделирование
- 8.2. Компьютер как инструмент обработки полевых этнографических материалов
- 8.3. Базы данных
- Некоторые особенности полевой работы по отдельным разделам полевых этнографических исследований
- 9.1. Календарные обряды
- 9.2. Система родства и родственные отношения
- 93. Семейные обряды
- 9.4. Организация труда, хозяйство и технологические приемы
- 9.5. Промыслы и ремесла
- 9.6. Одежда
- 9.7. Пища и способы ее производства
- 9.8. Народная медицина
- Картография элементов культуры
- 10.1. Общие сведения о картах и планах
- 10.2. Задачи этнографического картографирования
- 10.3. Принципы и приемы картографирования
- Заключение
- Приложения
- Производными от них являются отношения:
- Населенные пункты, постройки и сооружения
- Железные дороги: одно-, двух- и трехпутные
- Автодороги с покрытием
- Мосты Мосты пешеходные на полевых и лесных дорогах
- Некоторые сокращения для подписей на топографических картах
- Содержание
- Жлоба Сафроний Павлович Чернякевич Ирина Сафроньевна