2.1. Психологическая характеристика этноса
В зарубежной литературе разработке понятия «этническая общность» или «народ» внимания не уделяется, хотя в целом интерес к этническим проблемам в последнее время усилился. Однако речь, как правило, идет не столько об этнических процессах, сколько о роли этнического фактора в современной жизни, о формах и типах отношений между различными этническими группами. Из теоретических работ можно назвать сборник статей австрийского социолога Е. Франсиса «Этнос и демос», а также статью профессора университета в Женеве Альдо Дами «Определение этнической общности», хотя в последней, по существу, говорится лишь о постановке проблемы и отмечается ее сложность.
Одними из первых ввели в литературу термин «этническая общность» известные ученые М.Г. Левин и Н.Н. Чебоксаров. В «Очерках общей этнографии», опубликованных в 1957 году, они определяли народ как исторически сложившуюся группу людей, связанную общностью территории своего формирования, языка и культуры. Вместе с тем они утверждали, что понятие «этническая общность» шире понятия «народ», поскольку оно применимо как к группе близких по языку и культуре народов, так и к части народа, отличающейся некоторым языковым и культурным своеобразием.
Первая серьезная попытка определения этнической общности была сделана в 1964 году известным отечественным этнографом С.А. Токаревым в статье «Проблема этнических общностей». Вслед за этим было опубликовано несколько статей В.И. Козлова и его монография «Динамика численности народов», в которой не только уделяется внимание методологическим проблемам рассматриваемого вопроса, но и достаточно убедительно аргументируется формулируемое автором определение.
Большой интерес для разработки вопросов этнического развития представляет дискуссия по теории нации, которая развернулась на страницах журнала «Вопросы истории» на протяжении 1966—1968 годов. Хотя дискуссия, по существу, свелась лишь к определению понятия «нация», в ходе обсуждения было высказано немало суждений, важных с точки зрения этнических процессов в современном мире.
Анализ существующих концепций показывает, что включение общности языка и территории в понятие этнической общности не вызывает возражения исследователей. Что касается других показателей, то существуют разные, иногда прямо противоположные точки зрения. Так, например, одни исследователи (П.М. Рогачев, М.А. Свердлин) считают общность экономической жизни ведущим признаком нации, бесспорным этническим признаком всего народа. Другие же (Н.Н. Чебоксаров, В.И. Козлов) полагают, что экономика является необходимым условием существования всех видов общности людей, но не составляет специфику этнической общности и не может считаться одним из ее основных признаков. По мнению В.И. Козлова, экономическая общность свойственна не столько нации, сколько государству и определяется не этническими, а политическими границами. Более того, ему принадлежит и идея о том, что подобные высказывания не имеют под собой реальной основы и могут способствовать лишь оживлению националистических идей и экономического сепаратизма.
Приведем некоторые определения этнической общности, разработанные в отечественной литературе. Так, например, С.А. Токарев полагает, что «этническая общность есть такая общность людей, которая основана на одном или нескольких из следующих видов социальных связей: общности происхождения, языка, территории, государственной принадлежности, экономических связей, культурного уклада, религии».* Однако, по его мнению, ни одно из этих отличий не является обязательным признаком этнической общности, хотя каждый из видов социальной связи, лежащих в основе таких отличий, может составить базу возникновения этнической общности.
* Токарев С.А. Проблема типов этнических общностей (к методологическим проблемам этнографии) // Вопросы философии. — 1964.-№11.-С. 12.
Некоторые исследователи предлагают применять вместо термина «народ» термин «этнос», подчеркивая этим, что этническая общность является понятием более широким, чем этнос. Полагают, что именно культурная специфика должна рассматриваться как основной признак этноса, позволяющий во всех без исключения случаях отграничить его от других этносов. В сущности говоря, даже язык, обычно считающийся главным этническим индикатором, теснейшим образом связан с культурой говорящего на этом языке народа, поскольку его культура, в первую очередь духовная, в значительной степени всегда выражается на определенном языке. Каждый этнос необходимо рассматривать как исторически сложившуюся группу людей вместе с территорией его формирования и последующего расселения, созданной им культурой и языком, который эту культуру выражал.
По мнению Н.Н. Чебоксарова, «этнической общностью следует называть широкую категорию, включающую не только народы или этносы, но и подразделения этих народов, группы родственных народов, имеющие целый ряд общих культурных и языковых черт».* Такую точку зрения поддерживает и Ю.В. Бромлей, отмечая при этом, что под этнической общностью понимают всю этническую иерархию — от этнографической группы до этнолингвистических общностей. Под этносом, как правило, понимается та основная этническая ячейка, которую обычно в просторечии называют народом, то есть это племя, народность, нация. Впрочем, нередко этот термин употребляется в еще более узком смысле слова — близком к понятию «национальность».
