Французы
В Западной Европе трудно найти этнически менее однородную нацию, чем французы, предками которых были не только кельты, но и дальние предшественники галльских племен — лигуры, аквитаны, иберы.
Интерес представляет характеристика французов, которую дал Дидро. В частности, он писал: «Это нация гибкая, которая легко ропщет, еще легче повинуется и чрезвычайно быстро забывает свои несчастья... Так, характер, гений, ум француза слагаются из всего того общего, что имеют разные провинции этого королевства. Жители Гинеи и Нормандии во многом непохожи. Тем не менее в них французский гений, который позволяет с первого же взгляда отличить французов от итальянцев и немцев... Народ, некогда покоривший полмира, ныне стал под властью священников неузнаваем, но под слабостью еще скрывается живая суть прежнего величия его духа... Основа характера нынешнего француза та же, какой ее изобразил Цезарь. Галл быстр в решении, отважен в битве, неудержим в наступлении и легко падает духом Цезарь, Агафий и другие говорят, что из всех варваров галлы были самыми просвещенными, а в более цивилизованное время они оставались образцом вежливости для соседей».*
* История в энциклопедии Дидро и Д'Аламбера. —Л., 1978. —С. 180-182.
Причины изменения национального характера французов за последние 200—300 лет кроются в исторических событиях, происходивших и во Франции, и во всей Европе. Например, император Юлиан, описывая жителей, населявших территорию современной Франции, отмечает: «Я люблю этот народ, ибо он степенен и суров, как я». Несмотря на постоянство климатических особенностей региона и отсутствие значительных миграционных процессов, французский характер претерпел изменения, связанные, по мнению Дидро, с тем, что «стечение народа, богатство, праздность, которая может занять себя лишь развлечениями и искусствами, но не участием в управлении, направили по-новому дух всего народа».*
* История в энциклопедии Дидро и Д'Аламбера. —Л., Наука, 1978. — С. 182.
Политические перемены и религиозные волнения способствовали проявлению партийных распрей и фанатизма, а впоследствии были направлены на увеселение общества. Подобные перемены в психологическом составе Франции невозможно объяснить иначе, чем крупной миграцией жителей южных провинций на север и их ассимиляцией, оказавшей в результате влияние на всю психологическую структуру общества в целом. Во времена Гуго Капета, Роберта, Генриха и Филиппа французами называли только тех, кто жил к северу от Луары. Единообразие обычаев и нравов стало появляться лишь во времена Франциска I, хотя и тогда неудержимость в войне и недостаток дисциплины оставались главными чертами нации. Обходительность и вежливость начали отличать французов при Франциске I, но после смерти Франциска II нравы ожесточились.
Однако помимо европейских народов влияние на юг Франции было оказано арабами. Так, И.Г. Гердер отмечает, «что пошло от арабов на юге, тому же еще более энергично способствовали норманны — во Франции... Когда романтический характер норманнов, любовь их к приключениям, пристрастия к героическим сказаниям и рыцарским искусствам соединились с утонченным рыцарским духом арабов — вот тогда рыцарство стало распространяться в Европе и обрело прочную почву под ногами... Живость национального характера, вековые войны с арабами и норманнами, слава предков, которую те снискали в этих войнах, благосостояние и процветание, уже достигнутые некоторыми семействами, соединение французской и норманнской крови, а прежде всего нечто своеобразное в характере народа, что сказывается на протяжении всей истории, начиная с галлов, — всем этим внесены были в рыцарское сословие бодрость, стремительность духа, необыкновенная разговорчивость, гибкость, блеск и изящество; ничего подобного ни встретишь у другого народа, если только не в более поздние времена».*
* Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества. — М.: Наука, 1977. – С. 588.
Таким образом, сложные процессы формирования французской нации происходили путем ассимиляции некоторых народов, мигрировавших с юга континента, что коренным образом изменило психический склад и национальный характер целой нации.
Жизнь французов построена на чувствах. Они живут, руководствуясь своими чувствами. Их чувства согласуются с объективными ситуациями и общезначимыми ценностями. Вследствие постоянной смены эмоций внешнее проявление чувств воспринимается как искаженное эго, то есть каприз. Это проявляется и в преувеличенном выражении чувств, например, в громких предикатах, которые, однако, не внушают доверия. Даже после незначительного изменения ситуации ее оценка может стать совершенно противоположной. Благодаря сочетанию экстравертного чувства и интровертного ощущения французы предпочитают частные развлечения.
