logo
Баронин_Этническая психология_2000

4.4. Этнические конфликты, их сущность, объективные и субъективные условия их возникновения

4.4.1. Понятие и формы этнических конфликтов

По мнению некоторых экспертов, XXI век станет веком на­циональных конфликтов. Уже сейчас средства массовой инфор­мации сообщают о трагических событиях в Боснии и Герцего­вине, Эритрее, Конго, Нигерии, Албании, Афганистане, Ин­дии, Чечне. Это далеко не полный список, особенно если учи­тывать так называемые «скрытые межнациональные конфлик­ты», которые еще не переросли в открытое противостояние.

Конфликт — это социальный процесс, в котором индивид или группа стремится к достижению своих целей путем устра­нения, уничтожения или подчинения себе другого индивида или группы, стремящихся к сходным или идентичным целям. Конфликт может также возникать между группами, когда груп­пы стремятся к разным целям, но для их реализации хотят воспользоваться одними и теми же средствами. В конфликте всегда есть осознание противника, четко определена ситуация, в которой противник оценивается через противоречие, суще­ствующее между стремлениями и целями той или другой сто­роны. Конфликты рождаются на основе антагонизма, из про­тивоположного определения систем ценностей друг друга плюс негативного предубеждения, возникающего по определенным причинам. Схематично изобразить этот процесс можно так: если «А» определяет «Б» таким образом, что «Б» угрожает ценнос­тям, которыми обладает «А», то у него возникает негативное предубеждение против «Б». Если, кроме того, «А» определяет стремление «Б» как стремление навязать ему ценности «Б», тогда рождается антагонизм. Таким образом, антагонизм — это комплекс негативных установок и оценок, способных привести к действиям, направленным на устранение или подчинение про­тивника. Антагонизм может возникнуть на основе объективной противоположности интересов, но перерождается в конфликт лишь после осознания этой противоположности одной из эт­нических групп.

Конфликт может выступать в различных формах. Такими формами являются:

• борьба;

• война.

Борьба — это форма конфликта, в которой противники стремятся показать свое превосходство, принудив противни­ка признать это превосходство. Цель борьбы — принудить про­тивника к капитуляции путем признания превосходства и принятия условий, которые из этого признания в данной конкретной области вытекают.

Война же — это вооруженная борьба за реализацию поли­тических целей этнических групп. Поэтому если борьба — явление повсеместное во всех обществах и во все историчес­кие периоды, то война появляется лишь с возникновением политически организованных этнических общностей (госу­дарств).

Конфликты могут возникать повсюду, где имеются проти­воположные интересы, цели, противоположные определения систем ценностей, взаимоисключающие образцы деятельно­сти и критерии оценок. Помимо этнических, известны кон­фликты политические, экономические, религиозные, мораль­ные и т.д.

Конфликтность — фундаментальная характеристика суще­ствования общества. Оглядываясь на прошлое человечества, мы всюду увидим противостояние и конфликты, которые проис­ходят и на уровне этносов.

4.4.2. Теории возникновения этнических конфликтов

Некоторые зарубежные специалисты в области этнопсихо­логии утверждают, что межнациональная вражда и предубеж­денность извечны, то есть коренятся в самой природе челове­ка, в его инстинктивной «неприязни к различиям». Так, пред­ставители биологической теории и социал-дарвинизма утвер­ждают, что законом жизни является борьба за существование, которая наблюдается в животном мире, и именно она, прояв­ляясь в человеческом обществе, неизбежно ведет к возникно­вению конфликтов. А потому, утверждают они, конфликты для человека необходимы, как, например, питание или сон. Не­состоятельность подобной теории очевидна. По справедливому замечанию В. Райха, «в животном мире не существует войн в пределах одного вида. Война с себе подобными, как и садизм, относится к приобретениям «цивилизованного человека».* Одна­ко наиболее реакционной теорией биологической теории кон­фликтов является расовая теория, согласно которой отдельным народам присущи неизменные, врожденные свойства, которые объясняют их постоянную склонность к конфликтным ситуа­циям.

