Глава 5 африка Народы Африки
Африка — это колыбель человечества: современная наука утверждает, что первый homo sapiens появился в Африке, а самый древний представитель человечества обнаружен в Восточной Африке. Древняя Африка относится к числу источников цивилизации и культуры: известно, например, что португальские аристократы направляли своих детей в царство Заир (нынешнее Конго) на учебу. Плавке бронзы европейцы научились у африканцев. Однако все, кому доводилось сталкиваться с африканцами, убедились в том, что им свойственны специфические черты характера, национальные особенности, которые не всегда поддаются рациональному объяснению.
Несмотря на принадлежность к различным народностям и племенам, в своих внешних проявлениях африканцы мало чем отличаются друг от друга. Различие отмечается лишь в их внешности. Сказанное относится к жителям Северной и Южной Америки из числа лиц африканского происхождения.
Данное обстоятельство объясняется прежде всего общностью исторической судьбы африканцев — многовековым колониальным владычеством ряда европейских государств, прежде всего Англии, Франции, Португалии, Испании, а также Италии и Германии. Поэтому в данном случае неуместно утверждать о каком-то национальном характере, или вообще рассуждать о существовании такого феномена, как национальный характер на территории Африки. Характер определяется типическими обстоятельствами жизненного пути людей в конкретных исторических условиях. Кроме того, он индивидуален и своеобразен, порождается неповторимыми ситуациями, в которых протекает жизнь индивида, процесс его воспитания. Таким образом, характер в конечном счете не зависит от национальной, расовой или родовой принадлежности, а потому не подлежит строгому обобщению по национальному признаку.
Африканцы находились в колониальной зависимости более 400 лет Помимо экономических и социально-политических последствий, колониальное владычество европейских государств наложило свой отпечаток на психологию характера. В результате из положительных качеств африканцы сохранили искренность, доброжелательность, приветливость, гостеприимность и открытость. Что касается негативных качеств, оставшихся у них еще с доколониальных времен, то они оказались неразрывно связаны с климатическими условиями (жаркий и влажный климат на большей части территории и жаркий и сухой в районах пустынь, легкий доступ к продуктам питания, не требующий особых усилий, — все это определило медлительность, быструю утомляемость и просто лень).
Общение с европейцами привело к возникновению у африканцев новых, не присущих им черт характера, заимствованных у европейцев как типичных, по их представлениям, для белого человека и воспринимаемых ими как образец для подражания. В связи с этим правомерно утверждать, что психология африканцев сложилась под влиянием внешних факторов, резко отклонившись от изначальных, природных черт характера.
Следует заметить, что заимствованные у европейцев черты характера были, в сущности, некритически восприняты африканцами как подлинные, действительно присущие европейцам, то есть — стереотип. По замечанию французского африканиста Ланге, «во все времена Черный континент видел самые черные, карикатурные черты своих первооткрывателей».
Приостановив экономическое, политическое, социальное и культурное развитие африканцев, европейские колонизаторы оставили им практически одно природное свойство — подражательность, присущую всем детям. Именно эта характерная черта определила появление у африканцев тех психологических особенностей, которые следует учитывать при общении с ними, рассматривая их, тем не менее, как преходящие в силу их неестественности.
Считая белого человека высшим существом (наподобие того, как таковым ребенок считает взрослого), а потому и образцом для подражания, африканцы стремились перенять все, что было в их глазах характерным для белых. Однако так как белые люди рассматривали африканцев как существа низшего порядка, то они демонстрировали им далеко не лучшие черты своего характера. Следует признать, что поведение европейцев в отношении африканцев было далеким от поведения любого порядочного человека.
В результате африканцы, подражая этим «высшим существам», переняли все присущие им пороки, искренне воспринимая их как черты характера и поведения истинных джентльменов, принимая их пороки за добродетели и даже за истинный аристократизм.
Именно от белых людей африканцы заимствовали такие черты, как лживость, вероломство, необязательность, непунктуальность, наглость, неуважение к окружающим. Одновременно европейцам удалось привить африканцам комплекс неполноценности, в связи с чем в постколониальный период у них появилось стремление утвердить себя, возвыситься в глазах окружающих, прежде всего родных и друзей. Так, познакомившись с европейцем, африканец поспешит представить его своему окружению более значительным лицом, чем он есть на самом деле, поднимая тем самым и собственную значимость. Общаясь с европейцем, африканец обязательно поведает, что его лучшими друзьями являются видные деятели страны.