Несмотря на присущую национальному характеру французов эмоциональность, они не проявляют чувствительности по отношению к драматизирующим или излишне приукрашенным доводам. Для них важнее аргументы, подкрепленные фактами и хорошим анализом.
От латинского языка французский унаследовал четкую, исключающую перефразировки логику грамматических построений в сочетании с огромным запасом синонимов, каждый из которых несет вполне определенное значение и эмоциональную нагрузку. Именно это явилось причиной его международного использования в сфере дипломатии в XVIII и XIX веках. Позволяя наиболее адекватно выражать свое отношение к обсуждаемому вопросу, французский язык облекает его в достаточно изящную, обтекаемую форму, с целью не задеть чувств собеседника или, наоборот, язвительно уколоть, не создавая впечатления грубости. Подчеркивая наличие экстравертного чувства у французов, проследим его влияние на лингвистические особенности языка. Французы зачастую прибегают к использованию предикатов «прекрасный», «восхитительный» не потому, что по субъективному чувству они находят объект действительно «прекрасным» и «восхитительным», а потому, что определения «прекрасный» или «восхитительный» являются подходящими, и притом подходящим постольку, поскольку противоположное суждение как-нибудь нарушило бы общую ситуацию чувства. В данном случае происходит процесс «приспособления» субъективного чувства к внешним объектам. Подобные чувства направляются объективными детерминантами, являясь по существу подлинными в своем родовом значении и представляя собой отражение всей функции чувства.
Французам в высшей степени присущи потребность в самовыражении, страсть постоянно судить других и в то же время чувствительность к чужому мнению о себе. В характере француза происходит постоянная борьба между индивидуализмом и общительностью.
Многие французы гордятся своим крестьянским происхождением Американский социолог Гордон Рант писал: «немногие западные народы цепляются так упрямо за свое крестьянское происхождение или восхваляют сельские добродетели с таким ритуальным пылом... Нигде так много горожан не рассматривают своих крестьянских предков как знак отличия».* Французские крестьяне очень привязаны к своей земле, что определяет их психологию и сформированные архетипы.
* Цит. по: Ю. Рубинский. Французы у себя дома // Знамя. — 1990, №4. – С. 155.
Во Франции землячество является одним из самых распространенных способов установления контактов между незнакомыми людьми, случайно столкнувшимися в обществе или на работе. Это связано с тем, что уроженцы различных провинций Франции пользуются в народе определенной репутацией благодаря конкретным отличительным чертам своего характера.
Нормандец, например, считается человеком осторожным, сдержанным. Он предпочитает отвечать на вопросы двусмысленно, чтобы избежать конфликтных ситуаций. Подобный тип ответов принято называть «нормандским».
Бретонцы считаются упрямыми, с ними очень сложно договориться. Южане живее и экспансивнее людей Севера, их чувства и речь отличаются некоторой остротой. Они говорят громко, употребляя красочные эпитеты, сравнения, превосходные степени; любят поспорить друг с другом. Однако темперамент французов-южан скрывает их истинные мысли и чувства. Жизненными ценностями, определяющими ориентацию южан-французов, являются семья и личные связи. Отношения людей при этом строятся на знакомствах и взаимных услугах.
Северяне отличаются от южан, что обусловлено их различным этническим происхождением. Северяне ведут свое происхождение от германских племен, франков, которые упорно сопротивлялись владычеству Рима и в конце концов сокрушили его своими набегами. Именно Север начал собирать раздробленные французские земли вокруг королевского домена Иль-де Франс и его столицы — Парижа. В связи с данной исторической особенностью жители Севера чувствуют себя сначала французами, а затем уроженцами отдельных провинций, в то время как некоторые южане, например, корсиканцы, — наоборот.
Достаточно специфично отношение французов к деньгам и богатству. У большинства из них есть качество, которое они считают большим достижением, — бережливость. Нелюбовь французов к расточительству объясняется в первую очередь стремлением обеспечить свое будущее в старости, надежно обезопасить себя и свою семью на случай нужды, а также избежать унизительной материальной и моральной зависимости, которая связана с долгами. Французы никогда не прибегают к рискованным финансовым авантюрам, стремясь скорее сэкономить, чем заработать.