* Райх В. Психология масс и фашизм. — СПб., 1997. — С. 308.

Проведенные исследования опровергают эту гипотезу, до­казывая, что как враждебность к иностранцам, так и предубеж­дения против какой-то конкретной народности не являются всеобщими. Они возникают под влиянием соответствующего воспитания и имеют определенные причины социального ха­рактера. Другие ученые пытаются объяснить природу конфлик­тов географическими факторами, якобы предопределяющими склонность тех или иных народов к конфликтам. Это может быть связано с претензиями, обосновывающими историческую пра­вомерность притязаний на ту или иную территорию соседних этнических общностей.

Стереотипный образ конкретной этнической группы, суще­ствующий в массовом сознании, всегда отражает характер вза­имоотношения с данной группой. Наибольшую враждебность вызывают, однако, те этнические общности, которые в силу объективных исторических причин оказались когда-то враждеб­ными, а в результате и сейчас воспринимаются как потенци­ально опасные и наделяются отрицательными свойствами. Та­ким образом, этнические конфликты всегда связаны с каки­ми-то социальными острыми, современными или имевшими место в предшествующей истории противоречиями.

4.4.3 Виды и стадии этнических конфликтов

По интенсивности проявления конфликты подразделяются на быстротекущие и вялотекущие. По масштабу проявления они могут быть локальными, региональными и глобальными. При этом следует иметь в виду, что грани между этими явле­ниями весьма условны и подвижны; ввиду различных условий они могут переходить из одного вида в другой. Примеров всех указанных видов и разновидностей конфликтов каждый из нас может во множестве отыскать как в прошлой, так и в современной истории человечества. В сущности конфликты, возникающие в различных уголках земного шара, никогда и не прекращались. В каждом конфликте различают три стадии: предкризисную стадию, собственно кризисные проявления (кон­фликт), или пик кризиса, а также посткризисный период. При этом продолжительность действия (проявления) той или иной стадии может быть различной. В конечном счете это опреде­ляется особенностями данной кризисной ситуации. В любом случае, независимо от формы масштаба и других определяю­щих конкретных характеристик, проявление кризиса — это всегда конфликт.

Наиболее часто в истории возникали и возникают конф­ликты, предметами которых являлись и являются следующие:

• политические и социально-политические отношения;

• экономические и социально-экономические отношения;

• территориальные отношения;

• межэтнические отношения;

• языковые отношения;

• религиозные отношения.

Следует подчеркнуть, что национальные предубеждения не только стихийно возникают в обыденном сознании, но пред­намеренно и целенаправленно внедряются в него реакцион­ными силами с использованием религиозных воззрений, средств массовой информации. Разжигание межнациональной вражды служит средством отвлечения народных масс от дей­ствительных виновников их бедственного положения, помо­гает правящим кругам направить народное недовольство в бе­зопасное для них русло. Не случайно наиболее реакционные фашистские режимы всегда связаны с крайними формами на­ционализма и шовинизма.