Знаменитый английский путешественник и исследователь Африки Ливингстон в свое время писал: «Трудно добиться правдивости от рабов: они слишком заботятся о том, чтобы понравиться вам». Стремление понравиться, произвести впечатление своей значимостью, а потому все преувеличивать характерно для всех африканцев. Данное стремление является своего рода компенсацией такого чувства, как показная спесь, которую обычно демонстрируют власть имущие африканцы. Например, министр или другое высокопоставленное лицо может специально опоздать к отправлению поезда, поручив своему помощнику задержать отправление или, более того, находиться около вагона и спокойно продолжать беседу с провожающими, вынуждая всех ожидать, пока он не закончит беседу.
Для африканцев характерна приверженность к племени, выходцами из которого они являются. Все соплеменники для них — братья и сестры: так они и обращаются друг к другу, причем это чувство братства нередко сильнее родственных чувств.
Африканец может в то же время резко осуждать свое племя за свои личные обиды, неудачи, хотя чаще всего племя тут ни в чем не виновато. Однако собеседник нанесет личную обиду, если в какой-то мере выразит свое согласие с оценкой африканца и посочувствует ему.
Идеал каждого африканца — большой дом, большой автомобиль и большая семья. Это предел мечтаний и устремлений. При это семья включает также и дальних родственников. Африканская семья — это своего рода компромисс между деревней и кланом, из которых они вышли в люди. Компромисс лежит в натуре каждого африканца, представляя собой не только обычай, но и образ жизни. Часто компромисс выражается в обычном торге. И если торга с кем-то не было, то есть компромисс не состоялся, африканец начинает проявлять беспокойство. При этом у него появляются подозрения, даже если результат явно в его пользу. Африканцы любят шуметь по любому поводу, что является результатом ярко выраженной экстраверсии. В этом шуме больше театральности, чем выражения каких-то эмоций. Большинство из них говорят очень громко, и не потому, что они чем-то раздражены, а потому, что это обычная манера их разговора.
Африканцы любят «поплакаться в жилетку», пожаловаться на судьбу. Часто это сопровождается громкими и горестными восклицаниями. Но это всего лишь театр одного актера. Когда спектакль оканчивается, разговор с африканцем входит в нормальное русло. Если африканец действительно чем-то огорчен, раздражен или ему скучно, он никогда не покажет этого.
Африканцы любят ораторствовать. Говорят они обычно долго и очень обижаются, если их прерывают. Вместе с тем своеобразную разновидность африканского поведения представляет собой ораторство дипломатов. Так, они считают, что африканская стратегия «потеряет лицо», если африканский дипломат будет настолько недипломатичным, что попытается выступить на каком-нибудь международном форуме в числе первых. Более того, африканский дипломат предпочитает выступить перед перерывом в заседании, когда половина участников покидает зал. Это понимается как «доктрина самоустранения». Все поведение африканских дипломатов сводится к тому, чтобы, физически присутствуя, одновременно эффективно отсутствовать.
Особый интерес представляет собой явление бюрократии в странах Африки. Например, при посещении какого-либо учреждения секретарь любезно сообщает, после доклада чиновнику, что тот вскоре примет. Однако даже если чиновник ничем не занят, ему необходима пауза, которая может длиться довольно долго. Выражать свои чувства по этому поводу бесполезно. В случае, если чиновник все же решился и принял посетителя, то это не значит, что он вообще рассмотрит дело. При этом рычаги давления на чиновника отсутствуют, и даже подарок не сдвинет дело с места. Оно будет сдвинуто с мертвой точки только после того, как африканец совершит акт компенсации комплекса неполноценности, удовлетворит осознание собственной значимости в этом мире.
Ни арабы, ни африканцы никогда не заводят разговора с окружающими о семейной жизни и сексе, однако африканцы уважаемы в Африке только тогда, когда у них есть любовница. Чадолюбие у африканцев возведено в культ. Путь к сердцу африканца лежит через его детей. Внимание к детям ценится африканцем больше, чем интерес к нему самому.
Африканцы совершенно индифферентны к фактору времени. По их убеждению, часы не создали человека. Время должно состязаться с временем, а люди должны быть бесстрастными наблюдателями этого состязания. Эта своеобразная философия времени получила в Африке название «африканское время» Африканское время в понимании африканцев — это не забывчивость, не отсутствие уважения к другому. Напротив, это выражение вежливости и понимание существа фактора времени. Обычно «африканское время» проявляется в двух основных формах: ровно через час, или ровно в назначенное время, но на следующий день.
