logo
Баронин_Этническая психология_2000

1.3. Основные направления развития современной этнопсихологической науки

В 70-х годах исследования в области этнопсихологии про­должились: И.С. Кон, Г.В. Старовойтова, С.В. Арутюнов высказывали свое мнение относительно этнопсихологии, ак­центируя внимание на отсутствии понятийного аппарата, ка­тегорий, прямой связи с социальной психологией, этносом и нацией. В результате длительного пробела в исследованиях и на сегодняшний день существуют споры по поводу опре­деления некоторых категорий в понятийном аппарате этнической психологии, в связи с чем можно утверждать, что про­цесс возрождения и развития этой науки продолжается.

В отечественной этнопсихологии 70-90-х годов наиболее актуальными являлись проблемы:

• предмета этнической психологии;

• логики исследования в этнической психологии;

• применения концепции единства психической и практи­ческой деятельности для объективного объяснения особенно­стей психической и практической деятельности определенного этноса, а также причин психических отличий между различ­ными этносами.

Современная этнопсихология не составляет единого цело­го ни по тематике, ни по методам. В ней выделяется ряд само­стоятельных направлений:

• сравнительные исследования этнических особенностей психофизиологии, когнитивных процессов, памяти, эмоций, речи (которые теоретически и методологически являются не­отъемлемой частью соответствующих разделов общей и соци­альной психологии);

• культурологические исследования, направленные на уяс­нение особенностей символического мира и ценностных ори­ентации народной культуры и неразрывно связанные с соот­ветствующими разделами этнографии, фольклористики, искус­ствоведения;

• исследования этнического сознания и самосознания (в данном случае заимствуются понятийный аппарат и методы из соответствующих разделов социальной психологии, изуча­ющих социальные установки, межгрупповые отношения и т.д.);

• исследования этнических особенностей социализации де­тей (понятийный аппарат и методы ближе всего к социоло­гии и детской психологии).