4.4.4. Причины национальных конфликтов и предрассудки

Причины национальных конфликтов, по мнению Антони Ричмонда, британского социолога 70-х годов, — психологиче­ские, прежде всего связанные с таким психологическим явлением, как этноцентризм, который рассматривался нами выше. Решение проблемы межнациональных отношений, с точки зрения психологов, зависит поэтому в конечном счете от переделки человеческой психики. Психологические причи­ны этнических конфликтов чаще всего выступают в виде эт­нических и национальных предрассудков и националистических настроений. Каждое из этих социально-психологических обра­зований влияет на формирование и функционирование обще­ственного мнения по вопросам, затрагивающим национальные и межнациональные ценности, выходит на поверхность в со­циальной практике национальной и этнической дискримина­ции. Психология рассматривает предрассудок как установку предвзятого или враждебного отношения к чему-либо без до­статочных для такого отношения оснований или знания. При­менительно к национальным или этническим группам пред­рассудок выступает в виде установки предвзятого или враждеб­ного отношения к представителям этих групп и к любым фак­там действительности, связанным с их деятельностью, пове­дением, социальным положением. Решающим фактором в воз­никновении этнических и национальных предрассудков явля­ются социально-экономические условия неравенства в отно­шениях различных общностей, живущих в единой системе хо­зяйства. Экономический фактор в условиях общества опреде­ляет собой и такую распространенную форму национальных предрассудков, как ксенофобия — неприязнь к иностранцам вообще. Экономические факторы безусловно составляют не сущность идеологии, а лишь социальную почву для взращивания националистических идеологий.

Однако ксенофобия, как правило, не распространяется на национальные и этнические группы, которые не выступают в качестве конкурентов на рынке рабочей силы. Это явление хорошо прослеживается в тех странах Западной Европы, ко­торые ввозят иностранных рабочих в больших масштабах. Тур­ки, поляки и итальянцы, выполняющие в Германии наиболее тяжелые работы в дорожном и промышленном строительстве, не вызывают к себе открытой неприязни, хотя и считаются среди определенной части местного населения людьми «вто­рого сорта»: жить с ними в одном доме или иметь друзей из их числа «не принято». Рассматривая предрассудки в гносеологи­ческом плане, следует отметить, что они возникают как след­ствие неполного или искаженного понимания объекта, по от­ношению к которому формируется установка. Возникая на ос­нове ассоциации, воображения или предположения, такая установка с ущербным познавательным компонентом оказы­вает тем не менее стойкое влияние на отношение людей к объекту, прослеживается в решениях, связанных с объектом, и в поведении, затрагивающем объект.

Психологический механизм, при помощи которого стано­вится возможным направить эмоциональную реакцию на че­ловека, причинно не связанного с возникновением этой ре­акции и который чаще всего используется в культивации этноцентризма, этнических предрассудков, для возникновения националистических настроений, называется процессом пере­мещения. Суть этого процесса сводится к переносу выражения эмоций в иную ситуацию, где это можно осуществить либо бе­зопасно, либо с большей политической выгодой. Психологи­ческое перемещение используется людьми либо бессознатель­но, в качестве защитного механизма психики, либо преднаме­ренно, в поисках «козла отпущения», на котором можно было бы выместить досаду по поводу какой-либо ситуации. Однако этот механизм не является атрибутом только индивидуальной психической деятельности. Его применение встречается и в кол­лективных психических процессах и может охватывать значи­тельные массы людей. В больших масштабах процесс переме­щения иногда может возникать стихийно, благодаря феноме­ну коллективного бессознательного. Подмечено, например, что на выборах, которые происходят после засухи или наводнения, партия, стоящая у власти в этот год, как правило, терпит по­ражение, хотя очевидно, что к отсутствию дождей или к их избытку она непричастна. Например, доктор Сандра Постел из Института внешнеполитических исследований США («World Watch Institute») прогнозирует возникновение массовых этни­ческих конфликтов из-за нехватки пресной воды в начале XXI века в центральных районах Африки.

Механизм перемещения применяется для того, чтобы на­править гнев или враждебность людей на объект, не имеющий никакого отношения к причинам этих эмоций.