Африканцы обладают необыкновенным чутьем, и их очень трудно ввести в заблуждение относительно подлинных чувств к ним. Как только они почувствовали искренность со стороны собеседника, его симпатию, пусть даже не явно выраженную, они будут тянуться к нему.
Африканцы любят приглашения в гости. Однако при этом хозяин должен учитывать специфику африканского понимания вежливости. Так, если африканец приглашен на обед в 20:00, и не появился в 21:00, не следует обижаться. Ждать его больше не следует, так как он придет на следующий день уже в 21:00 или в 22:00. Но если на следующий день его не ждут, он обидится, полагая, что его не хотели принять в качестве гостя. Объясняется это тем, что, опоздав на несколько часов, он тем самым хочет показать, что не голоден, и пришел не только для того, чтобы пообедать. Если сразу предложить ему выпить, он откажется, даже если ему очень хочется. Здесь следует настаивать, так как он сразу согласится. Но если прекратить настаивать, он обидится и прекратит знакомство. Также до конца следует настаивать на том, чтобы он сел к столу и пообедал, хотя он будет утверждать, что только что обедал дома и совсем не голоден. Этот театр следует выдержать, чтобы продолжить поддерживать с ним отношения. Даже если африканец не пришел на обед, не следует делать из этого никаких выводов, так как он не пришел потому, что считает это хорошим тоном и никак иначе.
Для африканцев, как и для арабов, характерно уважение к старшим по возрасту и положению и даже преклонение перед ними. В равной степени они с уважением относятся к тем, к кому благоволит либо кого уважает их начальник (старший).
Африканцы в своем большинстве тяготеют к знаниям, учатся охотно и усердно. Получившие образование в ведущих вузах мира отличаются глубокими знаниями и основательностью подготовки по специальности. Многие из них весьма начитаны, хорошо знакомы с классикой мировой литературы, разбираются в искусстве. Длительное общение данных представителей африканских народов с европейцами у них на родине ведет к нивелированию не только в образовании, но и в психологии. Общаясь с бывшими колонизаторами в совершенно иной обстановке и в совершенно иных условиях, они начинают воспринимать те черты характера, которые от них скрывались либо не проявлялись.
Общность исторических судеб народов Африки породила весьма своеобразную форму национализма — африканский национализм, именно африканский, то есть в масштабах всего континента, а не нигерийский, сенегальский и др. Африканский национализм как теория возник в конце XIX века в виде так называемой идеологии негритюда. Его основоположник — Эдуард Блайден, негр из Вест-Индии, впервые выступил с обоснованием особенностей «африканской личности и своеобразия африканской души».
Согласно его теории, каждая раса, в том числе африканская, является носителем особых качеств и традиций, а потому каждая раса должна жить отдельно, изолированно одна от другой. Поэтому, утверждал Э. Блайден, все африканцы должны вернуться в Африку, а все белые должны ее покинуть.
Позднее многие другие идеологи африканского национализма также рассуждали об исключительности африканцев. Но наиболее полное и законченное выражение эти взгляды нашли в концепции негритюда в середине 30-х годов XX века. Эта концепция была сформулирована двумя африканскими поэтами — Леопольдом Сенгором, будущим президентом Сенегала, и негром с острова Мартиника Эме Сезером.
Л. Сенгор, в частности, характеризовал негритюд как совокупность культурных ценностей черного мира, выраженых в жизни, утверждениях и творениях народа. Основная исходная позиция негритюда состоит в утверждении о наличии различного склада ума белого и черного человека, а также о том, что «интуитивное мышление африканца не может воспринять аналитические и логические идеи европейского общества».