* Советская этнография. — М., 1970. — №3. — С. 92.
Термин «этнос» получает все большее распространение в специальной этнопсихологической литературе. Так, В.И. Козлов дает следующее определение этнической общности: «Народ, или этническая общность — социальный организм, сложившийся на определенной территории из групп людей при условии уже имевшейся у них или достигнутой ими по мере развития различных связей (хозяйственных, культурных и других) общности языка, общих черт культуры и быта, особенности психического склада, а если эти группы резко отличались в расовом отношении, то и значительной метисации их. Основными признаками этнической общности являются: этническое самосознание и самоназвание, язык, территория, особенности культуры, определенная форма социально-территориальной организации или четко выраженное стремление к созданию такой организации».* Важно отметить при этом, что главным, по-видимому, является не перечень признаков, а выяснение характера связей между входящими в общность людьми и преломления этих связей в сознании.
* Козлов В.И. Динамика численности народов. Методология исследования и основные факторы. — М., 1969. — С. 56.
- Введение
- Раздел 1 основные положения этнической психологии Глава 1 этническая психология как наука. Предмет и методы этнической психологии
- 1.1. Основные этапы развития представлений о предмете этнической психологии
- 1.2. Причины дискредитации этнопсихологической науки в конце 20-х годов в России
- 1.3. Основные направления развития современной этнопсихологической науки
- 1.4. Понятие, объект, предмет и содержание этнической психологии
- 1.5. Этнопсихология и другие отрасли знаний
- 1.6. Методологические основы этнической психологии
- 1.7. Функции этнической психологии
- 1.8. Психологическая сущность основных понятий этнической психологии
- 1.9. Основные задачи этнической психологии в современном обществе
- Глава 2 проблема этноса и наций в этнопсихологии
- 2.1. Психологическая характеристика этноса
- 2.2. Понятие этнических общностей и групп и основные процессы внутри них
- 2.3. Способы существования этносов
- 2.4. Этнические процессы
- 2.5. Социально-психологическая сущность понятия «нация»
- 2.6. Основные этнические и культурологические особенности нации
- 2.7. Понятие национальной идентификации
- Глава 3 статические характеристики этноса
- 3.1. Психический состав этноса
- 3.2. Ментальность как интегральный этнопсихологический признак нации
- 3.3. Психологическая сущность и содержание национального характера
- 3.4. Национальное самосознание
- 3.5. Этническое самосознание
- 3.5.1. Понятие маргинальности
- Глава 4 динамические характеристики этноса
- 4.1. Национальные чувства
- 4.2. Проблема этнической установки в этнопсихологии
- 4.3. Этнические стереотипы, их структура и содержание. Причины стереотипизапии
- 4.4. Этнические конфликты, их сущность, объективные и субъективные условия их возникновения
- 4.5. Массовые явления в национальных конфликтах и участие в них молодежи
- 4.6. Проблема национального экстремизма на современном этапе
- Раздел 2 особенности национального характера отдельных народов мира
- Глава 1 дальний восток
- Китайцы
- Глава 2 ближний восток Арабы
- Глава 3 северная америка Американцы
- Глава 4 западная европа Итальянцы
- Французы
- Испанцы
- Скандинавы
- Норвежцы
- Англичане
- Глава 5 африка Народы Африки
- Глава 6 этнопсихологические аспекты ведения деловых переговоров
- Этноспихологические особенности украино-американских деловых отношений
- Глава 2 возможность идентификации этнических общностей по классификации к.Г. Юнга
- Классификация этнических общностей на основе типологии личности к.Г. Юнга.
- Классификация этнических общностей по типологии личности а. Аугустинавичуте.
- Типология психологических отношений членов этнических общностей (в пределах этнической общности).
- Глава 3 теория зависимости характера этноса от географического расположения территории проживания
- Зависимость формы государственного правления от географического района проживания этнической общности.
- Глава 4 прогнозирование взаимоотношений этнических групп на базе их психологических особенностей
- Глава 5 невербальные особенности общения этнических групп
- Глава 6 психологическое восприятие линии времени нейролингвистического программирования представителями этнических общностей
- Типы линии времени нейролингвистического программирования и их характеристики
- Глава 7 модель психологического анализа этнической группы
- Приложение а этническая психология и юриспруденция
- Приложение б этническая психология и медицина этническая принадлежность человека и действие лекарств
- Влияние фактора этнической принадлежности врача и выбора языка для беседы на оценку клинического состояния пациента с психическими расстройствами
- Заключение
- Краткий словарь терминов этнопсихологии
- Использованная литература
- Предметный и именной указатель
- Оглавление