На основе незнания предрассудки могут возникать по от­ношению к объектам самого различного рода: к вещам и жи­вотным, к людям и их ассоциациям, к идеям и представлени­ям, к формам общественного сознания, к идеологическим системам. Но самым распространенным видом предрассудка все-таки являются этнические или национальные предрассуд­ки. Роль невежества в генезисе этнических и национальных предрассудков была убедительно продемонстрирована рядом экспериментов, среди которых наибольшую известность полу­чили работы Юджина Хартли, относящиеся к 70—80-м годам, исследовавшего этот психологический феномен в группах бе­лых американских студентов. В ходе этих экспериментов груп­пам студентов было предложено высказать свое отношение к представителям 32 различных национальностей. В это число были включены три несуществующие национальности — «данирийцы», «пиринийцы», «валонийцы». Те, кто в ходе экспери­мента отверг китайцев, евреев, итальянцев, негров, норвеж­цев, югославов, считая, что их не следует допускать в качестве иммигрантов в Соединенные Штаты, отвергли и несуществу­ющие национальности. По ассоциации смежности с теми, к кому опрошенные студенты уже имели предрассудки, они сформировали аналогичную негативную установку, хотя ничего не знали об этих людях.

Сохранению этнических и национальных предрассудков способствовали некоторые психологические причины, в конеч­ном счете также вытекающие из социально-экономических условий существования людей. Одна из этих причин — попыт­ка найти источник психического удовлетворения от чувства мнимого превосходства, которое испытывают представители групп этнического большинства, находящиеся внизу социаль­ной лестницы из-за тяжелого материального положения. Отсут­ствие действительного престижа при занимаемом людьми срав­нительно низком социальном положении среди господствую­щей этнической группы компенсируется иллюзорным прести­жем от сознания принадлежности к «высшей расе».

Американский психолог Г. Олпорт видит причину предрас­судков в склонности человеческой психики к ошибочным обобщениям и враждебности. По его мнению, эти свойства естественны и всеобщи.* Одной из таких теорий является те­ория фрустрации и агрессии. Она заключается в том, что в человеческой психике в силу определенных причин, вызванных какими-то отрицательными эмоциями, создается состояние напряжения — фрустрации. Оно ищет разрядки, и объектом может стать любой человек. Теория фрустрации, или вымеще­ния, находит применение и в этнопсихологии, когда причину трудностей, существующих у какой-либо этнической груп­пы, ищут в другой группе. Уже упоминалось, что этнические взаимоотношения обостряются в период внутриполитического кризиса. Раздражение направляется против народа, к которому уже имеется негативная установка либо враждебное предубеж­дение, а конфликтная ситуация при этом вызывает нередко агрессивные формы. Существуют также теории, объясняющие происхождение этнических предрассудков с точки зрения пси­хоанализа, например, теория проекции, предложенная Зиг­мундом Фрейдом. Она объясняет предрассудок проявлением глубинных черт личности, сформировавшихся в раннем детстве. Большой интерес представляют работы американских психологов Т. Адорно, Н. Санфорда, Д. Левинсона в рамках теории «авторитарной личности».

* См.: Allport G.W. The Nature of Prejudice. — Boston, 1955. — P. 17, 27, 356-357.

Культивация этнических и национальных предрассудков ведет к далеко идущим последствиям в психологическом пла­не. Во-первых, наличие предрассудка серьезно искажает для его носителей процесс восприятия людей другой национально­сти или этнической принадлежности. Носитель предрассудка видит в представителях другой национальности то, что он хочет видеть, а не то, что есть на самом деле. В результате большие творческие возможности представителей дискрими­нируемой этнической общности остаются неиспользованны­ми для общества. Во-вторых, в среде людей, зараженных эт­ническими и национальными предрассудками, возникает не­осознанное чувство тревоги и страха перед теми, кто является объектом дискриминации. Носители предрассудков видят в лицах, подвергаемых дискриминации, потенциальную угро­зу, что порождает еще большее недоверие к ним. В-третьих, существование национальных и этнических предрассудков, основанных на них традиций и практики дискриминации и сегрегации, ущемления гражданских прав в конечном итоге искажает самооценку людей — объектов этих предрассудков. Значительному количеству людей навязывается чувство соци­альной неполноценности, и как реакция на это чувство воз­никает готовность к утверждению личностной полноценнос­ти через восприятие националистической идеологии, через этнические конфликты.

