logo search
Полевая этнография

10.2. Задачи этнографического картографирования

В общем плане задачи картографирования – это отображение на картах как графических, образно-знаковых системах элементов этнической культуры. В более широком понимании это, во-первых, привязка явлений культуры к определенным ландшафтам. Поэтому первоначальной и едва ли не основной задачей и является фиксирование элементов культуры в ландшафте. Например, рассмотрение рыболовных снастей (коша) характерно для Полесья, где ландшафт изобиловал болотами, реками и речками, озерами, протоками и т.д. и где было в изобилии множество видов пресноводных рыб, которых ловили этой снастью, например, вьюнов. Естественно, ожидать распространения этой снасти в Средней Азии не приходится, но нет ее и в сходных ландшафтах, населённых другими этносами. Это значит, что данная рыболовная снасть является элементом определенной этнической культуры. Дальнейшие исследования дают возможность определить, что у других этносов этот вид рыбы считается «нечистым» и т.д. Например, нечистыми вьюнов считают французы, немцы, литовцы и другие народы, хотя этот вид и существует в ландшафтах, в которых эти этносы проживают. И наоборот, лягушки на Полесье считаются несъедобными, хотя их использовали в крестьянском хозяйстве для охлаждения молока и предотвращения его быстрого скисания. У французов один вид лягушек является деликатесом, и Беларусь некоторое время даже экспортировала этот товар на французский рынок.

Такая привязка к ландшафту позволяет непосредственно выделять элементы этнической культуры, далеко выходящие за рамки фиксируемого элемента. Кроме того, такая привязка к ландшафту позволяет уточнить детерминированность (обусловленность) элементов культуры ландшафтом, что само по себе представляет значительный интерес. Тем более, что именно эта проблема вновь стала предметом споров, особенно после широкого распространения трудов Л.Н. Гумилёва. И это проблема не только теоретическая и методическая, но и практическая.

Во-вторых, картографирование позволяет строго фиксировать элементы этнической культуры в определенный момент времени. Это дает возможность в определенной степени проследить динамику элементов культуры, а также дает сравнительный материал для последующих исследований и теоретических обобщений. Такой «временной срез» (или производная, выражаясь математическим языком), даёт возможность получать реальные данные о состоянии этнической культуры в данной точке этногенеза. Такая «диагностика» позволяет прогнозировать этнические процессы и избежать или свести к минимуму нежелательные последствия этих процессов.1

Третьей задачей является создание этнографических атласов по определенным разделам этнической культуры (например, атлас промыслов и ремесел, распространенных среди определенного этноса на определенной территории), по созданию комплексных атласов, отражающих все основные элементы этнической культуры, что позволяет наглядно представить этническую культуру и ее особенности в определенном регионе. Следует, однако, помнить, что создание таких атласов не является самоцелью. Это тоже этап изучения этнической культуры и в то же время источниковая и методологическая основа для постоянно действующей системы полевых этнографических исследований.

Одной из задач картографирования должно стать изучение культуры различных этносов, которые населяют данный регион. Это позволит сделать выводы о взаимовлиянии культур разных этносов, трансформации заимствованных элементов под влиянием этнической традиции, а также трансформации элементов этнической культуры под влиянием традиций окружающих этносов. На основании проделанной работы можно сделать выводы о динамике взаимодействий этносов, о процессах ассимиляции и консервации этнических культур. Более того, такие исследования позволили бы в какой то степени прогнозировать этнические процессы и вовремя предотвращать или смягчать нежелательные последствия таких процессов.

Одной из важнейших проблем этнографии является историко-этнографическое районирование этнической культуры, на основании которого можно определить или уточнить ареалы субкультур. По сути такое исследование является синтетической задачей картографирования и основано на анализе данных, полученных при картографировании отдельных элементов этнической культуры. Субкультуры этнической культуры – весьма подвижные образования. Они в значительной степени являются проявлением связи этноса с природной средой (ландшафтом), проявлением многовариантности самой этнической культуры по региональному, возрастному, поколенному, классово-сословному и другим делениям. Через них в этническую культуру проникают новые элементы. Субэтносы, особенно в контактных зонах с другими этносами, могут служить либо барьером на пути распространения влияния другой культуры, либо наоборот – проводником такого влияния. Может случиться, что субкультуры двух или нескольких этнических культур в контактной зоне оказываются ближе друг к другу, чем к «материнской» культуре. Тогда возникают условия для объединения и консолидации этих субкультур в новую этническую культуру, тем самым создаются предпосылки для начала этногенезов. Видимо, такая ситуация сейчас на Полесье, причем не только и не столько Западном, сколько в Центральном и частично Восточном. Методы историко-этнографического районирования позволяют, во всяком случае, с большой долей достоверности фиксировать эти процессы, а при усовершенствовании методологии и прогнозировать их.

Разумеется, задачи этнографического картографирования не ограничиваются перечисленными. Результаты картографирования предоставляют важный источник при построении моделей этнических культур. Эти результаты могут использоваться при выработке национальной и культурной политики государства и т.д. Думается, сказанного достаточно для того, чтобы сделать вывод, что задачи этнографического картографирования выходят далеко за пределы простой фиксации элементов этнической культуры методами картографии, о чем и будет идти речь в следующем разделе. Пока нужно добавить, что картографирование даже в большей степени, чем социология, позволяет в этнографии применять статистические методы исследования. Это уже само по себе имеет громадное значение. Однако это не всё. Картографирование может приобрести и динамические черты, что открывает дорогу применению в этнографии методов математического анализа. И самое существенное на данный момент: картографические методы прекрасно поддаются машинной обработке. Географы, метеорологи, океанологи и другие специалисты накопили по этой части большой опыт, существует отработанное и проверенное программное обеспечение. А это значит, что открываются широкие возможности использования в этнографических исследованиях компьютеров. Насколько это мощный научный инструмент, вероятно, говорить не нужно.

Для запоминания:

1. Задача картографирования – отображение на картах как графических образно-знаковых системах элементов этнической культуры, привязка явлений культуры к определенным ландшафтам, строгая фиксация их во времени.

2. Одной из задач картографирования является создание атласов, что является не самоцелью, а лишь этапом в изучении этнической культуры, источником и методологической основой постоянных полевых исследований.

3. Картографирование позволяет выявить динамику взаимодействия культур этносов, проживающих в одном регионе.

4. Картографирование является одним из методов выявления субэтнических образований в этногенезах.

5. Картографирование имеет научное, методологическое и утилитарное значение. Оно позволяет применять в этнографии математический анализ и компьютерную технику.

Рекомендуемая литература:

Титов В.С. Историко-этнографическое районирование материальной культуры белорусов. Мн., 1983.

Проблемы картографирования в языкознании и этнографии. Л., 1974.

Проблемы этнической географии и картографии. М., 1978.