logo search
Полевая этнография

4.3.4.2. Семья в системе передачи элементов культуры этноса

Семья является самой мелкой частицей, из которой состоит этнос. Именно в семье осуществляется передача этнической культуры новым поколениям. Именно в семье происходит повседневная реализация этнической культуры. Через семью человек осуществляет связь с разнообразными институтами общества, и через семью осуществляется влияние этих институтов на человека. Не случайно и государство, и религия, и разнообразные организации, объединенные по разным принципам, стремятся влиять на человека через семью. Пользуясь химической терминологией, семья – это молекула этноса, которая сохраняет все структурообразующие элементы культуры этноса. Поэтому у полевого этнографа должно быть самое пристальное внимание к семье. И здесь, безусловно, не избежать структурного анализа и моделирования. Только на этом пути мы сможем четко определить тип семьи. И только так мы сможем выявить положение детей и механизм воспитания в семье. Особо нужно обращать внимание на статус разных поколений и связи между ними. Необходимо определять, кто имеет преимущественное влияние на ребенка при научении его языку, ходьбе, пользованию телом; кто больше влияет в морально-нравственном плане, то есть через кого ребенок воспринимает мораль, нравственность. Это же полностью относится и к научению трудовым операциям.

В воспитании большую роль играет стимулирование. Поэтому необходимо выяснять, какие проявления поведения ребенка и каким образом стимулируются. По системе стимулирования можно судить о культурных ценностях и психологической направленности личности, которая формируется семьёй. Стимулирование чаще всего осуществляется в виде системы поощрений и наказаний. Поэтому нужно тщательно фиксировать, какие и за что приняты наказания и поощрения, какое соотношение наказаний и поощрений. Особо нужно отмечать, какие наказания вообще запрещены (лишение пищи, сна, возможности отправлять естественные надобности и др.). Система поощрений и наказаний, как правило, различна в разных возрастных группах.

Переход в другую возрастную группу всегда связан с определенными обрядами и действиями. Семья всегда может определить, созрел ли ребенок для перехода в следующую возрастную группу. Нужно выяснять, на основании каких критериев и как это определяется в семье.

Дети проводят своё время не только в семье. Поэтому важно обращать внимание на детские объединения и компании, насколько тесно они связаны с семьёй, насколько семья влияет на такие объединения. В детских играх часто моделируются стандартные ситуации, в том числе и на сюжеты семейного быта. Насколько эти сюжеты являются материалом для игр, во многом объясняет роль семьи в жизни ребенка. Затем весьма важно выяснить, насколько семейные отношения переносятся на отношения внутри группы и как группа влияет на отношения между семьями.

Безусловно, семейные отношения фиксированы в системе родства и свойства. Анализу этого института необходимо уделить особый раздел полевых исследований.