4.4.5. Националистические настроения

В общем балансе конкретных проявлений националистичес­кой идеологии в массовом сознании значительным удельным весом обладают националистические настроения. Значение их влияния на деятельность и поведение людей может быть очень большим хотя бы уже из-за того, что они могут охватывать весьма многочисленные социальные группы. Националистичес­кие настроения — это частный случай предметно-ориентиро­ванных общественных настроений, для которых свойственны эмоциональный характер, импульсивность и динамичность. Будучи одним из наиболее массовых явлений в общественной психологии, общественные настроения являются продуктом от­ражения всей системы экономических отношений как непос­редственно, так и опосредованно — через идеологию и поли­тику. Общественные настроения в свою очередь оказывают вли­яние на сформировавшие их факторы — экономику, идеоло­гию, политику — через состояние сознания людей — участни­ков экономических отношений, носителей идеологии. Обще­ственные настроения по своей сути многообразны. Они могут быть различными по своему содержанию — оптимистически­ми и пессимистическими, их может характеризовать психичес­кое состояние в виде удовлетворения или недовольства, паники или решимости. Их можно различать по направленности на кон­кретный объект. Направленные на этническую и национальную общность — свою или иную, сопровождаемые соответствую­щим комплексом чувств, представлений, стереотипов и уста­новок, общественные отношения приобретают одно из двух взаимоисключающих качеств — они становятся националисти­ческими или патриотическими. Значимость общественных на­строений для сферы социальных отношений повышается с увеличением численности групп, в которых они господствуют, и с ростом интенсивности их проявления. Если учесть, что национальные группы обычно бывают многочисленными, а проявление чувств, связанных с национальными ценностями, в большинстве случаев оказывается бурным, то становится ясно, что роль националистических настроений в обществен­ных процессах не может быть малозаметной. Одним из важных свойств общественных настроений является их заразительность, которая в высшей степени присуща и националистическим настроениям. Возникающее как следствие действия социально-психологического закона подражания, это свойство способству­ет очень быстрому распространению таких настроений и охва­ту значительных масс людей, принадлежащих к какой-либо одной этнической или национальной общности. Несмотря на быстроту, с которой они распространяются, их угасание бы­вает очень медленным и обычно сопровождается рецидивами оживления в связи с самыми, казалось бы, незначительными поводами.

Взаимосвязь и взаимозависимость общественных настроений и факторов, которые их порождают, а также способность к рецидивам широко используются в политической борьбе. Осо­бенно четко эта тенденция прослеживается в националистичес­ких настроениях, сопровождающих национализм дискримини­руемой нации. В подобных ситуациях они имеют в качестве компонента настроения недовольства по отношению к диск­риминаторам и (при возникновении соответствующих условий) приобретают дополнительное слагаемое в виде настроений решимости. Эти настроения недовольства и решимости всегда были психологической почвой, на которой прорастали семе­на идеологии. Обстановка политического кризиса, вызывая рост политической активности масс, порождает одновременно и резкие колебания в общественных настроениях.

Устойчивость и живучесть психологических образований, питающих собой этнические и национальные конфликты, их способность передаваться из поколения в поколение и оказы­вать влияние на мышление и поведение больших масс давно использовались политиками. Например, идеологическая подготовка крупнейших социальных движений средневековья — крестовых походов, осуществлявшихся католической церковью, помимо религиозной пропаганды включала в себя и настой­чивое распространение ненависти к сарацинам и славянам. По верному замечанию К. Леонтьева, «чтобы разогреть людей и заставить их пролить кровь будто бы за веру, надо под веру «под­строить» как-нибудь «племя».*

* Леонтьев К Национальная политика как орудие всемирной рево­люции // Наш современник. — 1987. — № 7. — С. 166.

