logo
Баронин_Этническая психология_2000

Глава 2 возможность идентификации этнических общностей по классификации к.Г. Юнга

Анализируя этническую общность, необходимо осущест­влять целостный подход к этому элементу как к единой био­логической структуре. Рассматривая каждого отдельного члена данной группы, невозможно прийти к какому-либо однознач­ному выводу. Это происходит потому, что анализ особеннос­тей отдельного человека требует личностного подхода к нему, с учетом всех изменений в его жизни, психике, с определением его жизненных мотивов. Однако в связи с этим утрачивается какая-либо общность его психики с психикой других членов данной группы. Действительно, психика всех людей индиви­дуальна и проводить четкое разделение между психикой пред­ставителей одной этнической общности и других этносов невоз­можно. Одновременно с этим очевидно, что такие различия объективно существуют. Причина этого явления состоит в том, что внутри каждой этнической общности существуют опре­деленные правила ее функционирования и жизнедеятельнос­ти, проявляющиеся в морали, культуре, обычаях. Они, в свою очередь, формируют специфические особенности, отмечаемые представителями других этносов, имеющих отличные от дан­ных «правила».

Данное утверждение можно доказать при помощи анализа психической структуры, например, украинской диаспоры. Анализ показывает, что большинство этнических украинцев, проживающих длительное время за рубежом, практически це­ликом утратили психологические особенности, присущие их предкам, и приобрели новые качества психики, характерные для коренного населения страны проживания. При этом этни­ческое большинство не замечает существенного различия между своими психологическими особенностями и особенностями диаспоры. Это происходит в силу потери связи с автохтонной украинской культурой и обществом и проявлением в инород­ной среде индивидуальных особенностей психики.

Таким образом, в однородной этнической среде проявля­ются индивидуальные психологические особенности ее членов, в то время как в мультиэтническом обществе более заметны этнические особенности психики отдельных индивидов. Дан­ные особенности отмечаются членами противоположного этно­са, то есть для представителя этноса «А» будут заметны разли­чия в его психологии и психологии представителей этноса «Б», однако он практически никогда произвольно не выделит осо­бенности психики представителя своего этноса («А»). При этом психологи отмечают интересное явление: когда индивид оценивает представителя другой этнической общности, то не­вольно старается обратить внимание только на отрицательные качества. Подобный подход ошибочен, если речь идет об объек­тивном рассмотрении предмета исследования: начинает пре­валировать предубеждение, являющееся, в сущности, сраба­тыванием механизма психологической защиты — проекции. Наиболее правильным в данном случае представляется подход к проблеме, исходя из метода перенесения своей личной оцен­ки на позицию представителя той нации, которая характери­зуется.

Этнические особенности психики различных народов необ­ходимо рассматривать как результат функционирования сово­купности культуры, обычаев, религии и морали данного этноса. Применение типологии личности К.Г. Юнга к этническим общностям, таким образом, описывает психические особен­ности этноса с точки зрения психологической оценки его куль­туры, обычаев, религии и морали. Поэтому мы можем опреде­лить психологический тип отдельного этноса, исходя из харак­теристики продуктов его функционирования. Рассмотрев неко­торые этнические общности, мы пришли к выводу о том, что все они могут быть отождествлены с тем или иным психоло­гическим типом концепции К.Г. Юнга.

Данная концепция представляет собой не что иное, как отражение информационной модели сознательного и подсоз­нательного уровня человека. Однако и общество обладает со­знательным и бессознательным (коллективное бессознатель­ное) уровнем психики. Так как эти уровни формируются из совокупности подобных психических конструкций каждого от­дельного члена группы, то справедливым будет и утверждение относительно отождествления каждого отдельного этноса с психологическим типом. При этом сохраняются вся структур­ная модель этого типа: сознание типа — сознание всех членов этноса, которое формирует, например, общественное мнение; бессознательное типа — коллективное бессознательное этни­ческой группы, в которое входят, например, архетипы.

Проанализировав отдельно каждую из вышеперечисленных этнических групп, приходим к следующей психологической классификации этнических общностей:

Таблица 1