В отношении вербальных особенностей общения следует отметить, что французы не любят с ходу затрагивать вопрос, который интересует их больше всего. К нему подходят постепенно, после долгого разговора вокруг данной проблемы, без акцентирования внимания на нем. Французы не склонны к торгу, в связи с чем отстаивают свою позицию, не имея запасной. Поэтому при решении какой-либо важной проблемы беседа часто приобретает конфронтационную окраску. Недоверие к компромиссам в процессе таких переговоров у французов усиливается чувством интеллектуального превосходства.
Для французов характерно придавать своим национальным проблемам международное измерение, а события в мире или отдельных странах «примерять» к французским реальностям. «Не удивительно, — указывает И.Г. Гердер, — что французская нация стала самой тщеславной во всей Европе, — почти с самого начала, когда только возникла французская монархия, Франция указывала путь Европе и задавала тон во всех самых важных переменах».*
* Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества. — М., 1977. — С. 589.
Склонность обывателя видеть в иностранцах «козлов отпущения», винить их во всех своих неприятностях особенно опасна, когда объектом неприязни оказываются люди, живущие в самой Франции и отличающиеся внешним видом, цветом кожи, языком, произношением, бытом и нравами, религией, что обусловливает истоки болезненной проблемы Франции — расизма.
Французское общество пронизано ускоряющими, раскручивающими отношениями, где каждый обращается к каждому с просьбами, поручениями и рассчитывает на эмоциональный отклик на свое обращение. Помощь друг другу строится по формуле «ты — мне, я — тебе», культивируются неформальные связи. Причем со временем нарастает эмоциональная напряженность из-за того, что укореняется гостевой принцип «ты не вправе мне отказать». Из-за физической невозможности наладить равноценный обмен информацией представители данной этнической общности истощают друг друга. Отношения с другими этносами напоминают интеллектуальное соперничество, пронизаны стремлением первыми внедрить новшества, подхватить модное увлечение. Например, известно, что Франция считается законодательницей моды.
Тактика проведения деловой встречи с французами
Формирование французского стиля делового общения было связано с особенностями системы образования, которая ориентирована на воспитание независимых и критически настроенных граждан
В деловой жизни Франции большое значение имеют личные знакомства и связи. При деловом знакомстве с французами необходимо вручить свою визитную карточку с указанием законченного высшего учебного заведения, так как французы придают большое значение образованию. Элита делового мира Франции состоит из выпускников ограниченного числа учебных заведений, поэтому, имея хорошие связи с одним из них, вы почти всегда сможете «выйти» на других бизнесменов того же ранга. Новые контакты обычно устанавливаются через посредников, которые связаны родственными, финансовыми или дружественными отношениями с нужным вам лицам.
Необходимо учитывать тот факт, что французы болезненно реагируют на использование в деловых отношениях английского и немецкого языка, полагая, что это ущемляет их национальную гордость
Необходимо быть готовым и к бюрократической волоките, особенно на национализированных крупных предприятиях. Если партнер не имеет прямого выхода на ответственных руководителей и переговоры ведутся на менее высоком уровне, то следует дождаться, пока предложение дойдет до соответствующего управленческого звена и будет принято решение. Решения среди французских предпринимателей принимаются ограниченным числом лиц высокого ранга.
Французские предприниматели очень тщательно готовятся к предстоящим переговорам, досконально изучают все аспекты и последствия поступающих предложений. В связи с этим переговоры с ними проходят в значительно более медленном темпе, чем, например, с американскими предпринимателями. Французы стремятся избегать рискованных финансовых операций. Французские предприниматели не позволяют сразу убедить себя в целесообразности сделанных предложений, предпочитая аргументирование и всесторонне обсудить каждую деталь предстоящей сделки.
Французский стиль ведения переговоров отличается приверженностью к принципам при одновременном недоверии к компромиссам. При этом негативное отношение к компромиссам усиливается чувством интеллектуального превосходства, свойственным французам. Они стремятся отстаивать свои позиции, однако не склонны к торгу. В результате складывается впечатление о том, что они достаточно жестко ведут переговоры и, как правило, не имеют запасных вариантов. Нередко представители французской стороны на переговорах выбирают конфронтационный тип взаимоотношений Поведение, однако, может кардинальным образом меняться в зависимости от субъекта, с которым обсуждаются проблемы.