В своем современном виде национализм более, чем любое другое общественное явление, дает возможность обычаям и традициям, а также чисто психологическим образованиям — желаниям и чувствам, страху и подозрительности, ненависти и предрассудкам — оказывать далеко идущее влияние на суж­дения людей по проблемам, затрагивающим международные или межнациональные отношения на всех уровнях. Ошибки в суждениях относительно устойчивости или изменчивости на­циональных традиций и национального характера, по поводу характера национализма, степени его распространенности или интенсивности его проявления послужили — наряду с други­ми факторами — источниками ошибок в оценках и решениях, принимавшихся политиками на определенных исторических этапах.

Этнический состав всегда является важным разделом этног­рафических исследований. Без выявления этнической структу­ры любого народа невозможно, по существу, исследование истории, развития культуры, форм быта, образа жизни в це­лом. Каждый народ проходит в своем развитии большой и слож­ный путь, сталкиваясь с другими этносами, заимствуя элемен­ты их культуры. Без знания этнического состава невозможно решать такие проблемы, как проблема языка и выработки пра­вильной языковой политики, разработка планов социально-экономического строительства. Незнание этнического состава затрудняет решение вопросов национальной государственно­сти и соответствующего административного устройства, кото­рое учитывало бы интересы больших и малых народов. Анализ этнического состава может пролить свет на корни сложных отношений, существующих между некоторыми народами, помочь вскрыть причины этнических предубеждений.

4.4.6. Анализ причин этнических конфликтов

В анализе причин этнических конфликтов и предубеждений необходимо учитывать также различные явления, связанные с традиционными племенными институтами. И сегодня продол­жают играть значительную роль традиционные обряды и обы­чаи. Согласно традиционным формам морали, каждый чело­век обязан оказывать помощь и содействие своим соплемен­никам. Это явление нередко можно встретить в некоторых аф­риканских странах. Таким образом нередко во многих африкан­ских министерствах посты бывают заняты родственниками ми­нистра и других начальников, а в домах у них можно видеть до десятка и более родственников. Нерешенность экономических проблем, безработица, неуверенность в завтрашнем дне, от­сутствие политической стабильности — все это объединяет лю­дей одной этнической принадлежности, заставляет теснее дер­жаться друг за друга, особенно в городах. Чувство этнической солидарности получает организационное оформление во вся­кого рода союзах и землячествах.

Принцип самоопределения является политической и юри­дической основой решения международных, государственно-правовых, социальных и национальных проблем. Он имеет два аспекта внешний и внутренний. Под внешним самоопределени­ем понимается проведение политического курса, способствую­щего укреплению государственного суверенитета, решению национальных и территориальных проблем международного ха­рактера. Внутренний аспект предусматривает право народа определять свой общественный и государственный строй, сво­бодно распоряжаться своими ресурсами.

В различных документах правительств и правящих партий стран мира содержатся программные положения, касающие­ся основных прав граждан; высказывается отношение к наци­ональной розни и дискриминации, проблеме национальных меньшинств. Определяются роль и задачи государства в разви­тии национального самосознания и воспитании масс в аспек­те этнической и национальной терпимости. К ним относятся конституции, законы, уставы, решения и резолюции партий. Серьезное внимание, в частности, уделяется смягчению роли этнического фактора в политической жизни. Помимо воспита­тельной работы в ряде стран издаются законы, направленные на борьбу с национализмом и этнической враждой.