Интуиция африканцев направляется преимущественно на объект и приближается по своей сущности к ощущению. Интуиция африканцев стремится к открытию возможностей в объективно данном, поэтому она в качестве добавочной, подчиненной функции является тем вспомогательным средством, которое действует автоматически. Временами объекты представляются им преувеличенно ценными, когда они могут явиться средством разрешения, освобождения, нахождения новой возможности. Однако после того, как они сыграют свою роль в качестве новой ступени или моста, они лишаются ценности и отбрасываются. Факт имеет значение лишь потому, что открывает новые возможности, уходящие за пределы самого факта и освобождающие от него индивида. Африканцы основываются в своей деятельности на опыте, в связи с чем их опыт опережает суждение. Для них приемлемы отношения, поддерживаемые только до тех пор, пока внешние обстоятельства допускают такую совместимость. Результатом этого является то, что они смотрят друг на друга, как на людей, на которых нельзя положиться. Именно наличие интуиции позволяет им становится неплохими работниками общественной деятельности. Когда доминирует интуиция, мышление и чувство оказываются подавленными, а ощущение пребывает в полной изоляции от сознания. Так, например, по мнению К.Г. Юнга, ощущение нарушает ясное и непредвзятое наивное восприятие, его назойливые чувственные раздражения направляют внимание на физическую поверхность, то есть именно на те вещи, за которые интуиция старается проникнуть. Интуиция африканцев пытается постигнуть самый широкий спектр возможностей, заложенных в объективной реальности.
- Введение
- Раздел 1 основные положения этнической психологии Глава 1 этническая психология как наука. Предмет и методы этнической психологии
- 1.1. Основные этапы развития представлений о предмете этнической психологии
- 1.2. Причины дискредитации этнопсихологической науки в конце 20-х годов в России
- 1.3. Основные направления развития современной этнопсихологической науки
- 1.4. Понятие, объект, предмет и содержание этнической психологии
- 1.5. Этнопсихология и другие отрасли знаний
- 1.6. Методологические основы этнической психологии
- 1.7. Функции этнической психологии
- 1.8. Психологическая сущность основных понятий этнической психологии
- 1.9. Основные задачи этнической психологии в современном обществе
- Глава 2 проблема этноса и наций в этнопсихологии
- 2.1. Психологическая характеристика этноса
- 2.2. Понятие этнических общностей и групп и основные процессы внутри них
- 2.3. Способы существования этносов
- 2.4. Этнические процессы
- 2.5. Социально-психологическая сущность понятия «нация»
- 2.6. Основные этнические и культурологические особенности нации
- 2.7. Понятие национальной идентификации
- Глава 3 статические характеристики этноса
- 3.1. Психический состав этноса
- 3.2. Ментальность как интегральный этнопсихологический признак нации
- 3.3. Психологическая сущность и содержание национального характера
- 3.4. Национальное самосознание
- 3.5. Этническое самосознание
- 3.5.1. Понятие маргинальности
- Глава 4 динамические характеристики этноса
- 4.1. Национальные чувства
- 4.2. Проблема этнической установки в этнопсихологии
- 4.3. Этнические стереотипы, их структура и содержание. Причины стереотипизапии
- 4.4. Этнические конфликты, их сущность, объективные и субъективные условия их возникновения
- 4.5. Массовые явления в национальных конфликтах и участие в них молодежи
- 4.6. Проблема национального экстремизма на современном этапе
- Раздел 2 особенности национального характера отдельных народов мира
- Глава 1 дальний восток
- Китайцы
- Глава 2 ближний восток Арабы
- Глава 3 северная америка Американцы
- Глава 4 западная европа Итальянцы
- Французы
- Испанцы
- Скандинавы
- Норвежцы
- Англичане
- Глава 5 африка Народы Африки
- Глава 6 этнопсихологические аспекты ведения деловых переговоров
- Этноспихологические особенности украино-американских деловых отношений
- Глава 2 возможность идентификации этнических общностей по классификации к.Г. Юнга
- Классификация этнических общностей на основе типологии личности к.Г. Юнга.
- Классификация этнических общностей по типологии личности а. Аугустинавичуте.
- Типология психологических отношений членов этнических общностей (в пределах этнической общности).
- Глава 3 теория зависимости характера этноса от географического расположения территории проживания
- Зависимость формы государственного правления от географического района проживания этнической общности.
- Глава 4 прогнозирование взаимоотношений этнических групп на базе их психологических особенностей
- Глава 5 невербальные особенности общения этнических групп
- Глава 6 психологическое восприятие линии времени нейролингвистического программирования представителями этнических общностей
- Типы линии времени нейролингвистического программирования и их характеристики
- Глава 7 модель психологического анализа этнической группы
- Приложение а этническая психология и юриспруденция
- Приложение б этническая психология и медицина этническая принадлежность человека и действие лекарств
- Влияние фактора этнической принадлежности врача и выбора языка для беседы на оценку клинического состояния пациента с психическими расстройствами
- Заключение
- Краткий словарь терминов этнопсихологии
- Использованная литература
- Предметный и именной указатель
- Оглавление