Французские предприниматели большое внимание уделяют предварительным договоренностям, предпочитают по возможности заранее определить вопросы, которые могут возникнуть в ходе официальной встречи, провести предварительные консультации по ним. Негативно отражаются на ходе переговоров неожиданные изменения в позициях сторон, в связи с чем дополнительные поправки или изменения крайне нежелательны.
Часто во время обсуждения вопросов французы перебивают собеседников, высказывая критические замечания или приводя контраргументы, однако данный факт не должен восприниматься как проявление неуважения.
Контракты, заключаемые французскими предпринимателями, предельно корректны, точны в формулировках и не допускают разночтения: не более 4 страниц текста на французском языке, цены во франках, предложения из 10—15 слов.
- Введение
- Раздел 1 основные положения этнической психологии Глава 1 этническая психология как наука. Предмет и методы этнической психологии
- 1.1. Основные этапы развития представлений о предмете этнической психологии
- 1.2. Причины дискредитации этнопсихологической науки в конце 20-х годов в России
- 1.3. Основные направления развития современной этнопсихологической науки
- 1.4. Понятие, объект, предмет и содержание этнической психологии
- 1.5. Этнопсихология и другие отрасли знаний
- 1.6. Методологические основы этнической психологии
- 1.7. Функции этнической психологии
- 1.8. Психологическая сущность основных понятий этнической психологии
- 1.9. Основные задачи этнической психологии в современном обществе
- Глава 2 проблема этноса и наций в этнопсихологии
- 2.1. Психологическая характеристика этноса
- 2.2. Понятие этнических общностей и групп и основные процессы внутри них
- 2.3. Способы существования этносов
- 2.4. Этнические процессы
- 2.5. Социально-психологическая сущность понятия «нация»
- 2.6. Основные этнические и культурологические особенности нации
- 2.7. Понятие национальной идентификации
- Глава 3 статические характеристики этноса
- 3.1. Психический состав этноса
- 3.2. Ментальность как интегральный этнопсихологический признак нации
- 3.3. Психологическая сущность и содержание национального характера
- 3.4. Национальное самосознание
- 3.5. Этническое самосознание
- 3.5.1. Понятие маргинальности
- Глава 4 динамические характеристики этноса
- 4.1. Национальные чувства
- 4.2. Проблема этнической установки в этнопсихологии
- 4.3. Этнические стереотипы, их структура и содержание. Причины стереотипизапии
- 4.4. Этнические конфликты, их сущность, объективные и субъективные условия их возникновения
- 4.5. Массовые явления в национальных конфликтах и участие в них молодежи
- 4.6. Проблема национального экстремизма на современном этапе
- Раздел 2 особенности национального характера отдельных народов мира
- Глава 1 дальний восток
- Китайцы
- Глава 2 ближний восток Арабы
- Глава 3 северная америка Американцы
- Глава 4 западная европа Итальянцы
- Французы
- Испанцы
- Скандинавы
- Норвежцы
- Англичане
- Глава 5 африка Народы Африки
- Глава 6 этнопсихологические аспекты ведения деловых переговоров
- Этноспихологические особенности украино-американских деловых отношений
- Глава 2 возможность идентификации этнических общностей по классификации к.Г. Юнга
- Классификация этнических общностей на основе типологии личности к.Г. Юнга.
- Классификация этнических общностей по типологии личности а. Аугустинавичуте.
- Типология психологических отношений членов этнических общностей (в пределах этнической общности).
- Глава 3 теория зависимости характера этноса от географического расположения территории проживания
- Зависимость формы государственного правления от географического района проживания этнической общности.
- Глава 4 прогнозирование взаимоотношений этнических групп на базе их психологических особенностей
- Глава 5 невербальные особенности общения этнических групп
- Глава 6 психологическое восприятие линии времени нейролингвистического программирования представителями этнических общностей
- Типы линии времени нейролингвистического программирования и их характеристики
- Глава 7 модель психологического анализа этнической группы
- Приложение а этническая психология и юриспруденция
- Приложение б этническая психология и медицина этническая принадлежность человека и действие лекарств
- Влияние фактора этнической принадлежности врача и выбора языка для беседы на оценку клинического состояния пациента с психическими расстройствами
- Заключение
- Краткий словарь терминов этнопсихологии
- Использованная литература
- Предметный и именной указатель
- Оглавление