Как мы уже отмечали, межэтнические конфликты обостря­ются во время политических и экономических кризисов. Без­условно, невозможно делать какие-либо разграничения меж­ду политическими и психологическими причинами возникно­вения этих конфликтов. Справедливее было бы сказать, что некоторые политические процессы активизируют определен­ные стороны психики человека, способствующие проявлению негативных эмоций и чувств по отношению к представителям других общностей, на которые делается проекция. Поэтому рассматривать процессы, происходящие в этносе, необходимо и с учетом политических и экономических условий в конкрет­ный момент времени. Для иллюстрации приведенного выше соображения смоделируем ситуацию, провоцирующую этни­ческий конфликт, связанный с внутриполитическими процес­сами в стране. Элементом модели будет являться некое многона­циональное государство, находящееся в ожидании президент­ских выборов. Экономический кризис провоцирует волну не­довольства правительством среди населения страны. Абсолют­но очевидно, что грядущие выборы не будут в пользу правя­щей партии, в связи с чем у действующего правительства воз­никает проблема удержания власти в своих руках. Объективно оценивая ситуацию, можно сказать, что решение такой зада­чи невозможно в силу негативной личной установки народа этого государства по отношению к правительству, в котором люди видят причину кризиса и своего бедственного положе­ния. Подведем первый итог: общественность государства дела­ет психологический перенос (отождествление) своего кризис­ного положения на деятельность правительства. Теперь приме­ним психологический прием «переноса» с помощью архетипа и масс-медиа в качестве средства внушения. Итак, осуществим перенос причин экономического кризиса на представителей национальных меньшинств государства, обвинив их, напри­мер, в том, что они подрывают экономику страны, тайно по­могают своей этнической родине и т.д. Через распространение такой информации по правилу «независимых авторитетных» источников (о которых мы уже упоминали) осуществляется массовое внушение этническому большинству страны. Проис­ходит психологический перенос той же самой кризисной си­туации на другой объект — представителей этнической груп­пы-меньшинства. Параллельно с этим происходит активизация негативного опыта (исторического в том числе), который вы­ражается в обращении к негативному опыту межэтнических отношений национального большинства и меньшинства стра­ны, а также к отношениям страны с государством, являющимся этнической родиной данного национального меньшинства. Этнический конфликт сформирован. Теперь достаточно ими­тации провокации со стороны национального меньшинства страны для того, чтобы этнический конфликт перерос в воору­женный. Как видим, при помощи относительно простого при­менения психологических правил сформирован этнический конфликт, целью которого изначально выступала политичес­кая необходимость.

Таким образом, национальное развитие и межнациональ­ные отношения в обществе, государстве, регионе следует рас­сматривать как сложный противоречивый процесс, который не только естественно развивается, но и требует управления.

Главным в укреплении украинской государственности се­годня является завершение формирования украинской нации как психологической и политической целостности, формиро­вание единого народа из существующего населения. Подобные задачи решаются путем постепенных экономических, полити­ческих и социальных реформ параллельно с проведением раз­нообразных культурных, образовательных и просветительских мероприятий. Таким образом, очевидно, что данный процесс должен проходить эволюционно, не заостряя языковых, религиозных, этнопсихологических особенностей различных групп населения Украины. Цель этого процесса — интеграция идей совместного строительства развитого и демократического го­сударства, которое явилось бы родным для проживающих на его территории более чем ста национальностей. Особенно важно учитывать и то, что народ Украины многонационален, гово­рит на многих языках.

Цивилизованная национальная идея в связи с этим явля­ется объективной реальностью жизни и благополучия государ­ства. На сегодняшний день национальный интерес в Украине включает в себя объединение таких составляющих, как:

• национальный интерес каждого народа, проживающего в Украине;

• национальный интерес представителей этносов Украины в связи с интересами их наций в собственных государствах;

• национальные интересы этносов Украины и их корреля­ция между собой;

• объединение национальных и общечеловеческих ценно­стей.

Возможность возникновения этнических конфликтов на территории Украины достаточно неоднозначна. Человек пред­ставляет собой целый индивидуальный мир со специфической культурой, психологией, и когда речь идет о его унижении на национальной основе, можно уже говорить о проблемной си­туации. Однако избежать этнических конфликтов поможет про­гностическая функция этнопсихологии, при помощи которой возможно как спрогнозировать возникновение межнациональ­ного конфликта, так и найти пути выхода из него, нейтрали­зовав причины его формирования.